Что такое «Глезаль»
Глезаль — то самое искусство, которое создает глубину и естественность цвета. Посмотрите на небо. Его палитра состоит из множества цветов. В разное время дня и ночи небо разное. Серое туманное, освещенное сбоку солнцем. Белесое ши роскошное золотистое за секунду перед закатом... В окраске неба есть объем и воздух. Но как с помощью красок и инструментов воссоздать эту естественность в интерьере?
ЕСТЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО. Все, что создала природа, кажется нам естественным и органичным. Мы воспринимаем это без усилий, как должное. У нас есть особый инстинкт, дар распознавать естественное и стремиться к нему как к чему-то правильному и приятному для нас. Этот инстинкт нельзя обмануть.
Можно создать искусственный климат: подобрать наилучшее сочетание температуры, давления и влажности. Но как только появится возможность выбора, мы предпочтем ветер с моря. Ведь мы сами — часть природы, деталь ее пейзажа, вместе с птицей, камнем, рябью на воде или шумом водопада.
ТВОРЧЕСТВО ПРИРОДЫ. Фантазия природы бесконечно богаче фантазии любого художника. Каждый раз она конструирует все новые и новые формы и никогда не повторяет себя буквально. В мире нет двух одинаковых яблок, двух одинаковых бабочек, двух абсолютно одинаковых лиц, и даже отпечатки пальцев у всех людей разные. Удивительно, но за все время существования Земли на нее не упало ни одной одинаковой снежинки...
Природа создает вещи, которые обладают своей эстетикой в любой ипостаси. Роза красива и как бутон, и как цветок. Увядающий желтый лист не менее выразителен, чем зеленый. Все, что создано природой, гармонирует между собой. Каждое новое расположение объектов поражает своей сочетаемостью и взаимной уместностью. Волна, набегающая на песок пляжа и снова уходящая в море, каждую секунду образует новую, но всегда прекрасную картину, где желтый цвет песка то вспыхивает, то гаснет, а шероховатость находится в постоянной борьбе с прозрачной глянцевостью. Каждый персонаж, каждая деталь становится частью общей картины. И в то же время они остаются интересными и неисчерпаемыми сами по себе. Можно подняться над Землей на воздушном шаре, и поля и лес постепенно превратятся в куски лоскутного одеяла. Но можно совершить путешествие в глубь цветка, и глаз проникнет в его разноцветные прожилки, рисунок которых будет становиться все сложнее. Разве такое приключение менее увлекательно? И мы разглядываем этот мир: его цвет, его трещинки и пятна, его блеск...
НЕПОВТОРИМОСТЬ И НЕИСЧИСЛИМОСТЬ. Мы видим мир многоцветным. Красный мак, зеленая трава, фиолетовый сумрак, серебристый иней... Глаз человека способен различать примерно шестнадцать миллионов оттенков.
С помощью красок легко воспроизвести любой из них. Но мы не сможем достичь естественной красоты, которую видим в природе, закрасив поверхность лишь одним цветом. Природная окраска устроена намного сложнее: она многомерна и подвижна.
НАША РАЗНОЦВЕТНАЯ КОЖА. Взгляните на человеческое лицо. Его цвет состоит из множества оттенков, которые не повторяются ни в одной его точке. Кожа на лбу более светлая. На щеках за счет подкожного жира она имеет желтый оттенок. У мужчин на подбородке, из-за того что там растет щетина, синева. Если взять один цвет и загримировать им все лицо, оно получится безжизненным, мертвым, как лицо актеров в театре Кабуки. Данный прием может быть очень выразительным. Но такое лицо нельзя назвать естественным. Все это верно для любого природного материала, любой натуральной поверхности.
ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ. Возьмите зеленый лист. Он многоцветен. Каждый его миллиметр окрашен по-своему. Если закрасить лист целиком одним из этих зеленых оттенков, цвет покажется слишком однородным, а потому искусственным, утратившим свою природную сложность.
ЦВЕТ ДЕРЕВА. Посмотрите на древесный спил. Кажется, что не может быть ничего более естественного и живого, чем его поверхность: где-то желтая, где-то охристая, где-то коричневая. Но сделайте из дерева древесно-стружечную плиту, и все очарование, вся теплота материала исчезнут.
РЫЖИЕ ВОЛОСЫ - РЫЖИЙ ЦВЕТ. Покрасьте рыжие волосы в рыжий цвет одной краской одного оттенка. Кажется, ничего не изменилось, а вместе с тем все стало выглядеть по-другому. В процессе окрашивания можно сделать черные волосы светлыми, светлые — черными. Но каким бы ни был цвет в начале, каким бы ни получился новый цвет, его естественность должна сохраниться. Поэтому окраска волос является искусством. Каждый парикмахер знает, что покрасить — не значит просто окунуть волосы в краску.
ЦВЕТ ПЕСКА. Возьмите в руки горсть песка. Он состоит из разноцветных песчинок: более желтых, менее желтых, белых, сероватых, сиреневых. Если взглянуть на горсть такого песка на расстоянии двух-трех метров, то цвета отдельных песчинок станут неразличимыми. Все сольется в желтую массу, в единый усредненный цвет. Однако с помощью лишь одного оттенка желтой краски сложно изобразить песок. Всегда будет казаться, что реальный цвет песка другой: чуть зеленее, розовее...
Вам никогда не передать ощущение природного материала с помощью одного оттенка, потому что природный цвет не бывает однородным.
ПРОСТО СЕРЫЙ. Сравните природный и искусственный серый гранит. У них одинаковые блеск и фактура, но тем не менее искусственному материалу не удается достичь красоты естественного камня. Почему? Дело в том, что цвет природного гранита состоит из множества оттенков, а искусственного — всего из нескольких. В природе даже серый сложен и многоцветен.
ГРАФИКА ПРИРОДЫ. ТЕКСТУРЫ. Итак, цвет природной поверхности состоит из множества оттенков. Но как мы воспринимаем различия между ними? В одном случае это оттенки песчинок, в другом — прожилок мрамора, в третьем — пупырышки на коже апельсина не похожи друг на друга. В каждом случае впечатление от предмета особое. Значит, важно не только многоцветие. Важны расстановка, распределение цвета по поверхности. Многообразие расстановок цвета образует природные текстурные рисунки. Они присущи всему живому. Их число бесконечно. Именно рисунок с цветом делает окраску природного объекта уникальной.
БЛЕСК И МАТОВОСТЬ. Блеск — один из самых сильных естественных эффектов. