Сущность деонтологической готовности педагога
В настоящее время происходят значительные преобразования во всех сферах социальной и духовной жизни, в том числе и в сфере образования. От того, каким будет образование, во многом зависит будущее всего человечества. В связи с этим особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров, где главная роль отводится формированию готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе понятие «готовность к педагогической деятельности» («профессиональная готовность педагога») рассматривается неоднозначно.
Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская выделяют два вида профессиональной готовности педагога:
- теоретическая готовность педагога, предполагающая овладение системой общекультурных, общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний;
- практическая готовность педагога, отражающая перечень содержащихся в квалификационной характеристике умений и навыков [46].
Д.Н.Узнадзе рассматриваемое понятие определяет как психологическое состояние субъекта, возникающее для удовлетворения какой-либо потребности: «готовность – это такой существенный признак установки, который обнаруживается во всех случаях поведенческой активности субъекта» [71].
М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович утверждают, что в процессе трудовой деятельности проявляются не только устойчивые личностные особенности человека (убеждения, взгляды, черты характера и т.д.), но и ситуативные психические состояния, связанные с данным видом деятельности. По мнению ученых, готовность к профессиональной деятельности есть приспособление возможностей личности для успешных действий в какой-либо определенный момент, ее внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия [72].
В исследованиях Н.Д.Хмель готовность педагога к профессиональной деятельности рассматривается как совокупность мотивационно-личностного, содержательного и процессуального компонентов [73].
Л.В. Занина, Н.П.Меньшикова дают следующую характеристику профессиональной готовности человека: «готовность к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности» [74].
В.А.Сластенин определяет профессиональную готовность к педагогической деятельности как «совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу, в составе которой можно выделить с одной стороны – психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма» [75].
В «Словаре по социальной педагогике» профессиональная готовность к какому-либо виду деятельности рассматривается как «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять» [70].
Как видим, существуют различные подходы к исследованию проблем профессиональной готовности педагога и множество трактовок понятия «готовность к педагогической деятельности» («профессиональная готовность педагога»), раскрывающих различные аспекты формирования готовности будущих педагогов. Как отмечает А.С.Магауова, исследование проблем профессиональной готовности педагога ведется в нескольких направлениях:
- личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером предстоящей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
- функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые психические ресурсы для реализации деятельности (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Ф. Генов и др.);
- личностно-деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающем возможность эффективно выполнять свои функции (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко и др.) [76].
Однако необходимо отметить, что в представленных выше различных точках зрения отечественных и зарубежных ученых не рассматривается вопрос о состоянии готовности педагога находить пути и способы содействия гармоничному развитию личности учащегося, его физическому и психическому здоровью, основываясь на принципе «Не навреди». При этом следует отметить, что это есть и состояние уровня осознанности имеющихся знаний, умений, навыков педагога, необходимых для выполнения его профессиональных обязанностей в соответствии с деонтологическими принципами. Описываемое состояние определяется нами как деонтологическая готовность педагога (заметим, что подробный анализ учебной, научно-методической, энциклопедической литературы показал, что термин «деонтологическая готовность педагога» не встречается ни в одном из философских, психологических, педагогических и других справочных изданиях).
Деонтологически готовый учитель – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Деонтологическая готовность педагога – это состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности. Иначе говоря, это интегративная характеристика личности педагога, включающая в себя научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, а также профессиональные умения и профессионально значимые качества личности. Отсюда следует, что формирование деонтологической готовности педагога не есть обособленный процесс.
Деонтологическая готовность педагога характеризует уровень развития его профессиональной компетенции, приоритетность ценностных ориентаций, степень усвоения и соблюдения им норм педагогической этики, деонтологии, правил социальной жизни, Конституции и иных законодательных актов.
Деонтологическая готовность педагога означает не только знание и понимание педагогической деонтологии, но и осуществление активной работы по ее внедрению в различные сферы учреждений образования. Вследствие этого у учителя вырабатывается деонтологический интуитивизм, при котором профессиональный долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они очевидны сами по себе, вечны и неизменимы.
