Профилактика заболеваний слухового аппарата
Для всякого работника сцены, а для музыканта в особенности, слух представляет чрезвычайную ценность. Временное, а тем более постоянное ослабление слуха ведет к снижению профессиональной пригодности музыканта и певца.
Понижение слуха у певцов отрицательно сказывается также на субъективной оценке собственного голоса. Нарушается чувство ансамбля, способность точного тонирования, различения нюансов и т. п. Певец с подобным нарушением слуха бывает вынужден оставить свою профессию, если он даже обладает прекрасным голосом.
Если своевременно не лечить возникшие болезни слухового органа и не соблюдать правила профилактики, то в некоторых случаях результатом болезни явится снижение слуха. Поэтому каждый певец должен оберегать уши от всяких заболеваний.
В наружном слуховом проходе может накапливаться ушная сера. У некоторых она выделяется настолько обильно, что образует серные пробки, плотно закупоривающие наружный слуховой проход и нарушающие проводимость звука. Для удаления накопившейся серы нельзя употреблять спицы, спички и т. п. Нельзя также вытирать наружный слуховой проход пальцами и т. п.
Такие приемы очистки наружного слухового прохода нередко приводят к травмированию его, а иногда к повреждению и даже к прободению барабанной перепонки, к занесению туда инфекции и последующему развитию воспаления среднего уха (отита) или к образованию фурункула в наружном слуховом проходе.
Не сразу можно обнаружить, что в наружном слуховом проходе образовались серные пробки. Если сохраняется хотя маленькая щель в наружном слуховом проходе, слух не страдает.
Обычно после мытья головы серная пробка от попавшей в ухо воды разбухает, целиком закупоривает слуховой проход, и внезапно наступает ухудшение слуха. Нередко понижение слуха сопровождается шумом в ушах и даже головокружением. Серную пробку должен удалять обязательно врач-ларинголог.
Фурункулы, образующиеся в наружном слуховом проходе, протекают с мучительным ощущением боли «рвущего» характера. Их надо обязательно лечить у врача. Самим ни в коем случае нельзя выдавливать фурункул.
До обращения к врачу полезно прикладывать к области фурункула грелку или влажные припарки со слабым раствором борной кислоты (одну чайную ложку борной кислоты на стакан кипятку). Можно применить ватные тампоны, смоченные в горячем растворе борной кислоты, меняя их, как только они остынут. После такой процедуры больному необходимо забинтовать ухо чистым бинтом с ватой, а на ночь сделать согревающий компресс с таким же раствором- борной кислоты или буровской жидкости (столовая ложка на стакан воды).
Когда фурункул созреет, то он обычно самопроизвольно вскрывается в наружный слуховой проход. В этот период особенно важно посещать врача-специалиста или фельдшера, медсестру, чтобы избежать осложнений, например, появления нового фурункула.
Нередко в наружный слуховой проход попадают инородные тела. Например, при дурной привычке ковырять в ухе, там могут остаться обломки спичек и т. п. Некоторые вставляют порой в ухо ватные шарики. Такие шарики иногда проталкиваются в глубину наружного слухового прохода.
Иногда в наружный слуховой проход заползают различные мелкие насекомые, которые своими движениями вызывают раздражение и причиняют беспокойство и боль.
Удалять инородные тела из наружного слухового прохода может только врач-ларинголог. Всякая неумелая попытка извлечь инородное тело из уха может кончиться серьезными и иногда даже опасными для жизни осложнениями — прободением барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, развитием менингита и т. д.
Если в ухо попало насекомое и его движения причиняют боль, то можно для умерщвления насекомого впустить в наружный слуховой проход несколько капель слегка подогретого (чистого) масла, например вазелинового, растительного, или же водки. Надо лечь на противоположную сторону, влить масло или водку и немного полежать, потом повернуться на другую сторону. Обычно масло при этом выливается из уха, а вместе с ним удаляется и мертвое насекомое. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу для удаления умерщвленного насекомого из уха.
Выше мы говорили, что при повреждении барабанной полости и занесения туда инфекции может развиться воспаление среднего уха — отит. Воспаление среднего уха иногда возникает и по другим причинам, например, в результате хронического воспалительного процесса в носоглотке, разрастания аденоидов и т. п. Поэтому все эти болезни надо обязательно лечить у врача и не прекращать лечения до полного выздоровления.
При всяком остром насморке, особенно, когда нос зал<}- жен из-за воспаления слизистых оболочек носа или глотки во время гриппа и других болезней, нельзя сморкаться. В это время в носу или глотке бывает много болезнетворных микробов и при сморкании слизь, содержащая много микробов, может из носоглотки попасть во внутреннюю часть уха (через евстахиеву трубу) и таким образом вызвать отит. Если нос не заложен полностью, слизь выдувают слегка, без напора и не зажимая носа.
Если у здорового человека возникает необходимость сморкаться, то при этом надо держать рот полуоткрытым и осторожно освободить сначала одну половину носа, а затем другую.
Мы знаем, что всякое чрезмерное раздражение быстро утомляет нервные клетки мозга — они перестают отвечать на раздражение, и на смену возбуждению наступает торможение мозговой деятельности, а это сказывается и на течении творческого процесса.
В качестве примера можно привести отрицательное воздействие чрезмерной звуковой перегруженности аккомпанемента (особенно оркестрового) на певца — слишком сильные звуковые раздражители вызывают у него в коре головного мозга явления торможения, мешающие основной творческой, мозговой деятельности, в результате нередко появляется неточность интонации, нарушение ритма и т. п.
Иногда появляются явления возбуждения,— певец начинает форсировать, стараясь своим голосом «пробить» звук оркестра. О вреде форсирования голоса см. выше.
Охрана голоса певца неотделима от охраны его слуха, так как физиологически голосовая и слуховая функции очень тесно связаны между собой (см. выше). Поэтому, как было уже сказано, дирижеры должны учитывать индивидуальные особенности певцов-исполнителей и принимать меры к смягчению звучности оркестра в тех случаях, где это необходимо.
Источник – А. Егоров «Гигиена голоса и его физиологические особенности».
Дата добавления: 2023-03-11; просмотров: 312;