Философские учения Шопенгауэра и Ницше
Как мы уже отмечали выше, своего предельного развития философский рационализм Нового времени достиг в немецкой классической философии. Но с начала 19 века рационалистические подходы к философскому пониманию действительности подвергаются существенной, и, в определённой степени оправданной критике. И одним из наиболее серьёзных критиков исключительно рационалистических подходов в философии был Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр вошёл в историю как теоретик вселенского пессимизма, который в своей доктрине утверждал, что мы живём "в наихудшем из миров". Кстати, именно Шопенгауэр придумал термин "пессимизм". По поводу возникновения философии Шопенгауэр отмечал: "Не удивление, а скорбь и печаль является началом философии».
Шопенгауэр был первым крупным европейским философом, который громогласно "напомнил" читателям такой важный пункт древнеиндийской философии, как учение об окружающем мире как о вселенской иллюзии, которая является источником человеческих страданий. Фактически, он открыл для Европы буддистскую философию. Соответствующее своей философской доктрине миропонимание Шопенгауэр изложил в работе "Афоризмы житейской мудрости".
Философские взгляды и подходы Шопенгауэра оказали несомненное влияние на одного из самых популярных в настоящее время философов, бунтовщика и эстета Фридриха Ницше. По мнению Ницше, движущим мотивом человеческой деятельности является "воля к власти", то есть страстное стремление господствовать надсебе подобными. Христианство повинно в современном духовном кризисе, ибо в течение долгих веков культивировало "ущемление сильных" и покровительствовало слабым. Поэтому, необхо произвести переоценку ценностей, дабы вернуть европейской цивилизации жизненную силу, отсутствие которой провоцировало пессимизм Шопенгауэра. "Бог умер!" - провозгласил Ницше, следовательно, человек должен взвалить на себя всю полноту ответственности за бытие. Человек должен иметь мужество "быть собой", и пример становления подобной позиции Ницше даёт в работе "Ессе Homo". Как считал Ницше, настоящий человек - это "сверхчеловек", который может подняться над предрассудками и заблуждениями толпы и стать создателем или законодателем собственной системы ценностей. Своё учение о сверхчеловеке Ницше подробно изложил в работе "Так говорил Заратустра".
Ницше решительно и страстно обвиняет современную культуру в утрате жизненной силы и предлагает заново открыть человека, чтобы "в круге вечного возвращения" искомый смысл вернулся в европейскую культуру. Кроме того, для культуры важное значение имеет гармония дионисийского (жизненного, оргиастического, буйного и трагического) и аполлоновского (созерцательного, логического, интеллектуального) начал. К сожалению, европейская цивилизация, по мнению Ницше, всё время шла "по пути Аполлона". Подробнее об этом можно прочесть в работе "Рождение трагедии".
Таким образом, философия Ницше декларирует окончание Нового времени и переходный характер современной эпохи, на смену которой должна прийти какое-то принципиально новое состояние культуры. Так как это "новое состояние" мы ожидаем по сей день, учение Ницше является чрезвычайно популярным и востребованным и в 21 веке.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 297;