Лекция 4. Страны Европы в XVI в. Абсолютизм: общее и особенное.

 

Цель лекции:представить историю развития Европы XVI в. в условиях зарождения капиталистических отношений, религиозного обновления и становления абсолютных монархий.

Задачи:

- рассмотреть движение Реформации и его основные результаты;

- выявить суть и эффективность политики контрреформации;

- охарактеризовать тенденции развития культуры Европы в XVI в.

- раскрыть понятие абсолютизма;

- показать особенности абсолютизма ведущих стран Европы.

 

Реформация.В начале Нового времени в Европе происходили глобальные изменения, менялись социальная структура общества, система власти, экономика, духовная жизнь. Феодальное общество, основанное на крупном частном землевладении и крепостном праве, разрушалось. Его трансформация под воздействием развития торговли, финансов, банковского дела, становления мануфактурного производства привели к утверждению нового, свободного представления о человеке. Идеологической опорой феодального общества Европы была католическая церковь. Одновременно она была самым крупным феодалом Европы. Проповедуя идеи смирения и бедности, воздержания и любви к ближнему, церковь, как правило, не следовала им, наживаясь на барщине, десятине и индульгенциях (отпущении грехов за деньги). Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь излишествам. Осуждение и сопротивление этому рядовых верующих (мирян) и некоторых священнослужителей подавлялось.

Кризис феодальной церкви был налицо. Во всех странах Европы ширилось движение гуманизма, он был унаследован от подорвавшего авторитет церкви Ренессанса. На первый план вышли критическое восприятие мира, индивидуализм и личная ответственность человека. Вместо Бога в центре интересов оказался сам человек. Средневековый аскетизм и самоограничение сменялись стремлением к счастью и успеху именно в земной, а не загробной жизни. Даже гуманисты-католики, такие как Эразм Роттердамский, своей работой по восстановлению подлинных текстов и точных переводов Библии и насмешками над средневековой схоластикой подрывали устои церкви. На фоне тотального обмирщения духовной жизни Европы отчётливым стало несоответствие современной церкви идеалам раннего христианства.

Прежние выступления против пороков церкви, еретические движения всегда носили локальный характер. К XVI в. в Европе сложилась сила, способная выдержать противостояние с церковью - зарождающийся слой предпринимателей (капиталистов). Дорогая церковь, изымающая значительную часть накопленных в обществе средств для собственного потребления, располагающая огромным имуществом, прежде всего земельными богатствами, мешала их развитию. Конфискация церковных богатств могла помочь предприимчивым европейцам в первоначальном накоплении капитала. Экономическое могущество и политическая власть церкви не устраивали и европейских феодалов, они также были не прочь поживиться за счёт её богатств. Городская беднота и крестьяне, участвуя в движении, рассчитывали справиться со всеми угнетателями разом.

Родиной движения Реформации стала Германия. Она по-прежнему оставалась географическим понятием, а не единой страной. Феодально-раздробленные немецкие земли делали их особенно беззащитными перед лицом могущественной католической церкви. В государствах, сумевших преодолеть раздробленность и сформировать сильную королевскую власть, претензии церкви были ограничены особыми постановлениями. Могущество правителей Испании, Франции, Англии заставляло церковь искать с ними взаимовыгодного союза. Зависимые и слабые немецкие князья были «игрушкой» в руках церкви. Даже императора Священной Римской империи германской нации избирала коллегия семи курфюрстов, трое из которых были архиепископами. Крупнейшую реку Германии Рейн называли «поповской дорогой»: по обеим её берегам располагались богатейшие церковные владения с десятками городов и сёл. В немецких землях римские папы получали самые большие доходы.

