Терапевтические отношения
В терминах К.Роджерса Ф.Перлс также утверждает, что терапевту необходима конгруэнтность, при этом терапевт отличается большей конгруэнтностью, или зрелостью, чем клиент. Если терапевт обладает внутренней опорой и зрелостью и может противостоять нажиму и манипуляциям клиента, он сможет проявлять адекватную зрелость в организации собственной энергии.
Гештальт-терапия настаивает также на принципе «Я - Ты» взаимоотношений, предполагающих взаимное доверие, уважение самоценности и партнерства, что близко по смыслу роджеровскому понятию встречи. Однако на практике Перлс, по мнению многих критиков, скорее реализовал иную стратегию. Занимая в терапевтических отношениях позицию «собаки сверху», он вынуждал клиента к позиции «собаки снизу». В определенной степени его распределение позиций закреплялось в упражнениях и даже в организации терапевтической работы (наличие «горячего стула», например).
Ф.Перлс соглашался с К.Роджерсом относительно необходимости эмпатии в работе с клиентом. Терапевт должен быть способен принять проекции клиента как отторгнутые части его Я, а затем осторожно вернуть ему эти «слепые пятна». Но ни в теории, ни в практике Перлс не принимал роджерианское положение о безусловной позитивной оценке, считая подобное отношение паттерна-листским, способствующим инфантилизации клиента. От пациента требуется осознание, что если он действует безответственно и незрело, уподобляясь ребенку, то терапевт, будучи более зрелым, вправе отвечать скукой, гневом, раздражением или любым другим негативным (и искренним) способом.
Терапевтические отношения являются частью одновременно и процесса и содержания психотерапии. Как участник процесса, разворачивающегося «здесь и теперь», терапевт настаивает на пребывании клиента в настоящем, несмотря на все попытки последнего избегать его. Терапевт блокирует инфантильные попытки клиента вручить себя терапевту и заставить его отвечать за жизнь» в то время как клиент разыгрывает роли беспомощного, безумного соблазнителя или самоубийцы. Проходя через фрустрации в терапевтических отношениях, клиент побуждается к росту, взрослению и зрелости, все более осознавая (и отбрасывая) игры, в которые он играл, чтобы продлить инфантильность и избежать осознания. Терапевт обращается к своим переживаниям, своему процессу осознания как средству обнаружения избегаемых пациентом частей Я и блоков, предлагает для этих целей соответствующие упражнения, если необходимо, настаивает, убеждает, и все это для того, чтобы прорваться сквозь защитные блоки. Отношение между большей осознанностью, зрелостью, ответственностью терапевта, а также его способностью находиться (и оставаться) в настоящем и невозможностью клиента длительное время выносить настоящее, принимать ответственность за избегание естественного бытия составляет существенную часть терапевтического процесса.
Главное содержание терапевтического процесса составляет работа с отторгнутыми частями Я, проецируемыми на терапевта. Другое направление работы - фрустрация и конфронтация с разыгрываемыми ролями и защитами. Наконец, третьей задачей терапевтических отношений является проигрывание вовне проблем власти и совести (или интернализованного родителя) с помощью диалогов «собаки сверху» и «собаки снизу».
Необходимо отметить отсутствие согласия между сторонниками гештальт-терапии относительно места и роли терапевтических отношений в процессе личностного роста клиента. Согласно одной из точек зрения, терапевтические отношения как таковые вовсе не являются необходимой частью терапевтического процесса, поскольку эффекты расширения осознавания и катарсического освобождения достигаются с помощью известных упражнений. Естественно, никто не станет отрицать, что зрелые отношения, инициируемые терапевтом, способствуют эффективности работы, однако они не являются ее существенной частью, личностный рост достигается с помощью системы специально разработанных упражнений. Отчасти подобная точка зрения подкреплена позицией самого Перлса, полагавшего, что необходимые терапевтические отношения или настройка, создаются непосредственно в момент работы терапевта и клиента (и этим моментом ограничиваются), естественно и точно отвечая фундаментальным принципам гештальт-терапии. Без них технология упражнений пуста и вредна для клиента, однако эти отношения рождаются в момент настоящего и не имеют прошлого и будущего.
В последние годы дискуссия вокруг проблемы терапевтических отношений возобновилась (Ж.М.Робин, 1991; Дж.Уиллер, 1990), существенно обогатилось понятие аутентичного контакта, введенного еще Ф.Перлсом (1969). Так, Ж.М.Робин рассматривает контакт как чисто формальную структуру, паттерн, присущий индивиду на всех уровнях его взаимодействия с окружением - сенсомоторным. эмоционально-чувственным, интеллектуальным. Он имеет огромное значение в образовании терапевтической связи и эмпатического прочувствования эмоций и самой сути каждого аутентичного взаимодействия клиента и терапевта «здесь и теперь», их общения в духе буберовского Я - Ты-контакта, придающего последнему высшую человечность и взаимоуважение. Внимание к проблеме психотерапевтического контакта и ее дальнейшая разработка безусловно обогатят теорию и практику гештальт-терапии, позволят избежать многих упрощений и ошибочных толкований, которые нередко приводят к «ученическому» дублированию манеры Перлса или догматическому применению техники упражнений и экспериментирования в работе с реальными пациентами, а не в рамках воркшопов. Терапевтический контакт в Я -Ты-упражнениях (а не упражнения сами по себе) обладает мощнейшим лечебным потенциалом, все еще недооцененным и теоретически малообоснованным в гештальт-терапии.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 306;