Действие и Контрдействие
Действие - это единый психофизический процесс направлений на достижение цели
Контрдействие - это действие, с целью воздействовать на персонажа, изменить его, но разность и сопротивление сторон рождает конфликт.
· Жанр и Характер
Жанр (от франц. Genre вид, род) - это выявление мировоззрения, идейной позиции автора. Жанр выбирает автор для поиска тех средств выразительности, с помощью которых он с наибольшим успехом может достичь выявления идейно тематической направленности произведения. Жанр - это угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе.
Характер - это образ материала, создаваемый автором. Он передает основные чувства и переживания.
2. Составление сценария является необходимой стадией на пути реализации замысла режиссера - его литературной основы, где кратко описывается фабула будущего действа, его сценарный ход.
· Архитектоника (от греч. architektonike - строительное искусство) - общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.
Экспозиция: (от греческого Expositio) - это ввод зрителя в предлагаемые обстоятельства. Эпизод, в котором происходит знакомство с действующими лицами и жизненными обстоятельствами, положенными в основу сценария, их эпоху и место события. Экспозиция - эпизод сценарной структуры, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомления с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.
Экспозиция (изложение, объяснение) - изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Экспозиция может быть краткой, прямой - предшествовать завязке, может быть задержанной, т.е. следовать после других элементов сюжета. К.С. Станиславский
Завязка - первое главное событие, в котором завязывается борьба. Эпизод сценарной структуры, с которого начинается сцен действие и кот стоит между экспозицией и развитием действия
Начальный момент в развитии событий изображенных в художественном произведении. К.С. Станиславский. Одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. Создаются («завязываются») те конфликты, которые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей.
Развитие действия - часть сценария, в которой происходит нарастание борьбы двух противоборствующих сторон.
Развитие действия режиссер должен следить очень внимательно за ходом развития действия, чтобы этюды подводили актера к пьесе, а не уводили от нее. Иногда встречаешься еще с одним явлением, тормозящим работу. М.О. Кнебель
Кульминация (от лат. - вершина) - главное событие, в котором действие достигает наивысшего напряжения, в ее развитии происходит перелом.
Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие. Основное содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие. Развязка логично сопряжена с завязкой.
Расстояние от одной до другой это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие постановки, и герои приходят к тому или иному результату.
· Сценарный ход - это воплощение главной мысли. Средства, с помощью которых собирается, обрабатывается, монтируется в единое целое весь материал. Материлизовывается идея сценария.
· Событийный ряд - линия действенных фактов от начала и до конца постановки.
Событие - это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства.
Исходное (начальное) событие - является конфликтным источником. Это своеобразный эмоциональный 'зачин' спектакля, его камертон, оно может начинаться за пределами постановки. Оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды - океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.
Основное событие - интрига. Здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство. Центральное событие - коренной поворот, переломный момент.
Центральное событие - это высший пик борьбы по сквозному действию. От центрального события действие стремиться к «развязке», к тому, что называется «главным событием». Этот центральный узел, пожалуй, самое сложное звено сюжета. Его определение неразрывно связано с режиссерским замыслом, с ответом на вопрос «про что?», а потому и оставляет массу возможностей для индивидуального прочтения.
В финальном событии - кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее 'зерно' сверхзадачи; в нем как бы 'просветляется' идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним, подводим зрителя к концу.
II. Режиссерский замысел действа:
1. Направленность:
Сверхзадача- это то, во имя чего и что режиссер хочет утвердить своей постановкой, какие чувства и порывы вызывать у зрителя. Главная, жизненно важная цель, идейная направленность постановки.
Одно из самых сложных методологических понятий, предложенных Станиславским. Сверхзадача - передача на сцене чувств и мыслей писателя его мечтаний мук радостей является главной задачей спектакля основная главная цель притягивающая к себе все без исключения задачи вызывающие творческое стремление двигателей психической жизни. К.С. Станиславский
Сверхзадача - это то ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то к чему художник стремится, в конце концов, она самое заветное, самое дорогое, самое существенное его желание она идейная активность художника его целеустремленность его страсть в борьбе за утверждение бесконечно-дорогих для него идеалов и истин. Б.Е. Захава
· Сквозное действие - главная линия развития постановки, обусловленная идеей и творческим замыслом режиссера. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и постановки в целом. Этот элемент метода действенного анализа материала и роли также используется в анализе действия постановки. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент постановки к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача. Подобных задач, которые решаются по ходу постановки всеми персонажами множество, все они складываются в одну «сверхзадачу». Станиславский отмечал, необходимость того, что бы все без исключения задачи и их короткие линии действия роли направлялись в одну для всех, общую сторону - сверхзадачу.