Чувство безнаказанности сыграло с папской курией в Германии плохую шутку, там все слои населения были настроены против церкви. Бесконечные поборы и вымогательства, постоянное вмешательства в дела светских властей и имущественные интересы феодалов вызвали ненависть народных масс, а недостойное поведение священников её многократно усилили. Крестьян, обязанных содержать ещё и светских феодалов, разоряли церковная десятина и различные поборы. Продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, т.к. последняя не облагалась налогом. Расширение церковных владений в городах угрожало превратить горожан в пожизненных должников. В начале XVI в. в Риме строился собор св. Петра и Церкви в очередной раз понадобились дополнительные средства, и как следствие активизировалась продажа индульгенций. Недалеко от Виттенберга, где служил священник и богослов Мартин Лютер, индульгенции продавал предприимчивый монах Тетцель. Цинизм Тетцеля, рекламировавшего свой товар (у него была особая такса для каждого преступления: 7 золотых для простого убийства, 10-– для убийства родителей, 9 - за святотатство и т. д.), вызвали возмущение Лютера. 31 октября 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви «95 тезисов». В своих тезисах Лютер выступил против индульгенций. Он заявил, что церковь и духовенство не могут быть посредниками между Богом и людьми. «Спасения души» (или «оправдания») человек достигает не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой самим Богом. Лютер также отверг авторитет постановлений церкви (Священного Предания), назвав единственным источником религиозной истины Святое Писание (Библию). Таким образом, торговля индульгенциями стала последней каплей, переполнившей чашу всеобщего терпения.

Тезисы были традиционным для средневековья способом начала диспута по религиозным вопросам и сам Лютер не ожидал того эффекта, который они произведут. Папская курия тоже не придала значения инциденту, ведь столкновения между монашескими орденами (Лютер был членом августинского ордена, а Тетцель - настоятелем доминиканского монастыря) были обычными. Однако инцидент не был рядовой «монашеской сварой». Выступление Лютера в своих интересах решили использовать германский император Максимилиан и саксонский курфюрст Фридрих. Тогда посланники папы попытались убедить Лютера отречься от своих тезисов, но он согласился только не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники. Однако в Лейпциге враги Лютера затеяли диспут о пределах папской власти, и Лютер вынужден был публично защищать свои идеи. У Лютера нашлись последователи, которые в последствии стали называться лютеранами.

В ответ на действия Лютера и его сторонников вышла папская булла с осуждением лютеранской ереси и требованием под угрозой отлучения от церкви отречься от своих взглядов. Лютер не согласился и пошёл на разрыв с католической церковью. О чем свидетельствовало сожжение папской буллы 10 декабря 1520 г. Лютер объявил еретиком самого папу и проклял его. Незадолго до этого умер император Максимилиан, новым императором был избран убеждённый католик 20 летний испанский король из династии Габсбургов, взошедший на трон под именем Карла V. В апреле 1521 г. на имперском рейхстаге в Вормсе Лютер был объявлен «вне закона», но к этому времени он получил мощную поддержку народных масс, бюргерства и крупных феодалов. Саксонский курфюрст укрыл его в своих владениях.

В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему оформлению лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера в Германии разгоралось социальное движение. Первыми идеи Лютера попытались использовать богатые горожане - бюргеры. Во главе движения в Виттенберге встали Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг. Они требовали немедленных преобразований: закрытия монастырей, отмены пышных богослужений и т. п. По их призыву начались погромы католических храмов и убийство священников. В противовес выступлениям Цвиллинга и Карлштадта, Лютер настаивал на мирной Реформации, поскольку, вопреки Вормсскому эдикту, император не преследовал его. Ему лишь запретили печатать новые книги, откладывая окончательное решение до церковного собора.

Вслед за бюргерами против церкви поднялось немецкое рыцарство. С появлением огнестрельного оружия рыцари перестали быть основой войска. Многие из них обнищали настолько, что грабили на дорогах проезжих купцов и крестьян. Ещё более усугубляло их положение ослабление имперской власти и засилье князей. В 1523 г. часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном подняли восстание. Целью движения Гуттен объявил подготовку Германии к войне, которая освободит империю от засилья церкви и поднимет значение рыцарства. Его идеалом была единая сильная Германия во главе с императором, опирающимся на дворян (рыцарей) и независимая от Рима церковь. Князья подавили восстание.

