ЛЕКЦИЯ 6. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


1. Гуманизм эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение.

2 .Северное Возрождение и Реформация.

 

1. Особый этап в развитие западноевропейской культуры начался с середины XIV в. Это период, вобравший в себя величайшие достижения во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Благодаря ему была подготовлена почва для развития всех современных наук, особенно в области гуманитарных знаний. Это время расцвета величайшей культуры италийских городов (Флоренция, Рим, Венеция) и формирование светской культуры в северной Европе. В истории и культуре этот период получил название Возрождение или Ренессанс, ознаменовавший переход к новому времени. Он включает в себя два параллельно существовавших направления: собственно Возрождение, представлявшее собой светскую культуру и Реформацию, отразившую изменения в религиозной сфере.

Термин Возрождение (или Ренессанс) в XV-XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка» в средние века и выражал отношение деятелей новой культуры к «средневековому варварству». Это понятие впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства этой эпохи Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, для характеристики эпохи с 1250 по 1550 гг. Смысл, вкладываемый Вазари в это понятие, связан с проблемой возрождения античной культуры, признанием ее вклада в мировую сокровищницу культуры.. В это время итальянское общество активно начинает интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных авторов (так были найдены произведения Цицерона и Тита Ливия). Истоки такого толкования культуры возрождения берут начало в самой эпохе. Великие мыслители этого времени Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas, что в переводе с латинского означает человеческая природа, человеческое достоинство.

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы были неравномерны. Возникает она в Италии, во Флоренции (ее зарождение приходится на последнюю четверть XIII в.), а оттуда распространяется в Европу, где просуществовала до конца первой четверти XVII в. Наивысшей точки своего развития культура Возрождения достигает в конце XV-XVI вв., когда становится общеевропейским социокультурным явлением. Это период так называемого Высокого Возрождения. В традиционной хронологии и периодизации Возрождения выделяют следующие этапы:

1 - конец XIII – начало XIV вв. – зарождение основ новой культуры, так называемое предвозрождение или проторенессанс.

2 – XIV-XV вв. – период раннего Возрождения.

3 – конец XV в. –1540 г. – высокое Возрождение.

4 – XVI- начало XVII вв. – развитие гуманистических начал и культуры Возрождения в странах северной Европы, так называемое Северное Возрождение.

Основными чертами культуры возрождения являются:

· Антропоцентризм как новая мировоззренческая система и изменение картины мира.

· Гуманизм, как основа духовной жизни общества;

· Обращениек античности, ставшее основой, источником и школой художественного творчества представителей культуры Возрождения.

· Изменение картины мира.

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Центром этой культуры стал итальянский город с его развитием товарно-денежных отношений и появлением раннекапиталистических элементов. В Италии, которая вступила на этот путь раньше всех, способствовал высокий уровень урбанизации, подчинение городу деревни, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.), которые и проявили высокую активность в формировании городской культуры. Богатый процветающий город стал главной базой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. Часть городских средств тратилось на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на устройство различных городских празднеств, на сооружение храмов и капелл, на образование детей. Все это создавало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях.

Рост светских настроений, интерес к земной жизни человека – важный идейный фактор, оказавший влияние на возникновение и дальнейшее формирование новой культуры.

Под гуманизмом обычно понимают комплекс идей, составляющих новую идеологию, характерную для европейского мировоззрения. Но гуманизм эпохи Возрождения был, безусловно, объемнее и целостнее, став общеевропейской системой ценностей. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Такой взгляд предполагал, в первую, очередь развитие самопознание человека, развитие его личностных знаний мира, людей, природы, общества. Для гуманизма Возрождения характерно превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства человека над окружающим миром, возвышение и прославление человека, что влекло за собой эстетизацию действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено, прежде всего, на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи гуманистического мировоззрения.

Отдельные мысли гуманистического характера уже просматривались в творчестве Данте Алигьери, хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках средневековой традиции, что ярко прослеживается в его «Божественной комедии». Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразили тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, вес богатство его души. В дальнейшем идеи гуманизма были развиты Джованни Боккаччо, автором знаменитого «Декамерона». В новеллах, где прослеживается влияние народной городской литературы, нашли художественное выражение гуманистические идеи: представления о человеке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавляема аскетизмом церковной морали, чей ум, смекалка и мужество помогают выстоять в жизненных невзгодах. «Декамерон», его заключительные новеллы стали гимном нового общества и нового человека.

Начинания Пертрарки и Боккаччо продолжил– Колюччо Салютати. В трактатах, многочисленных письмах, речах он развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как воплощение общечеловеческого опыта и мудрости, выдвигая на первый план комплекс гуманитарных дисциплин, включавших филологию, риторику, поэтику, историю, педагогику, этику, подчеркивая их роль в формировании высоконравственного и образованного человека. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики. В его концепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача – построить ее согласно природным законам добра и справедливости.

Особенностью гуманистической философии и идеологии был ее антифеодальный характер. Гуманистическая идеология имела широкую платформу, но ее основу составляли принципы, которые разделяло большинство гуманистов. Учения гуманистов не могли не сказаться на формировании нового идеала, который характеризуется следующими чертами:

1. антропоцентризм – человек стоит в центре мироздания;

2.утверждениевысокого достоинства человекаи его безграничных возможностей.

3. титанизм –«человек обладает свободой воли изменять мир и себя самого по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет». Человек в процессе своей деятельности, в процессе познания и самопознания берет на себя божественные функции, доводя до совершенства то, что сделал Бог;

4. универсальность – выражается во всесторонности знаний, при этом личность сохраняет свою цельность. В ней сочетаются различные черты: от великодушия и силы до порочности и корыстолюбия. Она свободна и может в своей деятельности развиваться в любом направлении;

5. благородство как личные заслуги и свойства человека.