· Образ зрелища и его форма
Образ -- любое явление, творчески воссозданное режиссером в постановке. Он представляет собой результат осмысления какого-либо явления, процесса. При этом образ не только отражает, но, преждевсего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир в постановке. Режиссер стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о постановке, свое понимание и донести это до зрителя.
Форма - совокупность приемов и изобразительных средств для будущей постановки.
· Атмосфера и темпоритм зрелища
2. Разработка постановочного плана действа:
Режиссерские эпизоды - в этом пункте режиссер указывает название каждого эпизода и задание актерам в каждом эпизоде.
Эпизод - это законченный по содержанию и формой небольшое произведение. Законченная часть сценария его фрагмент, который имеет свое самостоятельное значение. Ритмически организованное по законам драматургии маленькое произведение, раскрывающее тему, через развитие мысли к действию.
Та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный судьбы персонажа момент. К.С. Станиславский.
Мизансцены (франц. miseenscene - размещение на сцене) - расположение актеров на сцене в каждом из отдельных моментов спектакля.
В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму, внешний визуальный образ спектакля. При этом построение точных мизансцен одинаково важно как при решении т.н. массовых сцен с участием большого количества действующих лиц и статистов, так и в композиционной разработке «малонаселенных» эпизодов, в том числе - и присутствии на сцене лишь одного героя.
Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. В характере построения мизансцен находят свое выражение стиль и жанровая природа спектакля. Полноправными соавторами в разработке мизансцен, несомненно, выступают не только режиссер и актер, но и художник постановки - как сценограф, так и автор костюмов.
Перечислим виды мизансцен и их визуального восприятия:
1. Круговая - по часовой стрелке динамика движения. Против часовой - антидинамика движения.
2. Полукруг - возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.
3. Диагональная - слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.
4. Фронтальная - необходима для укрупнения плана - подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.
5. Вертикальная - высота площадки работает на увеличение пространства.
6. Точечная - для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.
7. Спиральная - от авансцены в глубь сцены, вертикальная - бесконечность. Горизонтальная - эмоциональная насыщенность.
8. Симметричная - покой, равновесие, уверенность в правоте.
9. Ассиметричная - (флюсовая) - перевес.
10. Шахматная - зрительное увеличение количества актеров.
11. Мизансцена винт - (штопор) - «вдавливание в зал».
12. Пунктир - движение - остановка - движение - остановка. Это связанно с поиском решения.
13. Барельефно-монументальная - зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены - в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр - момент фиксации.
· Темпоритм и атмосфера каждого эпизода
3. Художественное решение действа - представление о зрелищном воплощении сценария театрализующего мероприятия, логика режиссерского виденья, которое всегда индивидуальное, субъективное, но неудовлетворительное. Комплекс пространственного видения, в совокупности с принципом решения действа, техническими заданиями и их решением, а так же месту проведения будущего действа.
4. Музыкально-шумовое решение действа - представление о музыкальном воплощении сценария театрализующего мероприятия, подбор композиций, которые создадут правильную атмосферу и введут зрителя в предлагаемые обстоятельства с начала самого действа.
5. Рассказ о художественных особенностях действа.
III. Документация.
Документация постановочного плана сценария фиксирует на бумаге основные элементы замысла и методику организации исполнителей и зрителей.
Она включает в себя:
1. Режиссерский экземпляр сценария- это текст театрализующего действа с указанным на левой стороне названием эпизодов, идейно смысловых акцентов и идей, мизансцен, заданий исполнителей, темпоритма, атмосферы, светового и музыкального оформления.
2. Выписки и другие документы:
· Выписка на исполнителей и их количественный состав;
· Эскизы оформления, костюмов, или макеты;
· Световая партитура (наличие световой аппаратуры);
· На проекционную и звуковую аппаратуру;
· На видеоматериал;
· На костюмы и их детали;
· На реквизит;
· На грим;
· Афиша, пригласительный и прочее
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 913;