Вслед под лозунгами Реформации выступило немецкое крестьянство во главе с Томасом Мюнцером. Мюнцер был священником и одним из первых поддержал выступление Лютера. Но, видя, как Лютер, осуждая духовных феодалов, ищет поддержки у светских феодалов, назвал его обманщиком. Идеалом Мюнцера был утопический коммунизм: общество, где нет бедных и богатых. Общность имущества и упразднение духовенства как посредников между Богом и людьми стали основными требованиями восставших. Впоследствии приверженцев таких идей назвали анабаптистами. Утопические проповеди Мюнцера собирали тысячные толпы крестьян. Летом 1524 г. на юге Германии начались выступления крестьян, а в 1525 г. они вылились во всеобщую Крестьянскую войну. Запылали замки и монастыри. Действовали крестьяне разрозненно. Зажиточные крестьяне, пытаясь договориться с феодалами, выработали умеренную программу «12 статей», где требовали лишь отмены личной зависимости, возвращения общинных земель, снижения податей и права каждой деревне выбирать себе священника.

В Тюрингии восстание возглавил сам Мюнцер, к нему примкнули городские бедняки и горнорабочие. Здесь движение было наиболее ожесточённым. Мюнцер призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. Однако неорганизованные и плохо вооружённые крестьяне не могли противостоять дворянским отрядам и наёмным войскам, которые использовали князья. После поражения Мюнцер был схвачен и казнён.

В основном, Крестьянская война завершилась в 1526 г., но в отдельных областях крестьяне-анабаптисты сопротивлялись до середины 1530-х гг. 14 месяцев просуществовала созданная ими коммуна в Мюнстере. После войны положение крестьян только ухудшилось: земли пришли в запустение, а поборы и платежи значительно выросли. Из 300 тыс. участников Крестьянской войны погибло более 100 тыс.

Лютер осудил восставших, что ещё более укрепило его авторитет в глазах бюргерства и недовольных церковью феодалов. В 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший по требованию князей решение Вормсского и разрешивший им выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; что дало название всему движению – протестантизм. На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. католики и протестанты попытались договориться. Протестантами были изложены основы вероучения Лютера («аугсбургское исповедание»). После Аугсбургского рейхстага протестантские князья сформировали оборонительный Шмалькальденский союз, вдохновителем создания которого стал Филипп, ландграф Гессенский.

При попустительстве Карла V Шмалькальденский союз начал захватывать католические княжества и вводить в них Реформацию. Когда уже трое из семи курфюрстов стали протестантами и о готовности перейти к протестантам заявил архиепископ Кёльнский, император решил вмешаться. В год смерти Лютера, в 1546 г. Карл V напал на союз. Первая Шмалькальденская война окончилась поражением и пленом курфюрста саксонского и ландграфа гессенского. Под давлением императора на рейхстаге в Аугсбурге в 1548 г. был объявлен интерим – соглашение, по которому протестантов фактически обязали вернуться к католичеству и подчиниться папе. В 1552 г. Шмалькальденский союз вместе с французским королем Генрихом II начал против императора вторую войну, закончившуюся поражением Карла V. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге был заключен религиозный мир, установивший свободу вероисповедания, закрепленную в принципе: «чья земля, того и вера». Условия мира распространялись на католиков и сторонников «аугсбургского исповедания». Победа протестантских князей над императором ещё более усилила раздробленность Германии.

Под влиянием лютеранского вероучения прошла Реформация и на севере Европы: в Скандинавии и Прибалтике. Кальмарская уния, объединявшая с конца XIV в. Данию, Швецию и Норвегию распалась. Швеция добилась независимости, а Норвегия потеряла остатки равноправия в унии. Везде Реформация прошла «сверху»: по воле царствующих монархов. В Дании реформу церкви по приглашению короля Кристиана III проводили немецкие протестанты. Особенностью Реформации в Дании стало сохранение на несколько десятилетий монастырей. Их не закрыли, а только запретили принимать новых монахов. Католические епископы были смещены, церковные земли конфискованы. Земельная собственность короля выросла втрое, теперь Кристиану III принадлежало более половины земель в стране. Борьба Норвегии за сохранение старой церкви привела к окончательной потере самостоятельности и превращению её в «датскую провинцию», о чём было официально объявлено в Копенгагене.

В Швеции протестантские идеи поначалу не нашли отклика. Король Густав I (Ваза) отнёсся к ним враждебно, а народ забрасывал лютеранских проповедников палками и камнями. Но, поссорившись с римским папой из-за избрания нового епископа и нуждаясь в деньгах, Густав I разорвал отношения с католической церковью и начал реформы. Он действовал постепенно, начав с введения богослужения на национальном языке. Только в 1527 г. главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей конфисковано в его пользу. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём. Организационная структура и вероучение церкви окончательно сформировалось к началу 1570-х гг. Пасторы и миряне получили возможность выбирать епископов, но их окончательное утверждение стало прерогативой короля. Внешние различия с католической церковью были минимальными. Жёсткого противостояния с католиками здесь не было.

