Тема 4. ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА.
Римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания, продолжая пользоваться достижениями греческих художников, в основном копируя их произведения. Работа с образцов, механическое повторение приемов способствовали тому, что римские художники-педагоги все больше отходили от продуманных методов обучения, которыми пользовались древнегреческие художники.
Следует отметить, что римляне в качестве рисовального материала стали употреблять сангину, которую высоко оценили затем художники эпохи Возрождения.
В эпоху средневековья все достижения реалистического искусства Древней Греции были утеряны. Погибли драгоценные рукописи и многие прославленные произведения древних мастеров. Начиная со времен императоров Рима и до эпохи Возрождения, в основу метода обучения было положено механическое копирование с образцов. Рисунок стал условным, схематичным, а творчество средневековых художников отвлеченным и мистическим. Они не задумывались об анатомической закономерности строения формы головы, плечевого пояса, рук, ног и т.д. Научное познание мира осуждалось церковниками вплоть до сжигания виновных на кострах.
Анализ средневековых рисунков манускриптов, церковных книг и летописей говорит о том, что четко разработанных правил и законов рисунка, обязательных для художников, т.е. изобразительной грамоты, в ту эпоху не было. Не было, следовательно, и четкой методики обучения рисунку.
Отдельные попытки научно-теоретического обоснования основных положений рисунка, которые делались в то время, были скорее исключением. Например, в трудах Виллара де Онекура, Однако, если мы проанализируем рисунки, чертежи и схемы Виллара де Онекура, то легко убедимся, что он далек от того научного обоснования методов обучения, которое мы видим в трудах художников Возрождения и от тех задач, которые должны быть поставлены в учебном рисунке. В его записных книжках ясно проглядывает стремление обрисовать различные предметы – фигуру и лицо человека, очертания животных – строго геометрическими формами свойственными готическому собору.
По сравнению с западноевропейским искусством средних веков византийское искусство отличалось большой степенью канонизации в рисунке, особенно при изображении человеческой фигуры.
Составленные специальные руководства для молодых художников и мастеров иконописного дела были завезены в Россию, где иконописное искусство достигло высокой степени мастерства. Таково «Наставление в живописном искусстве», составленное монахом Дионисием из Фурны (Фурнаграфиотом) между 1701 и 1745 г.г. В этой работе много интереснейших фактов, относящихся непосредственно к ремеслу живописца, в частности, к работе над подготовительным рисунком. Однако видно, что навыки в рисовании византийские мастера приобретали методом копирования с образцов.
Копирование с образцов являлось основным методом обучения и в декоративно-прикладном искусстве в мелких городских ремесленных мастерских, которые объединялись в цехи, гильдии, братства.
Итак, мы видим, что развитие рисования как учебной дисциплины в эпоху средневековья было приостановлено. Фактически были утрачены те научно-теоретические положения реалистического рисунка и методы его преподавания, которые были выработаны художниками античности. Чтобы восстановить методы реалистического рисунка, надо было все начинать сначала. Это сделали художники эпохи Возрождения.
Вопросы для закрепления.
1.Назовите основные периоды развития методов обучения рисованию после античности.
2.Какие положительные и отрицательные стороны характерны для этих периодов?
3. Выполните наброски фигуры человека с натуры сангиной.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 280;