Фаллически-нарциссический тип.
1-й тип - обсессивный. Маленький человек с довольно узким телом, ведущий интенсивную эмоциональную жизнь. Обсессивный тип худощав и жилист, с хорошо развитой мускулатурой. Движения быстрые и решительные. Мускулатура спины напряжена и неподатлива по сравнению с передней частью тела.
2 тип - компульсивный. Компульсивный тип - с более длинным, костистым скелетом и гораздо более развитой мускулатурой. Тяжелая, агрессивно видвинутая вперед нижняя челюсть, плечи широкие, талия узкая, бедра закрепощены. Строение тела производит впечатление силы и твердости. Довольно длинные ноги, дышит животом, лоб напряжен. Высокие квадратные плечи - знак рано взятой на себя ответственности.
Обсессивный тип имеет сильную генитальную активность, компульсивный - слабую, из-за спастического анального напряжения. Жесткость структуры не допускает никакой спонтанности движения или экспрессии. Этот тип проявляет типичный педантизм, жадность и аккуратность, что является результатом подавления эмоциональных проявлений, блокировки аффекта. Здоровые представители этих типов, благодаря свободной агрессии, социально активны, импульсивны, энергичны, продуктивны, но чем более невротичен характер, тем более своеобразными и односторонними бывают их движения. Поведение амбициозно. Страх неудачи связан с чувством ответственности.
Пассивно-женственный тип. Мягкий женоподобный голос, отсутствие глубокого резонанса и резкости. Выражение лица мягкое и пластичное. Движения никогда не бывают резкими, в них не чувствуется напора. Тело может быть либо округлым, с довольно узкими плечами (L-тип), либо V-образным с широкими плечами и узкими бедрами. Руки мягкие и довольно слабые. Стопы узкие с тяжелыми контрактированными сводами. Слабые ноги, отсутствие контакта с землей. Поднятые плечи являются выражением страха. Узкие бедра - результат значительного напряжения таза и бедер, из-за которого уменьшается объем таза и снижается половая потенция. Основное напряжение приходится на глубокие мышцы, тогда как поверхностная мускулатура относительно мягкая. Это проявляется в мягки движениях. Иммобилизация генитальной агрессии препятствует нормальному развитию мужской мускулатуры. Тип мягкий округлый, но присущий мужчинам тазовый выступ отсутствует, что соответствует недостаточной агрессивности в целом.
Отсутствует импульсивность догенитальной структуры и агрессивность фаллического мужчины. Недостаточность эмоциональной экспрессии и относительная физическая неподвижность. Внешний психологический конфликт сконцентрирован на отношении к женщине. Глубокая потребность в контакте, уходящая корнями в оральное нарушение, на генитальном уровне вступает в конфликт с желанием разрядки и удовлетворения. В поведении - дружелюбен, покладист, неловок, робок, зависит от обстоятельств, с интеллигентными манерами.
Панцирю В.Райх придавал и общефилософское значение, считая, что человечество в целом избрало путь создания панциря вместо открытости. Этот путь воплощается в двух вариантах. Первый связан с механистической наукой. Механицисты поражены глубинным страхом спонтанности и открытости. Машина может быть идеальной и безошибочной. Чувства и спонтанность опасны, их следует избегать. Человек в поведении уподобляется машине и изучается наукой как машина.
Второй вариант воплощен в мистической религии, которая лишь частично контактирует с истинной природой человека. Тело и сексуальность отрицаются, тем самым отвергается живая любовь. Религия не становится чем-то реально переживаемым, она отвлечена и абстрактна.
Вместо этого Райх предлагал религию Живой жизни.
Терапия
В Райхианской терапии используются обычно следующие средства для распускания мышечной брони:
1. накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;
2. прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление, защипывание и т. д.), чтобы расслабить их;
3. специальные (обычно ритмические) движения ,например, велосипедные движения ногами, ударяя икрами кушетку;
4. сотрудничество с клиентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые выявляются при том или ином воздействии на мышечные зажимы.
5. издаваемые клиентом звуки, крики, выражающие эмоциональное состояние, связанное с тем или иным блоком;
6. гримасничанье или изображение некоторого чувства телесным поведением.