В Прибалтике Реформация началась с Тевтонского ордена. Его великий магистр Альбрехт Бранденбургский (Гогенцоллерн) в 1525 г. перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия магистра и объявил о секуляризации прусских земель – основной территории ордена. Так появилось светское государство Пруссия, первым герцогом которого стал Альбрехт. В ответ германский император низложил Альбрехта, а папа отлучил его от церкви. Но остановить этим Реформацию они не смогли. Дворяне, бюргеры и беднота живо откликнулись на проповедь протестантов. В 1523-1524 гг. католические церкви Таллина и Риги были разгромлены. Также успешно протестантизм распространялся в Великом княжестве Литовском, отличавшемся веротерпимостью до унии с Польшей в 1569 г. После унии переход в протестантизм стал для местного населения одним из способов сопротивления полонизации. Большинство населения на какое-то время стало протестантским.

Иначе проходила Реформация в Швейцарии. Собой она представляла политически слабую конфедерацию. Её кантоны (административные округа) зависели от Священной Римской империи и церкви. Для Реформации здесь сложились те же причины, что и в Германии. Особенностью же Швейцарии было экономически сильное бюргерство, стремившееся из аморфной конфедерации создать федерацию, способную противостоять империи и папской курии. Бюргеры также хотели прекратить поставку наёмников иностранным правителям, которой занимались все кантоны. Наёмничество отвлекало рабочие руки от производства и представляло собой откровенную торговлю людьми. Однако кантоны находились на разном уровне развития. В городских кантонах к началу XVI в. зародились капиталистические отношения и появились первые протесты против наёмничества и церкви. В лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархами Европы и папой, армии которых они и снабжали наёмниками.

Идеологом швейцарской реформации стал священник из Цюриха Ульрих Цвингли. Основы его вероучения были изложены на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. одновременно с учением Лютера. Его взгляды не совпадали с учением Лютера, и между сторонниками Цвингли и Лютера началась полемика. Цвингли во многом повторил идеи Лютера, отвергая церковную иерархию, безбрачие, почитание святых и проч. Отличием был радикализм Цвингли, выражавшего интересы бюргерства. Он вообще отказался от церковных таинств, и даже причастие считал символическим обрядом. Цвингли был сторонником республики, обличителем тирании монархов и князей. В Цюрихе горожане сами избирали пасторов и магистрат. В 1529 г. Филипп Гессенский попытался объединить усилия Лютера и Цвингли в борьбе с католической церковью. Он организовал их диспут в Марбурге, который закончился неудачей: Лютер отказался признать в Цвингли единоверца.

В самой Швейцарии лесные кантоны остались верны католицизму, и дело дошло до вооружённого противостояния, в ходе которого Цвингли погиб. Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после смерти были вытеснены другими течениями протестантизма. Наиболее успешно в Швейцарии развивались идеи Жана Кальвина – французского богослова, обосновавшегося в Женеве. Кальвин использовал средневековое учение о предопределении, заявляя, что ещё до Сотворения мира Бог каждому определил его участь: спасение или вечные муки. Однако человек может изменить судьбу, если будет трудолюбивым, расчётливым, бережливым. Успех в земной жизни – свидетельство грядущего спасения после смерти. Идеалом Кальвина была олигархическая республика, он оправдывал рабство и колониальную политику.

Кальвинизм предельно рационален, лишён какой-либо мистики. Почитание не только икон, но даже креста Кальвин считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии - только сан священника. Кальвин установил в Женеве теократическую диктатуру. Современники называли его «женевским папой» и говорили, что лучше быть в аду, чем с Кальвином в раю. В Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью. Католические храмы и приходы были уничтожены, начались преследования иноверцев. Их избивали, сжигали на кострах, приговаривали к изгнанию. Жертвами были не только католики, но и протестанты, не согласные с Кальвином. Самой известной жертвой стал врач, естествоиспытатель и протестантский богослов Мигель Сервет. Кальвин заочно отлучил его от церкви, разлучил с семьей, бросив жену и детей погибать на улице зимой. Сервет был сожжён на костре, но его жену и детей спасли монахи одного из католических монастырей. Кальвинизм стал основой для движения реформации в Нидерландах, Англии, Шотландии, Франции.

