Натуралистический подход
Эстетически значимое в рамках данного подхода пытаются связать с естеством. Красота здесь – это не особый возвышающийся над природой мир, а то, что там уже и так есть. С точки зрения сторонников такого подхода, это нетрудно понять, если обратить внимание на то, что и почему что-либо нравится. Нравится, прежде всего, то, что жизненно и естественно. Эстетическое, конечно, существует как свободная игра воображения. Однако предпосылкой этой игры являются не поиск абстрактной гармонии, а желания, о некоторых из которых очень хочется сказать прямо и открыто. Есть, правда, и такие, о которых говорить как о своих собственных, вроде бы, неприлично, но о которых все-таки можно сказать, если предварительно замаскировать их так, что в случае чего можно будет заявить, что это чужие желания, а я с ними только знакомлюсь. И, к тому же, как с видом искусства. Впрочем, последнее имеет отношение только к некоторым тенденциям в современном искусствознании. В более широкой исторической перспективе для натуралистической эстетики характерно общее представление о мимесисе, т.е. о том, что искусство – это, в первую очередь, подражание действительности. Натуралистический подход тесно связан с общими представлениями натурфилософского и позитивистского характера и является попыткой их конкретной реализации в области эстетики.
Примером натуралистического подхода к проблемам эстетики в античности являются соответствующие представления Аристотеля. По его мнению, в основе всех видов искусства лежит мимесис как подражание действительности. «Ведь подражать присуще людям с детства: люди тем и отличаются от остальных существ, что склоннее всех к подражанию, и даже первые познания приобретаются путём подражания, и результаты подражания всем доставляют удовольствие»[253]. Подражание не есть простое воспроизведение реальности, но оно всегда носит творческий характер. В частности, два вида поэзии происходят от двух видов подражания: трагедия есть подражание лучшим людям, комедия – худшим.
Значение искусства, согласно Аристотелю, состоит в том, что оно является одной из форм познавательной деятельности. Познавательный характер носит не только деятельность художника, который, руководствуясь определёнными правилами, стремится к точности изображения, но и созерцание произведения искусства. Эстетическое созерцание связано с удовольствием, которое возникает в результате узнавания. Причём это удовольствие возникает и при созерцании изображения чего-то неприятного, что в действительности вызывает отвращение. Узнавая, человек познаёт и именно в этом интересе к познанию заключается сущность эстетического.
Аристотель придаёт большое значение воспитательной функции искусства. Искусство формирует гармонично развитую личность, которая постоянно совершенствуется в стремлении к добродетели. Знакомство с произведением искусства способствует очищению человека и освобождает его от негативных эмоций, тем самым делая его более благородным.
В силу того, что в основе натуралистической эстетики лежит интерес к природе, как источнику и объекту прекрасного, для культуры средневековья данный подход не характерен. Зато подобный интерес нетрудно обнаружить у представителей эпохи Возрождения. В это время на смену религиозному сознанию приходит опытное постижение мира и, в частности, получает развитие анатомия. Характерным примером эстетики Возрождения является эстетическая концепция итальянского художника Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Леонардо, как и большинство представителей Возрождения, продолжает в эстетике традицию Аристотеля. По его мнению, в основе искусства лежит подражание природе. Природа прекрасна и для того чтобы познать естественную красоту, ее необходимо изображать. Цель живописи – создание совершенного произведения искусства. Совершенное произведение искусства можно создать, только учась у природы, наиболее адекватно отображая её. Для этого необходимо уловить основы и принципы прекрасного, которые выражают сущность разлитой в природе красоты. Для точного воспроизведения природы и человека необходима хорошая подготовка в плане техники изображения. С точки зрения Леонардо, живопись подобна геометрии. Как и в геометрии, здесь большое значение принадлежит умению отображать соотношения и пропорции. Впрочем, искусство не является только математикой, здесь значение имеет умение. Можно научить математике любого, но не каждого можно научить живописи. Художник должен обладать активным творческим началом, восприимчивостью к прекрасному и много трудиться. Только тогда он сможет создавать настоящие произведения искусства.
В Новое время представления о естественности красоты органично вписались в систему общих представлений философов-просветителей. Французский просветитель, философ и теоретик искусства Дени Дидро (1713 – 1784) изложил свою эстетическую теорию в трактате «Опыт о живописи». По его мнению, цель искусства – быть выразителем целей общества. Эту задачу не выполняет классическое искусство, потому что оно не обладает достаточной идейностью. Носителем высоких идей может стать только то произведение искусства, которое способно воспитывать и которое изображает жизнь простых людей.
По мнению Дидро, именно простые люди являются истинными носителями моральных и эстетических ценностей. Искусство во всех его проявлениях должно стать настоящей школой нравственности, когда человек в изображении узнаёт самого себя, свой характер и быт, и сможет стыдиться себя или гордится собой. В основе искусства лежит миметический принцип. Любое даже самое гармоничное произведение искусства лишь копия природы. Задача художника состоит в том, чтобы сгладить разницу между копией и оригиналом. Красиво лишь то произведение искусство, которое соответствует оригиналу. Впрочем, когда Дидро призывает художника изображать природу и человека как можно ближе к оригиналу, он не имеет в виду простое поверхностное копирование. Произведение искусства должно передавать сущность изображаемого явления, предмета или человека.
Эстетика Дидро связана с его общественной позицией. Философ является выразителем интересов третьего сословия, поэтому искусство классицизма с его отвлечённостью, рациональностью, следованием жёстким канонам для него неприемлемо. Реалистическое искусство доступно для понимания простых людей и поэтому является прекрасным способом их просвещения.
Французский философ-позитивист и историк Ипполит Тэн (1828 – 1893) под эстетикой понимал теорию искусства, которая основана на методологических принципах близких естественнонаучным. По его мнению, главная цель эстетики состоит в обнаружении законов создания произведений искусства. «Новый метод, которому я стараюсь следовать и который начинает входить во все нравственные науки, заключается в том, чтобы смотреть на человеческие произведения, и в частности на произведения художественные, как на факты и явления, характерные черты которых должно обозначить и отыскать причины, – и более ничего»[254].
По мнению Тэна, произведение искусство не является единичным, обособленным явлением, оно всегда должно рассматриваться в соответствующем контексте. На все процессы, происходящие в искусстве, влияют следующие факторы: раса, принадлежность к которой определяет врождённые особенности темперамента и телесной организации; среда обитания, под которой подразумевается не только географическое расположение страны, но и нравственные представления людей, их быт и обычаи, политический строй и социальная организация; исторический период, определяющий развитие искусства в конкретный момент времени.
В основе искусства лежит принцип подражания. Но доскональное подражание не является целью искусства. С одной стороны, художник стремится передать пропорции, то есть соотношение размеров изображаемого. Однако для того чтобы передать характер, главную идею предмета или человека, он вправе отступить от изначальных пропорций. Существенный характер – «качество, из которого, путем неизменной зависимости, проистекают все или, по крайней мере, многие другие качества»[255]. Например, существенный характер льва заключается в том, что он большое хищное животное. Из этого качества вытекают особенности внешности льва: строение пасти, страшные выпускающиеся когти, глаза, хорошо видящие ночью и т.д.; а также внутренние свойства: инстинкт кровожадности, сила и нервная горячность, которые позволяют сосредоточить льву силы для нападения на жертву и т.д. По мнению Тэна, подобным образом можно проанализировать также любую страну и выяснить её основной характер. В частности, вот как он описывает Нидерланды. «Существенный характер этой страны заключается в том, что она образовалась посредством намывов, или наносов, т. е. больших осадков земли, которые уносятся реками и скопляются близ их устьев. Из этого одного проистекает бесконечное множество частностей, составляющих весь жизненный быт страны, не только ее физический наружный вид и то, что она есть сама по себе, но также общий склад ума, нравственные и физические качества жителей и их произведения. Во-первых, в неодушевленной природе сырые и плодоносные равнины. … В одушевленной природе … множество и … богатство пастбищ привлекают многочисленные мирные стада, которые, лежа в траве или пощипывая ее, испещряют желтоватыми, белыми и черными пятнами бесконечную плоскую поверхность луга. Отсюда это обилие молока и говядины, которые вместе с зернами и овощами, доставляемыми плодоносной землей, снабжают жителей обильной и дешевой пищей. Можно сказать, что в этой стране вода производит траву, трава – скот, скот – сыр, масло и говядину, а последние, вместе с пивом, производят жителя. В самом деле, из жирной жизни и пропитанной влажным воздухом физической организации рождается фламандский темперамент, флегматический характер, правильные привычки, спокойствие ума и нервов, способность понимать жизнь рассудительно и благоразумно, постоянное довольство всем, вкус к этакому благосостоянию, а отсюда господство опрятности и совершенство жизненных удобств.
