Совершение преступления только с прямым умыслом.
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды".
К числу наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности можно отнести: получение взятки (ст. 290), дачу взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (ст. ст. 285.1 и 285.2), коммерческий подкуп (ст. 204), злоупотребление полномочиями (ст. 201).
Наряду с уголовной ответственностью физических лиц за совершение преступлений коррупционной направленности в России существует административная ответственностьюридических лиц за совершение коррупционных правонарушений. Общие положения об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений сформулированы в Федеральном законе "О противодействии коррупции". Согласно ст. 14, в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Конкретные составы административных правонарушений коррупционной направленности определены в ст. ст. 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Статья 19.28 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, которое определяется как незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Размер административного штрафа зависит от суммы незаконного вознаграждения и варьируется от трехкратной до стократной суммы уплаченных средств. В случае выплаты незаконного вознаграждения в особо крупном размере сумма штрафа может составить два миллиарда рублей. Для многих юридических лиц обязанность уплаты такого штрафа повлечет за собой банкротство. Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
В развитии российского антикоррупционного законодательства можно выделить несколько направлений:
· усиление ответственности за коррупционные преступления, в том числе установление административной ответственности юридических лиц;
· осуществление антикоррупционной экспертизы проектов законодательных актов;
· введение ограничений для государственных служащих и формирование системы контроля за их доходами и расходами;
· предотвращение конфликта интересов.
Создание в российских компаниях системы антикоррупционного комплаенс-контроля является новым самостоятельным направлением противодействия коррупции. Кодексы деловой этики и антикоррупционные политики стали появляться в крупных российских компаниях, ведущих бизнес в различных юрисдикциях, еще до появления соответствующих норм российского законодательства. Одни компании принимали антикоррупционные документы по собственной инициативе, другие - под влиянием иностранного законодательства или иностранных партнеров.
В феврале 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, приняв Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. N 3-ФЗ.
Важное значение для развития в российских компаниях антикоррупционного комплаенс-контроля имеет Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ <1>, вступивший в силу с 1 января 2013 г. Данным Законом были внесены изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции", обязывающие организации принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.3 такие меры могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Предлагаемые меры в некоторой степени близки к требованиям законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ).
Можно выделить два существенных отличия антикоррупционного комплаенс-контроля от внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1> содержит перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны иметь систему внутреннего контроля.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" предусматривает принятие мер по предупреждению коррупции любыми организациями независимо от формы собственности и осуществляемых видов хозяйственной деятельности. Второе отличие касается взаимодействия с государственными органами. В соответствии с нормами законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны направлять в Росфинмониторинг сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, необычных сделках, а также предоставлять информацию по ряду других оснований. В Федеральном законе "О противодействии коррупции" содержится общая норма о сотрудничестве организаций с правоохранительными органами. Обязанность сообщать о ставших известными организации фактах совершения или приготовления к совершению коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности напрямую не предусмотрена. В УК РФ установлена уголовная ответственность только за укрывательство особо тяжких преступлений (ст. 316). Из преступлений коррупционной направленности к категории особо тяжких относятся получение взятки группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, сопряженное с вымогательством либо в крупном размере (ч. 5 ст. 290), получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290), дача взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291), пособничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1), коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряженный с вымогательством предмета подкупа или совершенный за незаконные действия (ч. 4 ст. 204), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295). Компании могут предусмотреть обязательное сообщение о любых преступлениях коррупционной направленности и коррупционных правонарушениях в правоохранительные органы в кодексе деловой этики и антикоррупционной политике.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 292;