Правителем Нидерландов был Карл V, эта территория досталась ему по наследству и считалась частью Священной Римской империи. Это были разрозненные, находившиеся на разных уровнях экономического развития регионы. В 1549 г. Карл V издал Прагматическую санкцию, выделившую Семнадцать провинций Нидерландов из состава Священной Римской империи в самостоятельное владение Габсбургов. Новое государство охватывало территорию современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, части северной Франции и западной Германии. Карл V начал централизацию этих земель, но в 1555 г. он отрёкся в пользу сына Филиппа II.

Протестантская община возникла в Нидерландах как религиозное меньшинство под влиянием Реформации в Германии и Швейцарии. В целом страна была веротерпима ко всем религиям, так как зависела от торговли. Но Карл V и Филипп II боролись с протестантами повсюду. К тому же Филипп, в отличие от отца выросший в Испании и даже не говоривший по-голландски или французски, считался в Нидерландах чужаком. Он не учитывал местных интересов. В результате неурожая 1566 г., повышения налогов, религиозной нетерпимости и попыток насильственной централизации Нидерландов вспыхнуло восстание. Спровоцировали его протестантские агитаторы, призвавшие уничтожать иконы и статуи в католических храмах. На подавление иконоборческого восстания Филлип направил испанскую армию и наёмников. В ответ нидерландские провинции начали войну за независимость, вылившуюся в первую в истории буржуазную революцию 1568-1648 гг.

В Англии Реформация проводилась сверху, по воле короля Генриха VIII. Поначалу король был её противником и даже написал пасквиль против Лютера, за что папа назвал Генриха «защитником веры». Однако жена короля Екатерина Арагонская за 24 года брака родила только дочь Марию, другие их дети умерли в младенчестве. Король хотел наследника, но римский папа, находившийся под влиянием племянника Екатерины императора Карла V, не разрешил ему развестись. Тогда Генрих VIII объявил себя главой английской церкви, а духовенство страны обвинил в нарушении закона, запрещающего признавать любое назначенное папой лицо без утверждения королём. На английский клир был наложен штраф в 118 тыс. фунтов. Новым архиепископом Кентерберийским под давлением короля был избран протестант Томас Кранмер. В церковном суде Кранмер расторг брак Генриха и в 1533 г. король женился повторно. В 1534 г. парламент принял «Акт о супрематии», объявивший короля «верховным главой Английской Церкви». Римский папа лишился какой-либо власти в стране, были закрыты монастыри и конфискованы церковные земли.

Вторая жена родила Генриху девочку, названную Елизаветой и в 1536 г. король казнил жену, обвинив ее в измене. Лишь третья жена родила Генриху сына. В 1547 г. король умер и на престол вступил его сын, девятилетний Эдуард VI. При нём протестантское богослужение Англии было упорядочено, священникам разрешено было вступать в брак. Но в 1553 г. болезненный Эдуард VI скончался, и трон заняла старшая дочь Генриха VIII Мария. Будучи католичкой, она с помощью запретов и казней попыталась восстановить католичество, но добилась лишь всеобщей ненависти. После смерти Марии королевой стала вторая дочь Генриха VIII, протестантка Елизавета. При ней завершилось упорядочение англиканского вероучения, окончательно изложенное в 1571 г. в виде «39 статей». В них сочетались протестантские и католические догматы. Были запрещены индульгенции, почитание икон, мощей, Библия была признана единственным источником веры. В то же время сохранились католические догматы о спасающей силе церкви, таинствах крещения и причастия, церковная иерархия и пышные богослужения. Население продолжило платить десятину, но теперь в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Оставаясь административным главой церкви, Елизавета I решения догматических вопросов закрепила за духовенством. Её интересовала только политика. Королева начала борьбу с Испанией за господство на морях, используя пиратов для грабежа испанских колоний и судов, поддерживая сепаратизм Нидерландов. В ответ Филипп II собрал 20 тыс. войско и флот из примерно 130 судов («Великую армаду»), чтобы, высадившись в Англии, свергнуть Елизавету и восстановить католичество. Английский флот отбил попытку испанцев в 1588 г. пересечь Ла-Манш, а начавшаяся буря уничтожила остатки армады. Гибель флота подорвала могущество Испании и привела к торжеству протестантизма в Англии. В 1589 г. англичане создали свою армаду, чтобы вторгнуться в Испанию, но потерпели поражение. Война истощала обе стороны и в 1604 г. был заключён мир на условиях status quo.

