Теоретические аспекты проблемы подбора вокального репертуара для сольного исполнения


 

Для голоса совсем не безразлично, какие музыкальные задания ему будет предложено выполнять. В зависимости от того, какие упражнения, вокализы, произведения будут даны ученику, в голосе будут вырабатываться те или иные качества. Сам музыкальный материал будет воспитывать голос, вести его в желаемом направлении даже в том случае, если педагогические замечания, касающиеся голоса, будут отсутствовать.

Воспитание голоса через требования музыки является краеугольным камнем в методике каждого педагога. Педагогический материал, на котором строится развитие голоса, выработка основных технических и затем исполнительских качеств певца включает в себя упражнения, вокализы, этюды и художественные произведения.

Воспитывая голос через музыкальные задания, мы тем самым вызываем к жизни самое важное звено, необходимое в певческом искусстве, - связь между музыкальным представлением и его вокальным воплощением, между исполнительством и техникой.

Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно. Певец не думает о том, что надо сделать, как построить звук, чтобы выразительно спеть мелодию. Чувство музыки подсказывает ему и характер звука, и манеру звуковедения. Подобранный по определённому плану музыкальный материал позволяет вести воспитание голоса и музыкальности певца в нужном направлении и в тесной взаимосвязи. Сознание здесь мало включается в детали работы голосового аппарата. Певец, добиваясь выразительного исполнения мелодии, не концентрирует своего внимания на том, какого у него положение языка, глотки, гортани, дыхания – он поёт, а голосовой аппарат интуитивно выполняет то, что ему диктует музыкальное представление.

Правильный подбор педагогического материала, хотя и является важнейшим фактором развития голоса, не должен быть единственным путём воспитания, он должен сочетаться с другими. Только тогда верно подобранный педагогический материал принесёт в полной мере и во всех случаях свою неоценимую пользу.

Одним из вокально-педагогических принципов должно быть последовательное, постепенное движение от простого – к сложному. Только добиваясь тщательного выполнения определённой задачи, можно приступать к решению следующей. Голос не терпит спешки в своём развитии, и певец, пренебрегающий этой истиной, расплачивается очень дорогой ценой.

Искусство музыкального выражения это результат деятельности ума и чувств, творческого воображения и художественного мышления, артистического темперамента и воли, результат способности понимать и чувствовать музыку. В процессе исполнения вокальная техника и экспрессия взаимно определяют своё развитие. Выработка вокально-технических навыков совершенно необходима. Без умения управлять голосом экспрессия беспомощна. Дело всё в том, что основная работа над техникой голосоведения должна связываться с раскрытием содержания музыкального произведения.

Поэтому работая над вокальным произведением, сначала ставим технические задачи, затем, когда они выполнены хотя бы частично, добавляем художественные.

Сложной проблемой является выбор материала для певцов, у которых либо техника превышает художественный уровень, либо художественное развитие выше технических возможностей. В первом случае, помимо общих принципов, следует руководствоваться и тем, чтобы включать произведения, которые не столько сложны в техническом отношении, сколько способствуют художественному развитию. Так, характерен, скажем, относительно несложный в вокально-техническом отношении «Восточный романс» Даргомыжского. Тесситура его весьма ограничена, в мелодике нет скачков на большие интервалы, музыкальная фактура не требует особой эмоциональной и звуковой насыщенности. В то же время тонкость поэтического и музыкального образа способствует развитию у певца художественного чутья, гибкости исполнительской манеры. Особенно внимательно следует подходить к выбору материала для певцов, у которых техника значительно отстаёт от художественного развития. Для таких исполнителей очень полезными являются эмоционально яркие произведения, которые часто интуитивно приводят певца к нахождению верных технических приёмов. Художественный материал развивает у певца в гораздо большей степени, чем абстрактно-технические упражнения, важные качества его голосовой техники.

Обобщив всё вышесказанное, можно выделить несколько тенденций, которых придерживаются вокалисты-педагоги в выборе репертуара. Выбор материала должен быть глубоко продуманным, ответственным шагом, основанном на принципе постепенности и последовательности в вокальной педагогике, а так же принципе посильной трудности в вокальном обучении. Репертуар должен соответствовать художественному и вокально-техническому уровням обучающегося.

 



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 302;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.