В современной телесной терапии к этому реестру добавляются:
7. специальные напряженные позы в сочетании с глубоким дыханием;
8. особый массаж (рольфинг), имеющий целью расслабить мышечные оболочки (фасции).
По Райху все тело делится на 7 относительно независимых сегментов мышечной брони, в каждом из которых подавляются специфические чувства и импульсы к действию.
Приведем для примера некоторые варианты работы с различными сегментами мышечной брони (по [8]):
l. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и "пустом" выражении глаз, которые смотрят как бы из-за неподвижной маски. Расслабление посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также посредством вращения глаз и смотрением из стороны в сторону, фиксируя взгляд на каждой стене.
2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика» гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитные напряжения могут быть расслаблены путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусающих движений, рвотных движений и прямым воздействием на мышцы.
3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Он удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важными средствами расслабления являются крики, вопли, рвотные движения и т. п.
4. Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку к руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Броня может быть расслаблена посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного вдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то.
5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы» мышцы нижних позвонков. Защитные напряжения выражаются в выгнутости позвоночника вперед. когда клиент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Броня удерживает здесь в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента» прежде чем перейти к распусканию этого, что осуществляется посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками в этом сегменте практически неспособны к рвоте).
6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитная броня на боках создает боязнь щекотки и связана с подавлением злости и неприязни. Расслабление происходит легко, если верхние сегменты уже открыты.
7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз региден, он "мертвый" и безсексуальный. Тазовая броня служит подавлению возбуждения, гнева и удовольствия. Возбуждение (или тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия. Невозможно полностью переживать удовольствие в этой области, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Броня может быть распущена посредством напряжения таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.
Расслабление сегментов ведется обычно сверху вниз.
Райх обнаружил, что по мере полного распускания мышечной брони у людей фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни, происходят глубокие психологические перемены, в том числе меняется характер. К ним возвращается чувство глубины и искренности» ранее утерянное, они снова чувствуют себя "живыми", обретают новую энергию, интерес и способности.
Пример (из книги Фейдимена Д. и Фрейгера Р. [8], которые в свою очередь взяли его из книги известного актера Орсона Бинэ «Я и оргон»), по этому примеру можно составить представление об ортодоксальной райхианской терапии.
«Д-р Бейкер сел за свой стол и указал мне на стул напротив... «Ну, - сказал он, - раздевайтесь, посмотрим-ка на вас». С остекленевшими глазами я встал и начал раздеваться - «Вы можете остаться в шортах и носках», - сказал Бейкер к моему облегчению. Я сложил одежду аккуратной стопкой на стул у стены. «Ложитесь на кушетку», - сказал доктор...
Он начал щипать мускулы мягких частей плеч, Мне хотелось съездить его по его садистской физиономии, одеться и дать деру. Вместо этого я выдавил из себя «о-о-у». Потом я промычал: «Больно».
- Не думаю, чтобы было больно, - сказал он.
- Больно, - сказал я, и продолжал мычать свои «О-о-о».
- Теперь глубоко вдохните и глубоко выдохните, - сказал он, положив ладонь одной руки мне на грудь и придавив ее второй рукой с большой силой. Боль была значительной. «Что, если кушетка проломится?» - думал я, - «Что, если мой позвоночник лопнет, или я задохнусь?»
Некоторое время я вдыхал и выдыхал, затем Бейкер нащупал мои ребра и начал их прощупывать и давить... Потом он тыкал и продавливал мой живот, нащупывая мышечные зажимы и узлы... Он двинулся ниже, милосердно обойдя мои жокейские шорты, и начал щипать и тыкать мышцы внутренней стороны бедер. Теперь я понял, что плечам, ребрам и животу было совсем не больно. Боль была ошеломляющей, в особенности потому, что в этой области я никак не ожидал боли...