Шотландия к началу Реформации была слабым феодальным королевством с пережитками родового строя. За влияние в ней боролись католическая Франция и английские протестанты. От имени юной королевы Марии Стюарт страной правила её мать католичка Мария Гиз, вдова короля Шотландии Якова V. В отличие от других стран здесь и речи не шло о развитии предпринимательства и капитализма. Мария Гиз опиралась на французские войска. Протестанты использовали это, называя её регентство незаконным. Однако Мария Гиз стремилась к компромиссу, что воспринималось как слабость.

Настоящим лидером католиков в Шотландии и профранцузской партии был кардинал Биттон, но в 1546 г. он был убит протестантами, поднявшими мятеж. В обмен на французскую помощь Мария Гиз выдала свою дочь Марию Стюарт за наследника французского престола (жениху и невесте было соответственно 4 года и 6 лет). Французские войска подавили мятеж. Тогда лидер протестантов Шотландии, кальвинист Джон Нокс, обратился за помощью к Англии. Английские войска вторглись в страну, Елизавета I предоставила финансовую помощь местным протестантам. Мария Гиз умерла, а Эдинбургский мирный договор 1560 г. закрепил победу протестантов. Католицизм был объявлен вне закона.

Во Францию идеи Реформации проникли в 1520-30-х гг. в форме лютеранства и анабаптизма. Однако настоящий подъём движения произошёл с 1530-40-х гг. благодаря пришедшему из Швейцарии кальвинизму. Даже название французских протестантов «гугеноты» восходит к швейцарскому eitgenôz (совр. нем. eidgenosse) «соратник, союзник». Кальвинизм стал идеологией бедноты и нарождающейся буржуазии против феодальной эксплуатации и одновременно идеологией сепаратистски настроенных феодалов против усиления королевской власти. Особенностью Франции стало то, что для укрепления своей власти короли использовали католицизм, а не протестантство. Ещё одной особенностью было то, что очаги протестантизма не локализовались на определённой территории, а были рассеяны по стране, что впоследствии сделало противостояние особо ожесточённым.

Король Франции Франциск I (1515-1547 гг.) не был последователен в своей борьбе с протестантами. Им покровительствовала его сестра Маргарита, ставшая женой короля Наварры, а дочь Марии, Жанна д’Альбре, в 1560 г. объявила кальвинизм государственной религией Наварры. Однако при Генрихе II, сыне Франциска, начались гонения на протестантов. Для этого им была создана специальная организация «Огненная палата», но в 1559 г. король погиб на турнире. За влияние на его наследников боролись герцоги Гизы (католики) и де Колиньи (протестанты). Сменивший Генриха II пятнадцатилетний Франциск II опирался на Гизов и протестанты попытались его свергнуть. Заговор был раскрыт, участники казнены, лидер заговора, брат короля Наварры, принц Луи Конде, женатый на племяннице Колиньи, арестован. Болезненный Франциск II управлением не занимался, регентшей стала его мать Екатерина Медичи. Под давлением Гизов начались преследования гугенотов. В 1569 г. Франциск II скончался. На престол вступил его десятилетний брат Карл IX.

Екатерина Медичи попыталась примирить гугенотов с католиками, гарантировав гугенотам веротерпимость в определенных регионах (эдикт 1562). Но в 1562 г. отряд Франциска де Гиза расправился с группой гугенотов, отправлявших богослужение за пределами установленных границ, в местечке Васси провинции Шампань. Бойня в Васси стала поводом к началу религиозных войн. Первый этап религиозных войн не принёс победы ни католикам, ни протестантам. Во время первой войны погиб Конде и лидером протестантов стал адмирал Колиньи. От руки убийцы погиб и лидер католиков Франциск де Гиз, его место занял его сын Генрих. Генрих открыто обвинял Колиньи в смерти отца. Третья война закончилась второй попыткой Екатерины Медичи достичь примирения: Сен-Жерменский эдикт (1570) предоставил гугенотам свободу вероисповедания (на определённых территориях), право занимать государственные должности и несколько военных крепостей.

