Марксистская философия
В какой-то степени продолжением немецкой классической философии стала разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философское учение, получившее название марксизм. Марксизм последовательно, логично и достаточно убедительно объясняет процесс становления и развития мировой истории. Согласно этому учению, в основе развития общества лежит развитие человеческих потребностей. Свои основные потребности человек реализует как экономические и они выражаются в отношениях собственности. В своём развитии человечество проходит определённые этапы или общественно-экономические формации. Это:
• рабовладельческая формация, в основе которой лежит собственность на людей (рабов);
• феодальная формация, в основе которой лежит собственность на землю;
• капиталистическая формация, в основе которой лежит собственность на капитал (деньги, которые могут приносить прибыль).
Социальная структура каждой из этих формаций состоит из двух основных классов, интересы которых противоположны - при рабовладельческой формации это рабы и рабовладельцы; при феодальной - феодалы и зависимые крестьяне; при капиталистической - капиталисты и наёмные рабочие. Как видим, одни из них владеют собственностью (рабовладельцы, феодалы, капиталисты), а другие
обственности не имеют, поэтому вынуждены работать на представителей господствующих классов, которые поэтому называют эксплуататорскими.
Терпение эксплуатируемых классов не беспредельно, и поэтому рано или поздно происходят массовые выступления представителей порабощенных классов против существующих порядков, в ходе которого происходит качественное изменение состояния общества или революция. В результате революции одна общественно-экономическая формация сменяет другую и изменяются отношения собственности. Общество переходит на новую ступень развития.
Маркс и Энгельс выступили ярыми критиками существующего капиталистического строя и апологетами нового, коммунистического строя, в котором не будет отношений собственности и эксплуатации, а люди будут жить в гармонии и взаимопонимании друг с другом. К сожалению, попытка насильственными методами реализовать эту красивую идею в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года привела к многочисленным неоправданным жертвам, и закончилась крахом в виде распада СССР в 1991 году. Таким образом, мы можем сказать, что в качестве футуролога, то есть специалиста, предсказывающего будущие тенденции развития общества, Маркс оказался не совсем прав. Но в то же время, критикуя марксизм, важно "не выплеснуть с водой ребёнка", ибо учение Маркса на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных средств, позволяющих упорядочить исторический материал, и большинство современных отечественных учебников излагают историю именно "по Марксу", зачастую неоправданно не упоминая это имя.
Позитивизм
Влиятельным философским направлением суждено было стать возникшему в 30-е годы 19 века позитивизму. Основоположником этого направления был французский философ Огюст Конт. Конт стремился заново создать философию как позитивную, подлинную науку, очищенную от метафизических спекуляций и общих рассуждений. По мнению Конта, предыдущая, метафизическая стадия развития человечества исчерпала себя, поэтому в настоящее время осуществляется переход на новую, позитивную стадию, главной характеристикой которой станет опора на чистое знание, которое отвечает на вопрос: "Как?", а не на вопрос: "Почему?". Поэтому философия должна отказаться от размышлений о причинах и сущностях. Таким образом, Конт требует от философии преимущественно феноменологического описания процессов, вещей и явлений и сводит её роль к интерпретации содержания точных наук и синтезу полученных в их рамках знаний. По аналогии с известным высказыванием Фомы Аквинского о том, что философия - это служанка богословия, можно сказать, что Конт превращает философию в "служанку точных наук".
Огюст Конт является также одним из основоположников социологии -прикладной науки об обществе, занятой конкретными количественными исследованиями. В 20 веке позитивизм трансформировался в неопозитивизм и аналитическую философию, главными задачами которых стало феноменологическое исследование и описание лингвистических (языковых) структур, особенно тех, которые используются в науках.
В целом, развитие философии в 19 веке носит противоречивый характер. С одной стороны, продолжается тенденция к созданию рационалистических философских систем и попытки превратить философию в точную науку. С другой стороны, уверенно заявляют о себе иррационалистические направления, влияние которых на философское знание станет определяющим уже в грядущем 20 веке. Поэтому мы можем констатировать, что, начиная с 19 века, европейская цивилизация переживает мировоззренческий кризис, во время которого рационалистическая модель миропонимания уходит в прошлое и сменяется новой моделью, которая, увы, не осмыслена до сих пор.
2. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.
Неотомизм - философия католической церкви. Понятие "томизм" происходит от латинского имени его основателя Фомы Аквинского (1225-1274). Приверженцы неотомизма именуют его "вечной" философией: в этом качестве коренятся основные отличия ее от других современных школ и направлений западной философской мысли. Указывается на последовательную традиционность томизма в основоположениях, в постановке и решении проблем, в применении рационалистической методологии. В лоне неотомизма, подчеркивают его адепты, преодолеваются "грехи" субъективизма иных философских школ, он остается подчеркнуто демократичным, обращенным к духовным нуждам каждого человека. Его языку чужды "интеллигентская заумь" логического позитивизма и экстравагантность философии существования. Томизм оптимистичен, он постоянно в поисках резервов для преодоления катастрофических умонастроений, распространенных в современном мире.
Наконец, он проповедует гармонию человека и мира.
В XX веке католическая философия использует прием, оправдавшийся еще в XIII веке. Тогда в борьбе с аверроистской ересью, грозившей подорвать господство католической идеологии при посредстве пропаганды материалистической стороны учения Аристотеля и, прежде всего, аристотелевского идеала научного знания, томизм сумел обратить в свою пользу возможности этой "языческой" философии именно со стороны ее интеллектуализма, или рационалистического дедуктивистского подхода к познанию.
Современный томизм во многом есть плод развития указанной особенности аристотелизма: сейчас можно утверждать, что поворот к опытному познанию превратился в основную тенденцию неотомистской науки к 50-м годам текущего столетия, и длился этот поворот около семи десятилетий. Ныне католические философы приспосабливают к теологии современное развитое эмпирическое знание, и, шире, науку как важнейший компонент и одно из решающих условий социально-исторической практики.
Совершенно очевидно, что положение, при котором теология по, так сказать, параметрам своего существования, методологическому инструментарию, способам проверки результатов и применению их к действительности напоминает науку, таит в себе противоречие, поскольку теология опирается на символ веры, тогда как наука избирает идеалом истину.
Неотомизм и, в целом, христианская мысль современности стремятся решать это противоречие в двух главных направлениях, вбирающих в себя разнообразные попытки такого рода. Одним из путей является распространение радикальной критики онто-теологической и, в пределе, космологической традиции европейской философской мысли на область теологии вплоть до ее разрушения. По мнению теологов, это открыло бы для религиозной мысли новые перспективы.
Другой путь выхода из указанного противоречия видится в антропологизации теологии, и католическая философия уже довольно давно подвигается в русле этой тенденции, предлагая широкий спектр решения этой задачи. В самом общем выражении эта тенденция, совершенно новая, ранее не возникавшая в христианской интеллектуальной традиции, охватывает широкий круг гуманистических по своему характеру проблем культурно-исторического творчества. Здесь церковь видит и своего рода резервуар упущенных возможностей, которые ныне необходимо осуществить, и поле эффективного воздействия на процессы, совершающиеся "в миру", упрочения пошатнувшегося авторитета веры.
Задание к лекции:в чем суть философии К. Маркса и Ф. Энгельса.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 245;