... Во всех этих мелочах обыденной жизни, во всех этих проявлениях домашнего довольства и неизменного благосостояния вы увидите следы основного характера, выразившегося в климате и почве, в царстве растительном и животном, в человеке и его делах, в обществе и в отдельной личности. По этим бесчисленным действиям вы можете судить о его значении. Его-то именно искусство и хочет выставить в полном свете, и если искусство принимает на себя это дело, то потому только, что природа оказывается для того недостаточной, ибо в природе характер составляет только общую всему основу, искусству же предстоит сделать его преобладающим, господствующим над всем.
Характер этот, конечно, видоизменяет действительные предметы, но видоизменяет не вполне. Он стеснен в своем действии, спутан вмешательством других причин. Он не мог достаточно углубиться в предметы, носящие печать его, не мог отразиться в них со всей ясностью. Человек чувствует этот недостаток, и чтобы восполнить его, он изобретает искусство.
… Действительно, обратимся снова к Кермессе Рубенса. Эти цветущие кумушки, эти великолепные пьяницы, все эти груди и все эти скотские расплывшиеся и красные рожи, быть может, имели в обжорах того времени несколько подобных себе лиц. Преизобильная и раскормленная природа пыталась произвести нравы и телосложения столь же грубые и крупные, но достигала этого лишь вполовину. … Природа зовет на помощь себе искусство; она не могла с достаточной ясностью выделить характер; и вот наверстать этот пробел в природе предстоит художнику»[256].
Таким образом, природа порождает определённый характер и тип личности. Однако природе не дано ясно и отчётливо выразить их. Для этого существует искусство, которое воспроизводит основной характер во всей его полноте и отчётливости.
И. Тэн в «Философии искусства» стремился, прежде всего, обосновать и утвердить новый метод в исследовании искусства. На многочисленных фактах и примерах Тэн хотел показать, как проявляет себя в искусстве тот или иной главенствующий человеческий тип. Проявления духовной жизни, в частности искусство, нельзя рассматривать вне телесности человека и его среды обитания. Применив естественнонаучный подход в теории искусства, французский философ и историк тем самым показал, что эта область знания может быть подвергнута объективации и рациональному объяснению.
Одна из черт характерных для натуралистического подхода к эстетике заключается в том, что прекрасное рассматривается как полезное. Примером такого взгляда является эстетическая теория русского философа Николая Чернышевского (1828 – 1889). Согласно Чернышевскому, для человека, как природного существа, главной ценностью является жизнь, в основе которой лежит удовлетворение потребностей. «Прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»[257].
Образ жизни человека, его принадлежность к определённой социальной группе непосредственно связан с его потребностями, полнота удовлетворения которых лежит в основе свойственных ему представлений о «хорошей жизни». Так, для простого народа хорошая жизнь заключается в том, что способствует нормальному физическому развитию и здоровью. Этому, в частности, способствуют сытная еда, хорошая изба, достаточный сон и работа. Красиво для человека то, что является следствием хорошей жизни. В частности, красавицей, с точки зрения сельского жителя, является та девушка, которая обладает свежим цветом лица и румянцем, и вообще, представляет собой воплощение «цветущего здоровья и равновесия сил в организме», которые являются следствием здорового образа жизни и постоянного труда. Напротив, для светского человека, для которого идеалом является роскошно-бездеятельная жизнь, красавицей будет женщина вялая, слабая, болезненная, томная, которая к тому же страдает мигренью от постоянного безделья.
Прекрасное в природе – это то, что олицетворяет жизнь, проявляет себя как живое. Так, цветущее растение является прекрасным, а увядающее – нет. Оживлённый пейзаж, шум и движение в котором напоминают о шуме и движении в жизни человека, прекрасен, а мертвый пейзаж – нет. Солнечный свет является прекрасным, потому что он – источник жизни в природе и способствует оживлению органической деятельности человека и, тем самым, приводит его в хорошее расположение духа.