6. активная деятельность, воплотившая в активной жизненной и гражданской позиции.

7.обращение кземной жизни иреабилитациячеловеческих чувств.

Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианством, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Антропоцентризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рационализм, светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к творческой активности, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию – все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от принципов средневекового мировоззрения. Сложившись как целостное мировоззрение – несмотря на наличие различных направлений – гуманизм стал мощным фактором развития всей культуры.

 

2.Северное Возрождение и Реформация.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм приобретает общеевропейский размах, распространяясь во всех странах Западной Европы. При этом Северное Возрождение носило более ярко выраженные национальные черты и имело своих идейно-философских лидеров, свои национальные достижения, дополнившие и развившие итальянский гуманизм. Развитие Возрождения в Северной Европе, имело иные основы, хотя и формировалось под воздействием творчества итальянских мастеров. В странах Северной Европы – Германии, Франции, Нидерландах – не было такого обилия античных памятников, и до начала XVI в. там мало кто представлял, как они выглядят. Поэтому в Европе, если исходить из первоначального смысла понятия «Возрождение», там, по логике итальянской культуры, возрождать было нечего. Но, тем не менее, в странах Северной Европы происходит возрождение места, роли и значимости человека в обществе, возрождение человеческого достоинства и человеческих чувств, происходит обращение к разуму и формируется свое, отличное от итальянского, картина мира и миропонимание.

Человек в философии и искусстве Северного Возрождения – лишь еще одно свидетельство всемогущества Творца. Человек, созданный вместе с миром, включенный в космический мир природы, живет одной жизнью с небесами, землей и морем. Человек прекрасен, величав, но все же не более чем все то, что создал Всевышний. Таковы работы Альбрехта Дюрера, близкие по манере к итальянским мастерам и в то же время далекие от возрожденческого идеализирующего реализма. Дюрер в своих живописных и графических работах стремился как можно объективнее отразить мир, он хотел добиться от живописи и рисунка наибольшей достоверности.

Отдельное место в Северном Возрождении занимает нидерландский художник Иероним Босх. Он, как и большинство других художников, писал в основном на религиозные сюжеты. Его работы – это соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей. Это одновременно и страшные аллегории и жизнеутверждающее видение мира художника («Страшный Суд», «Семь смертных грехов», «Искушение Святого Антония»). Главной целью его работ было моральное назидание, граничащее с пессимистическим взглядом на человека. Босх намного опередил свое время, его творчество нашло своеобразный отклик спустя многие столетия в сюрреалистических работах Сальвадора Дали.

Особенностью североевропейского Возрождения было его зарождение, развитие и расцвет под воздействием движения Реформации -широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение XVI в. и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. Реформация стала религиозным обновлением Европы, глубоко трансформировав христианскую культуру. Она стала идеологической основой формирования экономической общности, созревшей в недрах доиндустриального (феодального) общества. Новое учение, лежащее в основе Реформации, требовало обновления католической церкви, отвергала контроль церкви над обществом. Итогом столь сильных изменений стало появление нового течения в христианстве – протестантизма -общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации XVI в., как протест против римско-католической церкви (кальвинизм, лютеранство, англиканство)и нового типа человека с принципиально иным отношением к жизни: более прагматичного и требовательного к себе и окружающим. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. Формировалась новая трудовая этика, в основе которой лежал рационально-практический подход к преобразовательной деятельности. М. Вебер, исследуя протестантскую этику, пришел к выводу, что честный упорный труд приобретал характер религиозного подвига, становился своеобразной «мирской аскезой». В эпоху нового времени страны, прошедшие через реформацию, достигли наивысших успехов в развитии европейской цивилизации.

Таким образом, социокультурный период, получивший название Возрождение и развивавшийся в рамках как средних веков (XIII-XV вв.), так и раннего нового времени (XVI в.), представляет собой, сложное и многоплановое явление. Зародившись в Италии и обращенная к творческому наследию античности, новая культура развивала идеи возрождения не только античных форм искусства, но и нового человека, свободного от уз средневековой схоластики и ортодоксальной религии. Происходит возрождение человеческой личности как высшего духовного начала. Возрождение стало общеевропейским течением, получив во многих странах Западной Европы свои национальные черты.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Каковы истоки и сущность гуманизма.
  2. Почему Италия становится центром Возрождения.
  3. Как эстетические идеалы Возрождения связаны с новым представлением о человеке.
  4. В чём особенности Северного Возрождения.
  5. Реформы католической церкви : цели и задачи протестантизма.

 

Список литературы

Основная

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.

2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.

3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.

 

Дополнительная

  1. Глуздов, В.А. Культурология: Практикум: Учебное пособие для вузов / В.А. Глуздов, А.В. Бабаева, А.А. Касьян; под ред. Фортунатовой В.А., Шапашникова Л.Е. М.: Высшая школа, 2006. - 312 с.
  2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Изд.3, перераб. и доп / Г.В. Гриненко – М.: Университеты России. Высшее образование, 2005. – 940 с.
  3. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич - М.: Гардарики, 2006.- 278 с.
  4. Драч, Г.В. Культурология. Уч. пособие / Г.В. Драч - М.: Инфра-М, 2008. – 464 с.
  5. Гуревич, А.Я. Историческая наука и историческая антропология.// Вопросы философии. - М., 1988. № 1.
  6. Стоклицкая-Терешкович, В.В. Происхождение феодального города в Западной Европе. // Вестник МГУ. М., 1955. № 1.



Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1498;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.