« Повернитесь», - сказал Бейкер. Я повернулся. Он начал с моей шеи и двигался вниз, безошибочным инстинктом находя каждый зажим, каждый напряженный мускул... «Теперь снова повернитесь», - сказал д-р Бейкер, и я повернулся. «Хорошо, - сказал он, - вдыхайте и выдыхайте так глубоко, как вы только можете, и в то же время вращайте глазами, не двигая головой. Попробуйте посмотреть поочередно на каждую из четырех стен, переводите глазные яблоки из стороны в сторону так далеко, как можете». - Я начал вращать глазами, чувствуя себя довольно глупо, но довольный уже тем, что он больше не мучает мое тело. Мои глаза вращались и вращались. «Продолжайте дышать», - сказал Бейкер. Я почувствовал нечто странно-приятное в глазах, легкий туман, похожий на эффект выкуренной палочки марихуаны. Этот туман начал распространяться по лицу, голове, потом по всему телу. «Хорошо, - сказал Бейкер, - теперь продолжайте дышать, и ударяйте ногами кушетку велосипедными движениями». Я начал ритмично поднимать и опускать ноги, ударяя кушетку икрами. Я продолжал и продолжал, пока мои ноги не начали отваливаться. Бедра начали болеть, я ждал, когда же он скажет, что достаточно, но он молчал. Тогда, постепенно, я перестал чувствовать боль, и то же приятно-туманное ощущение начало распространяться по всему телу, но гораздо более сильное. Я чувствовал себя так, будто ритм подхватил мои удары, которые уже не требовали от меня никаких усилий. Я чувствовал себя вознесенным, охваченным чем-то большим чем я. Я дышал глубже, чем когда-либо до этого, и ощущал как каждое дыхание проходит вниз по легким до таза. Постепенно я почувствовал себя восхищенным прямо из молочно-шоколадной бейкеровской комнаты в гармонию сфер. Я слился с астральным ритмом. Наконец, я почувствовал, что пора остановиться...
На следующее после визита к доктору Бейкеру утро, в среду, я проснулся, проспав всего около пяти часов и чувствуя себя бодрым. Кофе казался вкуснее, чем когда-либо, и даже мусор, плывущий по Ист Ривер, обладал легкостью и выстраивался в узоры. Это чувство продолжалось весь день, - чувство благополучия и единения с миром. Тело было легким, приятные мурашки бегали вниз и вверх по рукам, ногам , туловищу. Когда я вдыхал, ощущение движения продолжалось до низа туловища, и это было приятно. Я ощущал легкое сексуальное возбуждение и нежность, мысль вообще о женщинах наполняла меня любовью...
Я начал раскручиваться в другую сторону. Приятные мурашки прекратились, начало преобладать чувство тревожности и возбуждения. Начали появляться коричневатые пятна, которые потом превратятся в синяки, там где Бейкер щипал и тыкал меня...
Я забрался в постель, чувствуя, что мне холодно; потянувшись за вторым одеялом, я понял, что холодею от страха. Я попробовал осознать свое чувство, как научился делать в психоанализе. Это был страх того рода, какого я не переживал раньше. Я вспомнил о марионеточном представлении, где куклы танцевали под музыку «Пляски смерти», представляя собой скелеты, распадающиеся на ходу. Я чувствовал себя так, будто сам начинаю распадаться. Беспокойство становилось ужасным, и я осознал, что непроизвольно напрягаю мышцы, чтобы «собрать» себя. Прекрасное чувство освобождения исчезло, его место заняло стремление держаться за жизнь. Мой «панцирь», - если это был он, - казался старым дорогим другом. Люди часто говорят, что лучше умереть на электрическом стуле, чем провести жизнь в тюрьме, - но узники не скажут этого. Жизнь в цепях лучше, чем никакой жизни, - если дело идет не о теории.
Я понял, что мне понадобится все мужество, какое я сумею собрать, чтобы распустить защитный панцирь. Я буду бороться с доктором Бейкером на каждом шаге пути; но я помню также, как чувствовал я себя в течение тридцати шести часов после первого сеанса, и я хочу этого больше всего на свете...
«Как вы провели неделю? - спросил Бейкер, и я рассказал.
«Ваша реакция - сжимания после периода приятных ощущений совершенно естественна, этого и следует ожидать. - сказал он. - Вы не можете всегда сохранять эти прекрасные ощущения, но важно помнить их, чтобы иметь возможность идти к ним в работе. Это поможет вам пережить страх, который вы будете чувствовать по мере того, как панцирь распускается...»
В течение нескольких недель, по вторникам в два часа, я дышал и бил ногами кушетку. (Я понял, что грудь и дыхание прорабатываются прежде всего для того, чтобы мобилизовать энергию в теле, что должно способствовать процессу распускания панциря. Энергия накапливается посредством вдыхания воздуха.) Теперь Бейкер заставлял меня бить кушетку не только ногами, но и кулаками. Я бил и лягал ее, и ритм возносил и восхищал меня...
Чтобы начать распускание панциря вокруг глаз, Бейкер взял карандаш и велел мне неотрывно смотреть на него. Он начал быстро вертеть его перед моими глазами разнообразными кругами, что заставило меня спонтанно смотреть в разные стороны. Это продолжалось минут 15-20, и результат был ошеломляющим. Глаза почувствовали себя свободно в голове, я мог ощущать прямую связь между ними и мозгом. Затем я вращал глазами, не двигая головой, сосредотачивая взгляд по очереди на каждой стене, когда взгляд касался ее. Все время , пока я это делал, я продолжал глубоко и ритмично дышать.
Бейкер заставил меня гримасничать и корчить рожи (я чувствовал себя дураком). Он заставлял меня смотреть подозрительным взглядом, или выражать глазами страстное стремление. Все это привело меня к ощущению, что я впервые использую глаза, и это было прекрасно...
На следующий вторник вместо карандаша Бейкер взял ручку-фонарик. Он бросал мне в глаза пучки света, вращал их, - это производило психоделический эффект. Я следил глазами за линиями и фигурами, возникающими в темноте, это было поразительно. Я прямо таки чувствовал, как мозги шевелятся у меня в голове. Бейкер вертел перед моими глазами фонарик минут 15, потом он зажег свет, глубоко посмотрел мне в глаза, и сказал: «Они прекрасно встают на место». - Все, что он делал со мной, и все его суждения, были не механическими, это возникало в результате способности человеческого существа войти в соприкосновение с чувствами и энергиями другого...
«Состройте мне гримасу», - сказал Бейкер, и я повернулся к нему с глупым косым взглядом. - «Усильте это», - сказал он. Я сморщился в выражении мерзкой кикиморы. «Что вы при этом чувствуете?» - спросил он.
- Не зна, - соврал я.
- Должны же вы что-то при этом чувствовать.
- Ну, мне кажется, высокомерие...
- Вам кажется?..
- В конце концов, черт возьми, все это куча дерьма... лежать здесь и вертеть глазами!..
- Суньте палец в глотку, - сказал Бейкер.
- Что? - сказал я.
- Пусть вас вырвет.
- Я перемажу вам всю кушетку.
- Можете, если хотите, - сказал он, - Но продолжайте глубоко дышать при этом.
Я лежал, дыша глубоко, я сунул палец в глотку, меня вырвало. Потом я сделал это снова.
- Продолжайте дышать, - сказал Бейкер. Моя нижняя губа задрожала, как у маленького ребенка, слезы потекли по лицу, я зарыдал. Я рыдал минут пять, и сердце мое разрывалось. Наконец, рыдания прекратились.
- С вами что-то произошло? - спросил Бейкер.
- Я подумал о маме, как я любил ее, я чувствовал, что никогда не могу добраться до нее, я чувствовал безнадежность, мое сердце было разбито, - сказал я. - Я мог переживать это впервые с тех пор, как я был маленьким. Это такое облегчение - быть способным плакать, и совсем это не куча дерьма, я просто был испуган.»
- Да, - сказал он, - это пугает. Вам нужно выпустить из себя еще много злости, много ненависти и гнева, а потом много желания и много любви. О’кей, - сказал он, - до следующего раза.
И я поднялся, оделся и ушел.