По мнению Чернышевского прекрасное в природе выше прекрасного в искусстве, так как впечатление от прекрасного в природе живее, чем впечатление от произведения искусства. Кроме того, искусство существует не для того, чтобы восполнить недостаток прекрасного в действительности. Более того, сфера прекрасного вовсе не является главной целью искусства. Искусство должно изображать все интересное для человека вообще. Задача искусства – воспроизведение действительности, оно представляет взору человека явления жизни, известные ему, или с которыми он не знаком, но которые для него имеют значение. Произведения искусства не только изображают события жизни человека, но объясняют и оценивают их. Таким образом, искусство должно быть полезным и социально-значимым, так как главные его функции – воспитание и образование людей.
Основатель психоанализа З. Фрейд, исследуя эстетическую сферу, оставляет за рамками рассмотрения вопрос о прекрасном как таковом, его, прежде всего, интересуют психологические мотивы художника, который создает произведение искусства, а также причины эстетического удовольствия, которое получают люди воспринимая произведение искусства.
Согласно Фрейду, в основе творчества лежит неудовлетворённое желание и, прежде всего, желание эротического характера. Неудовлетворённое желание становится движущей силой фантазии, цель которой виртуально осуществить это желание. Фантазия взрослого человека приходит на смену игре ребёнка. Существенное отличие между игрой ребёнка и фантазией взрослого заключается в том, что ребенок играет, не скрываясь, так как в основе его игры лежит желание «быть большим», и в этом нет ничего постыдного. Взрослый же стыдится своих фантазий и поэтому скрывает их от других. Так потому, что они основаны на эротических и честолюбивых желаниях.
Художники, писатели и другие представители творческих профессий не только тоже имеют соответствующие фантазии, но в отличие от обычных людей способны и, самое главное, имеют возможность легитимно выразить их в своих произведениях. Конечно, в несколько измененной и прикрытой форме, но все же достаточно понятной и поэтому привлекательной для публики. Эта форма, или способ передачи своих фантазий художником или писателем вызывает у зрителей и читателей чувство «предварительного удовольствия». Узнав о фантазиях другого человека, они тем самым освобождаются от напряжения, связанного с переживанием постыдности собственных фантазий. «Все эстетическое удовольствие, доставляемое нам художником, носит характер … предварительного удовольствия, а подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженностей в нашей душе. Быть может, именно это способствует тому, что художник приводит нас в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями, на этот раз без всяких упреков и стыда»[258].
Фантазия основана на игре воображения. Результатом этой игры всегда является удовлетворение нереализованного желания. Художник и писатель осуществляет свои желания путем перенаправления сексуального влечения на создание произведений искусства, а зритель и читатель получает удовлетворение своего желания в виде эстетико-эротического переживания от восприятия произведений искусства. Например, женщина, читающая любовный роман, переносится в воображаемый мир, в котором главная героиня реализует все мечты и фантазии, которые близки и самой читательнице. К тому же получается, что её желания здесь как бы объективированы и поэтому вроде бы не являются ее собственными. А если так, то, значит, их можно и не стыдиться. Удовольствие, получаемое от эстетического переживания формы, в которую облёк исполнение желаний героини автор, снимает внутреннее напряжение читательницы и примиряет её с действительностью.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит специфика эстетического и почему сложно однозначно определить основные категории эстетики как раздела философского знания?
2. В чем различие между идеалистическим и натуралистическим подходами к анализу эстетического?
3. Как связаны между собой теория идей Платона и его представление об искусстве?
4. Что такое прекрасное с точки зрения И. Канта?
5. Какое место в философской системе Г. Гегеля занимает искусство?
6. Какова природа эстетических ценностей с точки зрения Н. Гартмана?
7. Что такое мимесис?
8. В чем различие во взглядах на искусство Н. Буало и Д. Дидро?
9. Какова особенность подхода к анализу искусства И. Тэна?
10. В чем специфика подходов к анализу эстетического у Н.Г. Чернышевского и З. Фрейда?
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 2256;