Другими словами, деонтологическая готовность педагога – это позитивное профессиональное состояние сознания учителя в действии (деонтологическое сознание), которое затем трансформируется в его самосознание. Проявлением самосознания учителя является возникновение рефлексии, осознание им мотивов своего поведения, понимание профессионального долга. Иначе его можно назвать деонтологическим самосознанием педагога.
Содержание деонтологического самосознания педагога составляют следующие установки:
- установка на формирование высокой педагогической культуры, предусматривающая веру в святость принципа «Не навреди психическому, физическому здоровью ученика!»;
- установка на наличие обостренного чувства справедливости, выражающееся в умении безошибочно, объективно оценивать труд, знания учащихся, в умении критически оценить свое и чужое поведение, и самокритичном отношении к собственным действиям;
- установка на формирование общего и специально-профессионального интеллекта, эрудированности, оперативной информационной насыщенности не только в узкой сфере своей профессиональной деятельности, но и в смежных с нею областях, овладение пассионарной индукцией (заражением своими идеями, настроением других людей), педагогическим мастерством.
Формирование деонтологического сознания происходит в течение всей жизни педагога. Но начинать этот процесс следует еще в юношеском возрасте, так как по мнению казахстанского философа Зейноллы Сериккалиулы, чью точку зрения мы разделяем, «если нынешний студент профессиональный долг будет понимать как специализацию для удобного существования в определенной сфере деятельности, а руководящую должность как карьеру, тогда придется жить так, как будто мы потомки превратившегося в кентавра народа, мирно сосуществующего с нечестивыми». Поэтому, в первую очередь, будущий педагог должен воспитать в себе такое качество личности как уверенность в правильности своих суждений, т.е. у него должны выработаться собственные убеждения, которые позволят ему осознанно действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Убеждения, которые будущий педагог приобретет вследствие деонтологической подготовки, есть наиболее совершенное отражение в действительности педагогического сознания, а также его отношения к профессиональному долгу. В подтверждение сказанному приведем слова К.Д.Ушинского: «учитель должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии. Но ему недостаточно иметь глубокие знания. Он должен быть человеком с твердыми, глубокими и последовательными убеждениями. Без убеждений нельзя работать с творческим вдохновением. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая метода воспитания, как бы она хороша не была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности» [37].
Твердые убеждения педагога в процессе профессиональной деятельности трасформируются в деонтологическое кредо («кредо (от лат. сredo – верю, верую) – убеждения, взгляды, основы мировоззрения») – внутренние убеждения педагога, формирующие его миропонимание, основанное на сознании профессионального долга, являющиеся регулятором его поступков.
Деонтологическая готовность педагога способствует выработке деонтологического поведения, которое формируется в зависимости от:
- степени усвоения основ педагогической деонтологии;
- степени осознания профессионального долга;
- специфики профессиональной деятельности;
- индивидуальной неповторимости творчества личности каждого педагога.
Выпадение одного из элементов этой системы («деонтологическое сознание деонтологическое самосознание деонтологическое убеждение деонтологическое кредо») ведет к несформированности деонтологической готовности педагога.
Деонтологическая неготовность педагога проявляется в его непрофессиональном поведении, а именно:
- непонимании воспитателем, учителем своего профессионального долга, и, как следствие, неумении правильно выстраивать взаимоотношения с воспитанниками, понимать их настроение, мобилизовать все свои силы на позитивное развитие их личности;
- несформированности профессионального самосознания, т.е. отсутствии профессиональной Я-концепции педагога, что приводит к невозможности процесса трансформации профессионально-деонтологического самосознания в деонтологическое убеждение и кредо. А ведь именно деонтологические убеждения и кредо регулируют поведение педагога соответственно принципам педагогической деонтологии.
Отсюда возникает необходимость формирования деонтологической готовности всех работников системы образования, начиная, прежде всего, с воспитателей дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, преподавателей высших учебных заведений.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 845;