Другие направления телесной терапии
Телесная терапия в настоящее время включает в себя много разнообразных направлений и методов. Сюда относится: биоэнергетическая телесная терапия Александра Лоуэна, метод Фельденкрайза, метод Александера, рольфинг (или структурная интеграция), первичная терапия Артура Янова, терапия, ориентированная на чувственное осознание. Также к телесной терапии можно отнести многие методы хатха-йоги, тай-цзи-цуань, айкидо и других восточных учений.
Лоуэн был пожалуй наиболее верным и последовательным учеником В.Райха. Биоэнергетическая терапия Александра Лоуэна использует глубокое дыхание, специальные позы тела для осознания энергетических блокировок и ослабления мышечной брони, а также словесные процедуры для высвобождения "зажатых" эмоций и мобилизации потока энергии.
Метод Фельденкрайза состоит в осознании неэффективных физических привычек, снижении избыточных усилий в простых действиях, например, в стоянии, и освобождении мышц ради их использования с минимальным напряжением. Он позволяет сформировать лучшие телесные привычки, восстановить естественную грацию и свободу движений, усилить позитивный образ "Я", расширить самосознание и развить свои возможности.
Метод Александера направлен на изучение привычных телесных поз и их улучшение, помогает человеку осознать более гармоничное взаимодействие между частями тела. Центральным моментом для этой терапии является работа над мышечными зажимами шеи. Результатом является переживание "кинестетической легкости", когда клиент внезапно чувствует себя физически свободным и расслабленным, что влияет на все его последующие движения и самочувствие.
Рольфинг (по имени основателя Иды Рольф), или структурная интеграция, фактически является глубоким массажем с помощью пальцев, суставов пальцев и даже локтей с целью оптимального "формирования" тела (в частности осанки) и через это, психологической модификации личности.
Первичная терапия Артура Янова, по мысли автора, имеет целью актуальное переживание "первичной боли", которая глубоко заблокирована в подсознании человека и связана с ранними детскими психологическими травмами. Значительным нововведением Янова являются методика, направляющие усилия клиента на воспроизведение (или имитацию) ранних воспоминаний, наиболее трудных для повторного переживания и, следовательно, наиболее важных для борьбы с первичной болью. Скрытое напряжение должно найти выход (человек может кричать, корчится, извергать проклятия, бить кого-то воображаемого), и важно связать это с ранними воспоминаниями. Не отреагированная первичная боль ведет неизменно к саморазрушающему поведению.
Терапия, ориентированная на чувственное осознание - это процесс научения возвращаться в соприкосновение с нашим телом и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утеряли во время формального обучения. Работа фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные ощущения и чувства от культурно привитых образцов. По мере выполнения упражнений имеющих медитативную ориентацию, развивается чувство внутреннего покоя, восприимчивость усиливается, ненужные напряжения уменьшаются, мы чувствуем все большее единство с миром, энергия, ранее связанная, оказывается в нашем распоряжении.
Восточные методы слишком сложны и многообразны, чтобы охарактеризовать их здесь.
Скажем только, что:
- хатха-йога делает акцент на практике статических поз, ее основная цель - очищение и усиление тела как носителя различных витальных энергий;
- тай-цзи-цуань считается системой развития внутренней энергии (ци) в теле. В отличие от хатха-йоги здесь используются в основном динамические упражнения, которые совершаются крайне медленно, текуче, как бы плывя в воздухе;
- айкидо больше известна как система самообороны, но подлинный» глубинный смысл этой системы в гармонизации своего внутреннего мира и гармонизация себя со всей вселенной. Ай - означает единство, ки - жизненная энергия, до - путь. Здесь также используются релаксированные плавные движения. Характерный принцип - несопротивление, гармонизация с партнером, "слияние" с ним, а не борьба, тем более не уничтожение. Агрессивная энергия противника используется против него самого с целью восстановления гармонии.
Весьма распространена групповые формы телесной терапии, в которых используется тот или иной подход из перечисленных выше.
Пример(из личного опыта).
Однажды я был участником группы, которая проходила телесно-ориентированный тренинг под руководством немецких специалистов. В течение 5 дней мы занимались телесными упражнениями, гештальттерапией а также ребёфингом. Метод ребёфинга состоит в том, что клиент лежит на кушетке и глубоко дышит (способ дыхания не имеет принципиального значения), рядом обязательно присутствует помощник (сиделка). По мере накопления энергии посредством дыхания наружу начинают выходить скрытые мышечные спазмы, что сопровождается болевыми ощущениями, задача субъекта расслабить их, находя их двигательное выражение, выдыхая боль или выражая эту боль какими-то звуками. Сеанс длился примерно 1-2 часа.
На первом сеансе ничего примечательного со мной не случилось, но на втором (на следующий день) из меня стал сам собой выходить смех, я катался по кушетке, глубоко дышал и хохотал без остановки. Потом я брыкался как капризный ребенок, бил руками кушетку, избавлялся от каких-то страхов и т.д. Под конец у меня заболела точка с правой стороны груди и я попросил сиделку нажать на нее для лучшего проявления этого чувства. Звук, которым можно было бы выразить эту боль был «м-м-м...», который затем непроизвольно перешел в «Ом...». Я пел этот «Ом», вокруг меня собрались немецкие терапевты и тоже запели «Ом...». Я почувствовал, что тело мое стало легким и пустым как органная гудящая труба и воздух проходит беспрепятственно от макушки до пяток.
В последующие две недели я чувствовал себя просто потрясающе, тело было легким, энергия била через край, от работы я не уставал, мир воспринимался как прекрасный, родной, наполненный радостью, отношения с людьми строились легко и не вызывали никаких трудностей и напряжений.
У других людей, проходивших ребёфинг также наблюдались сильные результаты, в том числе наружу выходили проблемы явно связанные с оральным периодом развития, когда губы болели и непроизвольно стягивались в трубочку как для сосания и человек испытывал голод как недокормленный ребенок, после проработки губы расслаблялись, голод проходил и человек испытывал ощущение счастья и прилива энергии и т.д.
Вопросы для контроля
1. Почему воздействие на тело может привести к исцелению психологических проблем?
2. Что такое мышечная броня?
3. Как связан мышечный панцирь и характер?
4. Какие типы характера выделяет Райх?
5. Какие сегменты мышечной брони Вам известны?
6. Какие пути расслабления мышечной брони Вы знаете?
7. Какие разновидности телесной терапии Вы можете назвать?
Литературные источники:
1. Лоуэн А. Психология тела. - М., 1997.
2. Лоуэн А. Бионэргетика. - С.-Пб., 1998.
3. Лоуэн А. Предательство тела. - Екатеринбург, 1999.
4. Никитин В.Н. Психология телесного осознания. - М., 1998.
5. Райх В. Анализ личности. - М., С.-Пб., 1999.
6. Райх В. Сексуальная революция. - С.-Пб.,М., 1997.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.
8. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.
ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ
Гештальттерапия в настоящее время - одно из самых динамично развивающихся и эффективных направлений психотерапии. Она может быть представлена как синтез идей экзистенциализма, гештальтпсихологии, психоанализа и телесной терапии, но по сути она представляет собой совершенно самостоятельную и целостную систему идей и практических методов, завоевавшую в мире много сторонников. Она имеет тесные связи с системой социальной работы.
Основные идеи
Считается, что основатель гештальттерапии Фредерик Перлз (1893-1970) внес больше нового в психотерапевтическую практику, чем в теорию личности, он называл всякое теоретизирование "слоновьим дерьмом" превыше всего ставя непосредственное чувствование и переживание актуального опыта. Однако это уже является определенной теоретической позицией (экзистенциальной), как и ряд других принципов, выдвинутых им относительно целей и процесса психотерапии. Выделяются 4 главных принципа гештальттерапии:
1. принцип целостности и фигуративности;
2. принцип расширения осознания;
3. принцип сосредоточенности на настоящем (или «здесь и теперь»);
4. принцип работы с противоположностями.
1. Принцип целостности и фигуративности (или гештальта) был взят из традиции немецкой гештальтпсихологии. Он имеет ряд важных аспектов. Во-первых, гештальт (или образ) не сводится к сумме своих частей, это некоторая целостность и фигура существующая на определенном фоне или внутри некоторого контекста. Если, например, нарисовать несколько отдельных точек на листе бумаги определенным образом, то практически каждый наблюдатель скажет, что мы нарисовали круг, хотя круга как такового на рисунке нет. «Круг» в данном случае будет дополнительным свойством, проистекшим из объединения элементов в целое психикой индивида.