Мир был скреплён браком Генриха Наваррского, сына Жанны д’Альбре, с дочерью Екатерины Медичи Маргаритой. На свадьбу в Париж были приглашены лидеры всех группировок. Католики увидели в этом возможность расправиться со всеми протестантами разом. 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, они устроили резню гугенотов в столице. За ней последовало избиение протестантов в провинции. По разным оценкам погибло от 5 до 30 тыс. чел. Колиньи был убит. Генрих Наваррский перешёл в католицизм. Начался второй этап религиозных войн. В 1574 г. Карл IX умер, королём стал его брат, Генрих III. В 1575 г. на съезде гугенотов в Ниме была создана Гугенотская конфедерация. В противовес ей, а также, чтобы оказать давление на Генриха III, Гизы создали Католическую лигу (1576). В ответ король сделал удачный ход: объявил себя главой лиги. В 1576 г., бежав из Парижа, Генрих Наваррский стал лидером протестантов Франции.

Генрих III был бездетным, а в 1584 г. умер его младший брат Франсуа. Генрих III объявил своим наследником Генриха Наваррского. Гизы выдвинули своего кандидата – кардинала Карла Бурбона (дядю Генриха Наваррского) и создали Парижскую лигу (1585-94), боровшуюся и против Генриха III и против Генриха Наваррского. Началась последняя, восьмая религиозная война или «война трёх Генрихов»: Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха Гиза. Генрих III организовал убийство своего настоящего соперника Гиза, но и сам был вскоре убит католическим фанатиком. Чтобы занять престол Генрих Наваррский принял католицизм, произнеся: «Париж стоит мессы». В 1594 г. он был коронован как Генрих IV. В 1598 г. Генрих IV издал Нантский эдикт, давший гугенотам свободу совести (правда, не во всех регионах) и право на участие в общественной жизни. В качестве гарантии своих прав гугеноты получили 200 военных крепостей. Эдикт был отменен только в 1685 г.

Реформация в Европе привела к нескольким важным последствиям:

- разрушению духовного единства западного мира (вместо единой церкви появилось множество национальных);

- укреплению власти светских правителей за счёт ослабления церкви;

- росту культурного и образовательного уровня жителей Европы (открытие новых школ и университетов);

- усилению кризиса феодальных отношений.

Контрреформация.Повсюду в Европе Реформация проходила при сильном сопротивлении католического большинства. Почти сразу началась контрреформация - политика католической церкви, призванная предотвратить распространение протестантских учений. Она состояла из двух направлений:

- насильственного подавления Реформации;

- реформы самой католической церкви.

Началом контрреформации стало отлучение от церкви в 1520 г. Лютера папой Львом X. Не считая лютеранскую ересь слишком опасной, папа опирался только на запреты и инквизицию, ни о какой реформе церкви речи не шло. Однако сменивший Льва X Адриан VI (1522-23) увидел в протестантах серьёзную угрозу. На Нюрнбергском рейхстаге он признал, что в появлении новой ереси есть вина и самой церкви. Критикуя ошибки прежних пап, он надеялся, что это разрешит ситуацию. Но ему не хватило целой жизни на проведение реформы церковных обычаев. Он успел только закрыть Бельведерский дворец в Риме – место развлечений папской свиты.

Правление нового папы Климента VII (1523-1534) стало для церкви чередой непрерывных поражений и неудач. Он поссорился с Карлом V, как следствие, Рим был опустошён немецкими войсками, поссорился с Генрихом VIII, и Английская церковь откололась от католической. Следующим папой был Павел III (1534-1549). Как и его предшественники, он начал с раздачи должностей своим родственникам. Однако успехи протестантов заставили папу действовать. Его главными решениями стали:

- создание в 1536 г. центрального инквизиционного трибунала в Риме;

- учреждение ордена иезуитов в 1540 г.;

- созыв Вселенского собора в Триденте в 1545 г.

