Понятие представительства в гражданском процессе
В некоторых случаях граждане не могут или не хотят лично присутствовать в судебном заседании. Это могут быть как юридические, так и фактические причины. К юридическим можно отнести отсутствие у лица необходимого объема дееспособности, к фактическим — обстоятельства, препятствующие дееспособному гражданину участвовать в процессе (болезнь, командировка и т.д.). Кроме того, в связи с недостаточной правовой грамотностью лицу может требоваться квалифицированная юридическая помощь.
Аналогично интересы юридического лица должен защищать в процессе лишь ограниченный круг граждан, а не все его работники.
Для этих целей в гражданском процессе существует институт представительства. Он имеет давнюю историю.
Институт представительства известен римскому частному праву. В римских процессах действовали представители юридического лица, опекуны и попечители, поверенные по договору, лица, которые сопровождали своих родственников и друзей в суд и давали во время процесса советы.
В соответствии со ст. 48 ГПК граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.
Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости — учредительными документами.
От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Представительство интересов организации в суде обычно осуществляют либо сами должностные лица, либо штатные юристы, либо адвокаты, обслуживающие организации по договорам или по разовым соглашениям.
По определению Е.В. Салогубовой: «Судебные представители — это лица, которые на основании предоставленных им полномочий выступают в процессе от имени представляемого с целью добиться для него наиболее благоприятного решения, а также для оказания ему помощи в осуществлении своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и оказания суду содействия в отправлении правосудия по гражданским делам. Под судебным представительством следует понимать деятельность представителя в гражданском процессе, осуществляемую им в указанных выше целях»
Таким образом, в гражданском процессе представители выполняют правозаступническую и собственно представительскую функции. Лицо может отстаивать свои интересы в суде лично, совместно с представителем или через представителя.
Дискуссионным остается вопрос о процессуальном положении представителей. Законодатель не включил судебных представителей в состав лиц, участвующих в деле. Это произошло, по мнению многих ученых, в связи с тем, что представители не имеют материально-правового интереса в исходе дела.
Но нельзя сказать, что представители вовсе не заинтересованы в результате рассмотрения спора. Представитель истца стремится добиться удовлетворения исковых требований, представитель ответчика — отказа в их удовлетворении.
Судебные представители всегда имеют процессуальный интерес в определенном судебном решении. Законные представители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, выступающих в процессе в качестве ответчика, материально заинтересованы в судебном решении.
По общему правилу в соответствии с ч. 3 ст. 37 ГПК права и законные интересы этой категории граждан защищают в суде их законные представители в лице родителей, усыновителей, попечителей.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1074 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного
имущества, достаточных для возмещения вреда. он возмещается полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Таким образом, при вынесении неблагоприятного для ответчика решения исполнение судебного решения может быть произведено за счет имущества законных представителей. Следовательно, имеются все основания к включению судебных представителей в состав лиц, участвующих в деле.
В судебном представительстве действуют два типа правоотношений: 1) внешние (у представителя с судом) и 2) внутренние (у представителя с представляемым). Внешние отношения регулируются только нормами гражданского процессуального права; внутренние регламентированы нормами материального права.
Гражданское процессуальное представительство имеет сходные черты с представительством в материальных правоотношениях, однако их смешивание недопустимо. Гражданское представительство действует на основании норм гражданского законодательства, судебное — ГПК.
Представитель в гражданском праве действует в целях заключения сделок от имени и в интересах представляемого. Судебное представительство характеризуется полномочиями только на совершение процессуальных действий. Полномочия судебного представителя в отличие от гражданского могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
Цель представительства в гражданском праве — создание, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей у представляемого (ст. 182 ГК). Судебное представительство необходимо для защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Закон определяет широкий круг лиц, которые могут быть представителями в суде, однако в отличие от ранее действовавшего ГПК закон не содержит их перечня. В соответствии со ст. 49 ГПК представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела.
В литературе встречается мнение, что «исходя из правильно понимаемых интересов граждан, которым необходимо гарантировать определенный уровень компетенции юридической помощи в суде, следовало бы законодательно закрепить правило об обязательном ведении дел через адвокатов (правило об адвокатской монополии) по сложным в юридическом отношении делам (необходимость обязательного приглашения адвоката ввиду неумелого ведения процесса может быть констатирована судом или хотя бы для судов определенного звена или определенных категорий дел)».
Это мнение вызывает сомнение по многим причинам. Закрепление адвокатской монополии лишит «хлеба насущного» многие неадвокатские юридические фирмы и отдельных граждан, имеющих юридическое образование, опыт и профессионально занимающихся представительством в суде в качестве основного или дополнительного источника доходов.
При привлечении адвоката в процесс по аналогии со ст. 51 УПК за государственный счет следует вспомнить мизерный размер вознаграждения по такой категории дел и ту «готовность», с которой опытные адвокаты принимаются за такие дела. Если же выходить из положения путем установления обязанности стороны нанять адвоката, следует учитывать недостаточную материальную обеспеченность большинства граждан России. Не все граждане могут себе позволить уплату гонорара адвокатам по расценкам, установленным адвокатскими коллегиями.
Обязательное назначение адвоката не будет соответствовать процессуальному принципу диспозитивности. Гражданин сам имеет право выбирать, какими процессуальными способами и средствами защищать свои права, В ГПК имеется норма, позволяющая суду назначать адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях (ст. 50). Однако в такой ситуации адвокат может действовать только исходя из доказательственной информации, которую ему удастся самостоятельно собрать, а также доказательств, представленных противоположной стороной. При этом теряется первоначальный, один из наиболее важных источников доказательств.
Законодатель также определил лиц, которые не могут быть представителями в суде. Исходя из смысла положений ст. 49 ГПК, недееспособные граждане не могут быть представителями. Согласно ст. 51 судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.
Пункт 2 ч.4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» запрещает адвокатам принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:
• имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
• участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
• состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
• оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица.
По смыслу ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ст. 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» государственные и муниципальные служащие не имеют права заниматься представительской деятельностью.
Аналогичные ограничения для нотариусов содержит ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1054;