Пояснить принцип гештальта можно с помощью картинки, представленной на рис. 3. Если перевернуть книжку на 180° - гештальт, возникающий в восприятии наблюдателя будет совершенно другим, чем при ее обычном положении (то есть наблюдаемый гештальт может зависеть от исходной точки зрения!). В каждом случае детали картинки обретают разный смысл в зависимости от того, в какой гештальт они включены, то есть целое диктует смысл частей, а не наоборот! Этот пример содержит в себе и другой урок: терапевт очень часто «переворачивает» восприятие клиентом некоторой ситуации и показывает ему новые гештальты, которые тот ранее не воспринимал.
Рис.3
Проблемная ситуация клиента представляет собой целостность и поэтому бессмысленно работать с одним каким-то качеством или одной его частью, исключив все прочие и не учитывая контекст, внутри которого это качество проявляется. То, что мы считаем дефектом или недостатком, может играть чрезвычайно важную приспособительную роль в контексте жизни клиента. Фактически только сам клиент может выстроить новый более позитивный с его точки зрения гештальт своей жизни. Поэтому гештальттерапевт стремится к тому, чтобы воспроизвести или смоделировать проблемный гештальт в «лабораторных» условиях и менять целое, а не какой-либо его отдельный элемент. Например, если бороться с симптомом (например с алкоголизмом) вне того проблемного гештальта элементом которого он является, то симптом будет вновь и вновь восстанавливаться, что и происходит при стандартном лечении.
Второе следствие этого же принципа состоит в том, что всякая человеческая проблема с позиций гештальттеории является незаконченным гештальтом, который, в силу закона организации гештальта, стремится к завершенности, но в силу того, что по тем или иным причинам завершения не происходит, данный болезненный гештальт воспроизводится в жизни субъекта вновь и вновь. Задача психотерапии - воспроизвести этот гештальт здесь и теперь и завершить его, что и будет решением проблемы.
Другое следствие - закон фигуры и фона. Любой гештальт существует на определенном фоне и для того, чтобы быть заметным, должен выделиться из фона. Каждая потребность проходит цикл зарождения из фона, развития до максимума и ухода в фон (рис.4).
Сначала возникает некоторое недостаточно определенное ощущение, по мере нарастания его интенсивности происходит осознание потребности, после чего индивид совершает поиск объекта, который мог бы удовлетворить его потребность, далее осуществляются действия по достижению этого объекта, после чего индивид вступает в контакт с объектом. При достижении полного контакта исчезает граница между субъектом и объектом (субъект и объект сливаются в одно целое), потребность удовлетворяется, постепенно контакт прекращается, организм ассимилирует полученное из окружающей среды, потребность постепенно уменьшается, остается некоторое постощущение удовлетворенности (послевкусие), и наконец, потребность полностью уходит в фон, освобождая место для проявления следующей.
Полный
контакт
Контакт Завершение
контакта
Осознание Усвоение
Ощущение Постощущение
Фон
Рис.4.
Мы можем, если необходимо прервать развитие этого гештальта, но проблема имеет место в том случае, если тот или иной гештальт постоянно не может завершиться.
Другой важнейший принцип гештальттерапии - принцип расширения сознавания. Обычно клиент способен видеть проблемную ситуацию только с одной точки зрения, важнейшая задача терапевта состоит в том, чтобы расширять спектр точек зрения клиента, дать ему возможность увидеть свою проблему в ином свете, чтобы он обрел новый взгляд на вещи. Этого нельзя достичь путем навязывания своей точки зрения, но можно способствовать этому, например, изменив позицию клиента, с которой он рассматривает свою проблемную ситуацию.
