Изменение характера верховной власти при Петре I. Новая идеология монархии


Эпоха Петра Великого, изменив исторические судьбы России, принесла качественно новое понимание власти государя и системы государственного управления в целом. Сама фигура Петра I вызывает весьма противоречивые оценки: от провозглашения его как величайшего преобразователя России, открывшего новые исторические перспективы, до восприятия его как деятеля, свернувшего Россию с ее органического исторического пути, лишившего ее национального своеобразия и исконно русских основ.

В допетровской Руси основу идеологии власти составляли византийские воззрения. Церковь была посредницей между Богом и властью. На различных этапах истории Московского царства взаимоотношения между властью и церковью строились, несмотря на все сложности, на идее богоустановленности власти государя. Живые традиции значительной, а порой решающей роли боярства влияли на характер власти государя. В этом плане Петром I был сделан решительный поворот к новым идеям в русле тогдашних государственно-правовых западноевропейских традиций и понятий естественного права:

1. Законодательно новый принцип абсолютной власти монархабыл закреплен в «Артикуле воинском с кратким толкованием» (1716, марта, 30). Петр I лично принимал самое непосредственное участие в его составлении и придавал ему значение общегосударственного закона, распространявшегося и на гражданскую сферу. Определение существа верховной власти было взято целиком из шведского права, составленного шведским Ригсдагом в 1693 г.: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воли и благонамерению управлять».

Несколько позднее в Духовном Регламенте (1721 г.) подчеркивалось: «Монархов власть есть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Петровское понимание исходило из рационалистического ее основания. Основной идеолог петровского правления Феофан Прокопович в трактате «Правда Воли Монаршей», излагая по поручению Петра теоретические основы монархии, утверждал, что российские подданные должны были вначале заключить договор между собой, а затем народ «волей своей отрекся и отдал ее монарху». Другими словами, обосновывается идея о договоре как источнике абсолютизма, который, утвердившись в лице государя, может законом повелеть своему народу не только все, что относится к его пользе, но и все то, что считает нужным монарх. Особо следует подчеркнуть, что такое толкование русской монархической власти вошло в полное собрание законов Российской империи.

2. Абсолютизм Петра I трактовался как владычество разума, олицетворенного монархом, являвшимся, по собственному выражению Петра I, «первым слугой» на службе государства и его верховным полновластным неограниченным распорядителем.

Государство – Бог – это своеобразная «религия» Петра I. Отсюда его раздражение от старомосковских традиций и обычаев, косности и отсталости, которые препятствуют в достижении этих целей. Стремление к полному демонстративному разрыву с прежними представлениями о власти своеобразно реализуется в преобразованиях культуры и быта, вмешательстве во все стороны жизни общества и частной жизни.

3. Для петровской концепции власти основополагающее значение имела идея регулярного государства.

Регламентация всех сторон государственной жизни, устройства и функций государственных учреждений, полномочий и обязанностей, всеобщего и всепроникающего контроля составляли существо новой государственности, по мысли Петра I. Можно говорить о недостижимости подобного идеала государства, но для Петра это были определяющие принципы.

Задачи всеобщей регламентации охватывали все сферы государственного управления и воплощались в бесчисленных указах монарха.

4. Принципиально новым для русской идеологии власти стал взгляд Петра I на церковь как на подчиненную государству силу, в чем видится прямое влияние протестантизма с его принципом «чья земля, того и вера». Эти идеи были воплощены в принципе «Духовного Регламента»: монарх есть «крайний судья» бывшего церковного управления.

Основные черты преобразований управления в эпоху Петра I связаны с качественным усилением верховной власти и установлением абсолютизма, что привело к рождению империи. Титанические усилия Петра I, начиная с жесточайшей казни стрельцов (царь лично рубил головы), увенчались принятием титула Императора и Отца Отечества.

Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования.

В 1722 г. издается “Указ о наследии престола“, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола.

Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее сменила воля императора.

Т.о. Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений.

· Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации и власть автоматически переходила к монарху.

· Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха, публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.

· Монарх утверждал все основные должности,

· осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах),

· стоял во главе орденской и наградной системы империи.

· Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти.

· Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов.

· Его решения отменяли любые другие.

· Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии).

· Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой — достаточно было его воли.

· Царь был верховным главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.

Монархпревратился в юридического главу церкви.

· Он решал вопросы организации церковной жизни,

· назначения иерархов.

Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям: любые решения монарха не подвергались обсуждению.



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 541;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.