Проблема свободы человека.


 

СВОБОДА - это самостоятельное распоряжение че­ловеком самим собой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в его рамках.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует ему выбор форм и способов деятельности (например, определение крестьянином действий по обработке земли), их последова­тельность и содержание. Он несвободен, так как всегда имеются ограничи­тели его деятельности - уровень своих физических и умственных способно­стей, технических возможностей, характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям. Он несвободен еще и потому, что имеет место так называемое отчуждение человека, которое в различных формах проявляет себя во все времена.

В своей действительности отчуждение означает, что продукты деятельно­сти человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность (например — стихия рыночных отношений, сила дикта­торского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники). Отчуждение - это как бы утрата мира человеком и превращение этой действительности в бесчеловечный мир. (Такое случается, например, во время социальных революций. Они, как известно, замышляются гениями и осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются, в первую очередь, проходимцы и негодяи). На уровне психики и сознания отчуждение человека проявляется в таких отрицательных состояниях людей, как потерянность и обреченность, чувство утраты основного ориентира в жизни, страх перед окру­жающим миром, пессимизм, апатия, агрессия и т.п. Отчуждение является веч­ной и неустранимой проблемой для человеческого общества. Отсюда вытекает и парадокс истории, верно «схваченный» в словах JKJKJPycco: «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

Человек свободен— причем не только в принципе, но и в самой дей­ствительности. (Разумеется, речь идет лишь о конкретных проявлениях и ме­рах свободы как измерении человеческого бытия, что зависит от многих обсто­ятельств и предпосылок - глубины ума человека, его силы воли, социальных условий). О присущей человеку способности быть свободным испанский фило­соф XX в. Ортега-и-Гассет писал следующее: «Мы не выброшены в мир, как пуля из ружья, которая летит по точно предназначенной траектории. Совсем наоборот: выбрасывая нас в этот мир, судьба дает нам на выбор несколько траекторий и тем самым заставляет нас выбирать одну из них. Поразительное условие нашей жизни! Сама судьба принуждает нас к свободе, к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире. Каждую минуту она заставляет нас принимать решения. Даже когда в полном отчаянии мы говорим: «Будь, что будет!», — даже и тут мы принимаем решение».

Кратко говоря, свобода есть не-рабство, творческая раскрепощенность человека как социокультурного существа, протест и бунт против нечеловеческих усло­вий существования. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств — как природных, так и социальных. Свобода предполагает воз­можность действовать, говоря словами ККанта, «по своему усмотрению», оп­ределять самого себя и поступать в соответствии со своими интересами и пред­ставлениями. Поле свободы для человека, как существа деятельного, фактичес­ки безгранично. У мира, как известно, есть множество дорог для человека, и он находит все новые и новые тропинки для своего бытия. Но свобода - это не только возможность делать выбор своего жизненного пути, вольное хотение. Это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок своего бытия в мире, обретение подлинно человеческого существования.

Без свободы невозможно раскрытие человеком своей творческой сущ­ности. Вот почему человек нуждается в свободе, ведь она есть первейшее условие осуществления им смысла своей жизни и путь к счастью как подпо­ете своего существования. Феномен творчестваявляет собой, таким образом, и проявление свободы, и ее орудие. Творчество, как создание новой действительности, есть признак любого человека, стремящегося к новой жизни. Но творчество - это не только внесение принципиальной новизны во внешний мир. Это еще и «выстраивание» человеком самого себя, опреде­ление своего отношения к миру, формирование своего жизненного пути.

Для очень многих людей свобода является фундаментальной ценностью (кому не знакомо выражение «глоток свободы»?), и все же она должна иметь свои пределы, границы. В противном случае она ведь неизбежно будет превра­щаться в свои антиподы - в произвол, в своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Иначе говоря, она обретет совсем иную форму -форму негативной свободы, проявившись в разрушительных (деструктивных) действиях человека. Вот почему всегда надо ставить вопрос следующим обра-ром: свобода для чего? для каких целей? Границами свободы должны быть интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также окружающей природы как естественной основы существования человека и об­щества. Свобода для себя должна, следовательно, предполагать и свободу для другого. По словам Г.Гегеля, «я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признается свободным».

Свобода невозможна без ответственности человека перед миром, в котором он существует. Человек живет и действует в этом мире и, следова­тельно, он сопричастен к содеянному, к тому, что происходит вокруг него. Значит, он, существуя в этом мире, должен брать на себя решение тех или иных проблем, не отворачиваться от них. Ответственность - это неизбеж­ная цена свободы и плата за нее, «ответ» человека перед другими людьми и перед миром. Свобода требует от человека разумности, нравственности и воли, умения соотносить свои действия с интересами других людей, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. «Свободный человек тем и от­личается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или бунтовать», — так писал об этом Н.А. Бердяев. Сво­бода есть единство порыва и предела, выбора и отказа, протеста и согласия одновременно, т.е. она по сути своей противоречива, как и сам человек. Свобода - это единство взлета и тяжести, бремя креста, заботы о мире. Она является одной из причин страданий человека, источником его многих кон­фликтов с окружающим миром.

Вот почему многие люди не желают свободы и даже боятся ее, ведь она требует самостоятельности, напряжения физических и духовных сил, разного рода испытаний. Свобода - это тяжесть, и поэтому существует вполне естественное и объяснимое «бегство от свободы»(Э.Фромм), уход от нее в более привычную зависимость от другого человека, в состояние безмятежного покоя.



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 564;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.