Индивид, личность, индивидуальность.


Медицинские аспекты социально-биологическая проблемы. Здоровье и болезнь.

Продолжая предыдущую лекцию, вспомним, что мы говорили о единстве биологического и социального. Стоит сказать о применении антопного принципа в медицине.

Антропологический подход к изучению морфоло­гии, физиологии и патологии заключается в учете особенностей стро­ения тела человека, связанных с антропогенезом, его возрастными, половыми и конституциональными особенностями. Медицинская ан­тропология связывает психобиологическую конституцию человека, его предрасположенность к возникновению определенных заболеваний у людей с определенным соматипом.

 

В предмет медицинской антропологии входят исследования на сты­ке общей антропологии, этнографии, клиники, анатомии и физиоло­гии, медицинской генетики, психологии и психиатрии, медицинской социологии. Центральными проблемами этой науки становятся валеология, формирование здорового образа жизни людей, взаимосвязь различных наук о человеке с практической и прежде всего с профи­лактической и клинической медициной.

 

Одним из ключевых понятий современной медицинской антропо­логии становится понятие качества жизни, связанное со здоровьем. Министр здравоохранения РФ академик РАМН Ю.Л. Шевченко оп­ределяет качество жизни как интегральную характеристику физичес­кого, психологического, эмоционального и социального функнионирования человека, основанную на его субъективном восприятии. Такое определение может служить примером применения в исследован принципа антропологизма, в котором сочетается целостный системный анализ с философской рефлексией, самопознанием человека.

= анторопологический принцип

= психосоматика

Здоровье и болезнь.

Индивид, личность, индивидуальность.

Понятия «индивид», «личность», «человек» — однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность — резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой — часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.

 

Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода.

Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологиче­ские, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, под­разумеваются.

Понятие «личность» весьма богато по содержанию и включа­ет не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - от лат. indiduum - неделимое. Уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правиль­но, потому что сущность человека, как мы уже говорили, соци­альная. Но при этом следует иметь в виду, что природная инди­видуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

ЛИЧНОСТЬ - Этимология. от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра). Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный мир.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального).В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность — это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальная индивидуальность человека не возникает, ко­нечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем более значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человекам в свою очередь вносит инди­видуальный вклад в его развитие.

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения людей как в историческом плане, так и в плане «наличного бы­тия» оказывает огромное влияние на формирование историче­ского типа личности, ее конкретные состояния и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека — та основа, на которой и благодаря ко­торой происходит развитие личности и выполнение ею различ­ных социальных ролей в обществе. Только в деятельности инди­вид выступает и самоутверждается как личность, иначе он оста­ется «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угод­но, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он являет­ся в действительности обнаруживается только в деле.

 



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 613;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.