В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству


 

Современная наука — сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые можно объединить в две следующие сферы: фундаментальные и прикладные науки.

Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют «сами по себе» безотносительно к интересам и потребностям человека. К фундаментальным относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическа химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве и праве, история искусства и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

Прикладные науки нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (при­кладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энер­гетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономи­ческие, зоотехнические); медицинские науки; педагогическая наука и т.д. В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производитель­ных сил общества, совершенствования предметной сферы челове­ческого бытия, материальной культуры.

Каждая наука характеризуется собственными особенностями по­знавательной деятельности. Науки различаются предметом позна­ния, средствами и методами познания, формами результата позна­ния, теми системами ценностей, идеалами, методологическими уста­новками, стилями мышления, которые функционируют в данной науке и определяют отношение ученых и к процессу познания, и к социально-культурному фону науки.

Совокупность таких систем ценностей, идеалов, методологичес­ких установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексам, иногда называют научной культурой; говорят, напри­мер, о культуре гуманитарного познания, культуре естественно-науч­ного познания, культуре технического знания и т.п. Характер науч­ной культуры многое определяет и в проблемах организации науки, и в проблемах отношения науки и общества. Здесь и вопросы нравст­венной ответственности ученого, особенности «этики науки», отно­шение науки и идеологии, науки и права, особенности организации научных школ и управления научными исследованиями и т.п. Наибо­лее контрастны такие различия «научных культур» между культурами гуманитарного и естественно-научного познания.

Широко распространены представления о «двух культурах» в науке — естественно-научной культуре и гуманитарной культуре. Анг­лийский историк и писатель Ч. Сноу написал книгу о «двух культу­рах», которые существуют в современном индустриальном и постин­дустриальном обществе, — естественно-научной и гуманитарно-худо­жественной *. Он сокрушается по поводу огромной пропасти, которая наблюдается между ними и с каждым годом все возрастает. Ученые, посвятившие себя изучению гуманитарных и точных отраслей зна­ния, все более и более не понимают друг друга. По мнению Сноу, это — очень опасная тенденция, которая грозит гибелью всей человечес­кой культуре. Несмотря на излишнюю категоричность и спорность некоторых суждений Сноу, в целом нельзя не согласиться с существованием данной проблемы и оценкой ее важности.

* Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.

 

Действительно, существуют немалые различия между естествен­но-научным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстрактное; гума­нитарное познание — на специальное, конкретное и уникальное, не­повторимое. Цель естествознания — описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта. Цель гуманитарных наук — прежде всего понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему и т.д. В 60—70-е гг. в массовом сознании, в молодежной, студенческой среде эти различия отражались в формах разного рода диспутов между «физиками», ориентированными на строго рационалистические и надличностные каноны естествозна­ния («только физика — соль, остальное все — ноль»), и «лириками», воспитанными на идеалах гуманитарного познания, включающих в себя не только объективное отражение социальных процессов и яв­лений, но и субъективно-личностное их переживание и толкование.

В проблеме, поставленной Ч. Сноу, есть два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, вто­рой — с проблемой единства науки.

Сначала о первом из них. Художественно-образный и научно-ра­циональный способы отражения мира вовсе не исключают абсолют­но друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит, обладать тон­ким художественным вкусом *. Так, многие ученые прекрасно разби­раются в искусстве, живописи, литературе. Играют на музыкальных инструментах, стремятся к глубокому переживанию прекрасного. Более того, само научное творчество выступает для них как некий вид искусства. В любых, даже исключительно абстрактных отраслях физико-математического естествознания, познавательная деятель­ность содержит в себе художественно-образные моменты. Поэтому справедливо говорят иногда о «поэзии науки». С другой стороны, художник, деятель искусства творит не произвольные, а типические художественные образы, предполагающие процесс обобщения, по­знания действительности. Таким образом, познавательный момент органично присущ искусству, вплетен в производство способов образного переживания мира. Интуиция и логика присущи как науке, так и искусству. В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполагают и дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной гармонической личности, о полно­те человеческого мироощущения.

* Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

 

Второй аспект данной проблемы связан с единством науки. Наука в целом — это многогранное и вместе с тем системное образование, все отдельные компоненты которого (конкретные науки) теснейшим образом связаны. Между различными науками имеет место постоян­ное взаимодействие. Развитие науки требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, и даже кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания. Например, в XX в. биология получила мощнейший импульс для своего развития именно в резуль­тате применения математических, физических и химических мето­дов исследования. С другой стороны, биологические знания помога­ют инженерам создавать новые типы автоматических устройств и проектировать новые поколения авиационной техники. Единство наук определяется в конечном счете материальным единством мира.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказыва­ло влияние на развитие гуманитарных наук (через методологические установки, общемировоззренческие представления, образы, идеи и др.). Особенно значительно это воздействие в век современной научно-технической революции. Естественно-научные методы по­знания все в большей мере используются в общественных и гумани­тарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, откры­вают новые возможности для быстрого анализа громадной массы источников, фактов и др. Широко применяются естественно-научные методы и принципы в психологии. Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. Новые перспективы взаимообогащения естественно-научного и гуманитар­ного знания открываются с созданием новейшей теории самооргани­зации — синергетики.

Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки — диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (ки­бернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.

 



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 363;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.