Тема 2. КАНОНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Постановка обучения рисованию в Древнем Египте полностью зависела от общественного строя. Известно, что жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление. Поэтому фараон уже при жизни начинал строить себе гробницу, рассматривая ее как вечное жилище, которое художник должен украсить в соответствии с его саном.
Раскопки усыпальниц фараонов показали, что в Древнем Египте существовала специальная государственная организация, объединяющая большую группу мастеров, где главным был ведущий рисовальщик, выступавший в роли архитектора и строителя. Исследование раскопок говорит о том, что египтяне серьезное внимание уделяли подготовке мастеров и художников, в которых была большая потребность.
Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры, разработав специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения, как всей фигуры, так и каждой ее части. Согласно этому канону единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Однако пропорциональные соотношения частей человеческого тела были составлены в Древнем Египте без учета характерных особенностей фигур детей и подростков. Художник изображал фигуры мужчины и женщины, взрослого и ребенка по одному и тому же канону, но разных размеров. В размерах фигур учитывались различия в социальном положении: фигура фараона или знатного человека рисовалась в несколько раз крупнее приближенного или раба. Предписаны были также все подробности изображения фигуры: ширина носа, глаз, рта, толщина руки в разных местах и т.д.
В Древнем Египте впервые создаются специальные художественные школы с системой обучения и четкой методикой преподавания рисунка. Ведущей школой была придворная школа архитекторов и скульпторов в Мемфисе. Сначала детей обучали грамоте, т.е. монументальному иероглифическому письму, которое было рисуночным, Затем учили скорописи, которой писали литературные произведения, письма, деловые тексты и справочники. Изучали мифологию, иконографию, черчение, риторику, географию, математику и медицину.
При обучении рисунку большое внимание уделялось техническим приемам отработки свободного движения руки, умению плавно и свободно наносить контурные линии. Ученики, в основном, рисовали на глиняных досках и папирусе. При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски расчерчивали тонкими линиями на квадраты. В законченном рисунке эти клетки уничтожались разравниванием поверхности пальцем. На папирусе рисовали краской тростниковым пером.
Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался альбомами специальными методическими таблицами, раскрывая наглядно процесс изображения. При обучении рисунку изображение начиналось не с выявления общей формы, а с механической подготовки пропорциональных отсчетов, с разграфления поля клетками, куда было можно механически пририсовывать фигуры людей. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить, нарисовать и начертить площадь поля, план помещения, вычертить схему канала.
Подводя итоги, можно сказать, что в Древнем Египте возникла и укрепилась школа, в которой обучение рисованию велось систематически со строжайшим соблюдением утвержденных канонов, их заучивании. Каноны облегчали изучение приемов изображения, но и сковывали художника, не давая возможности изобразить мир таким, каким он его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.
Вопросы для повторения.
1. От чего зависела постановка обучения рисованию в Древнем Египте?
2.На чем основывались законы построения изображения в школах?
3. Почему в древнеегипетских изображениях отсутствует трехмерность?
4.Что принималось за модуль в древнеегипетском каноне фигуры человека?
5. Каковы особенности изображения пейзажа древними египтянами?
6.Назовите основные принадлежности для рисования у древних египтян.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 288;