Инквизиционный трибунал соединил в себе черты средневековой доминиканской инквизиции с испанским опытом борьбы с инакомыслием. Трибунал опирался на весь арсенал методов: от психологического давления, до физических пыток. Он мог судить любого, невзирая на ранг и происхождение и только сам папа мог вмешаться и помиловать осуждённого. Главой трибунала стал неаполитанский инквизитор кардинал Караффа. В 1543 г. Караффа наложил запрет на издание любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг». Вошедшие в него книги запрещалось просто хранить у себя. Впоследствии «Индекс» неоднократно пересматривался и дополнялся.

Не менее важная роль в подавлении Реформации отводилась «Обществу Иисуса» или ордену иезуитов. С момента создания он отличался строгой централизацией и жёсткой военной дисциплиной с беспрекословным подчинением главе ордена – пожизненному генералу, отвечающему лишь перед папой. Первым генералом и настоящим создателем иезуитов был Игнатий Лойола. Бывший военный, он сумел в короткий срок превратить орден в эффективную спецслужбу церкви. Для иезуитов не существовало моральных норм и запретов, ради успеха им разрешалось скрывать принадлежность к ордену, вести светский образ жизни. Иезуиты становились королевскими духовниками, открывали приюты, госпитали, школы, устраивали заговоры против протестантов, занимались шпионажем и интригами. Не важно, чем конкретно занимались иезуиты, цель была одна: укрепление церкви.

В 1545 г. был созван XIX Вселенский собор в Триденте. Свои взгляды на соборе отстаивали две группировки: папская и императорская (Карла V). Папская стремилась избежать обсуждения проблем самой католической церкви, была против какого-либо диалога с еретиками и требовала только их осуждения. Император Карла V и его сторонники настаивали на привлечении светских лиц к обсуждению церковных вопросов и диалоге с протестантами. Испугавшись влияния императора, в 1547 г. папа перевёл собор в Болонью, куда не последовало большинство немецкого духовенства - опоры Карла V. Болонский собор фактически бездействовал и под давлением императора в 1549 г. был закрыт.

Вновь собор в Триденте был созван уже новым папой Юлием III в 1551 г. и завершился в 1563 г. при Пие IV победой папской группировки. Решения собора подтвердили нерушимость всех догматов католической церкви, была усилена власть епископов и дисциплина монашеских орденов. Собор потребовал пресечь злоупотребления, подрывавшие авторитет церкви: запрещались торговля индульгенциями, церковными должностями, присутствие на церковных должностях лиц без духовного сана и т.п. По возможности в каждой епархии предписывалось создать семинарии для обучения священников. Эти требования означали реформу католической церкви, но с консервативных позиций. Католицизм обновлялся, избавляясь от наиболее одиозных пережитков средневековья, не меняясь по-сути.

Церковь обязала духовных лиц и профессоров католических университетов присягать обнародованному в 1564 г. «Тридентскому исповеданию веры». Особое рвение в реализации решений собора приложил кардинал Караффа, избранный в 1555 г. папой под именем Павла IV. С новой силой по всей Европе запылали костры инквизиции. Однако жестокостью Павел IV добился не укрепления авторитета церкви, а лишь ещё большего страха и ненависти. Узнав о смерти этого папы в 1559 г., Рим ликовал, были разбиты все его изображения и сожжено здание Священной канцелярии (инквизиции).

До конца столетия сменилось ещё восемь римских пап, некоторые занимали престол несколько месяцев или даже дней. Все папы занимались реализацией решений Тридентского собора, в той или иной степени продолжая политику своих предшественников. Среди светских правителей опорой контрреформации стали императоры Священной Римской империи и короли Испании, такие как Филипп II, заявивший: «Я бы предпочёл вовсе не иметь подданных, чем иметь в качестве таковых еретиков». В итоге, благодаря контрреформации, католическими остались Италия, Испания, юг Германии, Австрия, часть кантонов Швейцарии, Ирландия, юг Нидерландов (современная Бельгия), Речь Посполитая. Католицизм остался государственной религией и во Франции, хотя протестанты и получили право свободного вероисповедания.

Тенденции развития национальных культур.Всплеск интереса к вопросам веры стал наиболее значимым фактором в развитии европейской культуры XVI в. На рубеже XV-XVI вв. Ренессанс перешагнул через национальные границы Италии. Началось «Северное Возрождени






Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 590; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2019 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.017 сек.