Идеальная самость (идеальная Я-концепция)
Идеальная Я-концепция (иногда в качестве синонимов используют более краткие термины Я-реальное и Я-идеальное) отражает те атрибуты Я, которые человек хотел бы иметь, которые он высоко ценит, к которым стремится и каким представляет себя в будущем, но пока не имеет. Как и Я-реальное, Я-идеальное, вообще говоря, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Слишком разительный контраст, очень большая степень, в какой самость отличается от идеальной самости, своего рода, пропасть, разделяющая их, - один из показателей (и причин) дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Напротив, принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть исходя из присвоенных (и порой не своих, а родительских) идеалов, «безусловное приятие» - признак душевного здоровья. Такое приятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию и «генуинному» Я.
Возьмем для иллюстрации хрестоматийный пример, хорошо знакомый каждому по собственному опыту, и типичный случай из практики психологического консультирования. Некто собирается оставить обучение в колледже (перестает ходить в школу, собирается оставить университет и т.д.). Он был лучшим учеником в начальной и средней школе и очень хорошо учился на первых курсах. Он уходит, как он объясняет, потому что у него «куча хвостов», потому что нахватал двоек, потому что грозит «неуд» за полугодие... Его «тошнит» от школы в прямом и переносном смысле, ему не хочется возвращаться домой, где родители постоянно «пилят», он противен самому себе, у него периодически возникают немотивированные страхи, стены давят, воздуха не хватает... Вряд ли стоит продолжать дальше, потому что аналогичные переживания с нами, или нашими близкими, или нашими пациентами бывали. Кроме того, подобный обобщенный случай хорошо использовать в дидактических целях для демонстрации сходства и различияпредлагаемых разными терапевтическими системами трактовок и методов терапии. Так, приведенный пример можно интерпретировать как сильное несоответствие Я-реального и Я-идеального, если последнее предоставлено образом «всегда и во всем успешного», «всегда лучшего»» и этот образ идеального Я оказывается под угрозой. Этот же пример мог бы иллюстрировать притязания Грандиозного Я на самосовершенство (так называемый «перфекционизм») или сверхобобшенность, абсолютизацию как неадаптивные мыслительные схемы и как «тиранию долженствования». Если некто не сможет принять опыт своих академических неудач, как нечто, что реально он драматически переживает, за что несет определенную ответственность, если не обнаружит в себе силы, чтобы изменить свой взгляд на самого себя, если он не увидит нереалистичность и недостижимость абсолютного идеала, который он некритично в себя впитал, тогда, конечно, единственным способом действования, который он может себе представить, станет «уход» в любом из возможных его значений, вплоть до суицида, потому что все остальное, жизнь, не дает гарантий от неудач.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 318;