Поэтому клиенту часто предлагают исполнить чью-то чужую роль, поговорить от имени других людей, участвующих в проблемной ситуации. Иногда для этого пользуются приемом обращения фигуры и фона. Например, клиент может не осознавать выражение лица (фон), которое может противоречить смыслу им же произносимых слов (фигура), тогда терапевт обратит его внимание на эту сторону диалога: "Вы замечаете, что вы улыбаетесь?" В этом случае выражение лица станет фигурой, а слова фоном, что может прояснить для клиента неосознаваемое им отношение к обсуждаемой теме.
Пример.
Однажды на семинаре для педагогов, проходивших повышение квалификации, одна женщина средних лет заявила, что у нее проблема - она хочет развестись с мужем, но что-то ее удерживает. Для прояснения ее позиции пришлось использовать несколько пустых стульев. Она садилась по очереди на каждый из них и говорила о своем предполагаемом разводе с точки зрения себя, мужа, детей, родственников, социального окружения и т.д. Со всех точек зрения получалось, что ей просто необходимо развестись и это хорошо. Она окончательно убедилась в правильности своего намерения и я предложил ей снова сесть на свой стул и окончательно заявить мужу, что она с ним разводится. Она начала свою речь и вдруг осеклась...
«Что-то случилось?» - спросил я.
- Я увидела добрые глаза моего мужа, почувствовала его теплые руки и поняла, что я без этого жить не могу... Я ни за что не разведусь!
Она закончила сеанс с этим твердым намерением и отказалась как-то еще изучать эту ситуацию.
Третий (пожалуй центральный) принцип гештальттерапии - сосредоточенность на настоящем (или «здесь и теперь»). Терапевт должен все время приводить сознание клиента к тому, что происходит с ним "здесь и теперь", препятствуя попыткам последнего уйти в воспоминания, объяснения или мечты о будущем. Проблема воссоздается здесь и теперь, чувства клиент испытывает здесь и теперь. Здесь и теперь он должен найти решение проблемы, только тогда оно будет эффективно и потом. Это не означает, что человек не должен анализировать прошлое и заботится о будущем, но для достижения терапевтического результата он должен переживать проблему прямо сейчас, даже если она касается событий прошлого или планирования будущего.
Этот принцип может быть противопоставлен принципам психоанализа. Ведь сколько не анализируй прошлое клиента, ничего не изменится, пока гештальт не будет завершен, а завершиться он может только прямо теперь с помощью какого-либо действия или переживания. Гештальт может быть завершен даже без всякого анализа и осознания, поэтому гештальттерапия в противоположность психоанализу принципиально не использует интерпретации.
Этот принцип был распространен и на весь стиль жизни личности. «Гештальтистский» образ жизни может быть выражен тремя утверждениями:
1. жить здесь и теперь;
2. жить с максимальным осознанием;
3. быть самим собой.
Пример (цзен-буддийстская притча).
За человеком погнался тигр. Он побежал от него и свалился в пропасть, зацепился за какой-то корень, торчащий из склона горы, и повис на нем. Взглянув вниз он увидел, что внизу его поджидает другой тигр. Тут из норки, рядом с корнем, выбежала маленькая мышка и стала подгрызать корень. Когда осталось совсем немного, чтобы корень оборвался, человек вдруг увидел, растущую на склоне прямо перед его лицом, маленькую земляничку. Он сорвал ее и съел.
На этом притча кончается и обычно не дается никакой ее интерпретации. Однако ее символика имеет очень важный смысл. Легко понять, что первый тигр - это прошлое, от которого человек в ужасе убегает, второй тигр - это будущее, которого человек всегда страшится. Корень - это корень жизни, а маленькая мышка - неумолимое время. А вот маленькая земляничка - это мгновение настоящего, и когда человек съел ее он попал в настоящий момент времени и обрел просветление. Потому что в настоящем нет ни прошлого, ни будущего, а значит нет никаких страхов и страданий, есть только прекрасное настоящее, которое может длиться вечно. Только в настоящем мы подлинно свободны и можем проявлять свое истинное Я.
Следующий принцип - работа с противоположностями. Мы обычно организуем свое восприятие мира через противоположности: "плохо-хорошо", "добро-зло", "нападающий-защищающийся", "мы-они" и т. д. Гештальттерапи
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 300;