ГЛЕЗАЛЬ И СТАРИННАЯ ЖИЗНЬ
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВРЕМЕНИ. Глезаль имеет свойство оставаться красивой с течением времени. То, что на гладкой поверхности раздражает как дефект, на глезалевой просто не видно. Глезалевая поверхность не выглядит со временем хуже. Когда покраска закончена и люди начинают обживать интерьер, постепенно происходят изменения. Стена живет своей жизнью. На ней образуются трещины, остаются пятна от рук, меняется цвет. На закрашенной краской поверхности это выглядит тревожными признаками разрушения. Глезалевая стена принимает на себя патину времени органично. Вы не видите ни пятен, ни царапин. Вернее, видите, но не считаете их дефектом. Детали и подробности, которыми обзаводится стена в процессе жизни, не видны на проглезаленной поверхности. Потому что на ней уже создана текстура и она уже имеет несколько оттенков цвета. Такие покрытия старятся красиво.
ПРАВИЛЬНАЯ ОБШАРПАННОСТЬ. Для того чтобы вещь долго выглядела естественной и угасала красиво, французские интерьерщики еще несколько веков назад придумали намеренно «старить» двери и мебель. Видя потертые подлокотники кресел эпохи рококо, мы списываем это на естественный ход времени. Потертая краска, потертая позолота... На эти части приходилась наибольшая нагрузка. Но мастера заранее знали, что естественное старение не привлекательно, и искусственно создавали потертость, применяя техники глезалевых покрасок.
РЕСТАВРАЦИЯ. Метод глезали очень широко применяется при реконструкции старых объектов. В данном случае особенно востребована способность глезали скрывать истинный возраст покраски. Старая стена обязательно должна быть покрашена заново, потому что краска — это защитный слой. Но нужно, чтобы объект при этом не казался новоделом, сохраняя обаяние старины. Глезалевые техники применяются при восстановлении того, что было повреждено временем или обстоятельствами. Они необходимы тогда, когда требуется поддержание естественного облика объекта.
Когда-то автор этих строк отправился в Прагу, чтобы увидеть реставрационные работы в пражском гетто. Стена гетто была только что выкрашена серым цветом. При этом цвет выглядел так, как будто не был воссоздан, а лишь хорошо сохранился со временем. Как потом выяснилось, для того чтобы создать впечатление естественности, серый цвет был сложен из девяти специально отобранных оттенков, которые довели до прозрачности и затем нанесли поочередно друг на друга. Поэтому в Праге не произошло того, что случилось, например, со Старым Арбатом. Проблема не в том, что он стал пешеходным, не в том, что по нему перестал ходить троллейбус.
Проблема в том, что он стал слишком новым, слишком чистым, слишком неестественным. В европейской реставрационной школе существует понимание важности сохранения культурного наследия. Поэтому мастера используют «исторические покраски», напоминающие о возрасте объекта, а не ждут годами, пока краска облезет сама.
ЭФФЕКТ СТАРОМ КАРТИНЫ. Живописная картина со временем стареет, но не портится. Даже когда покрывается трещинами. Разумеется, как всякий ценный объект, она нуждается в человеческом участии. При реставрации хочется удержать, вернуть черты темнеющих лиц со старинных портретов. Хотя они не становятся безжизненными, не меркнут, а просто удаляются. Налет старины на картине придает ей еще большую изысканность.
Дата добавления: 2017-07-05; просмотров: 2097;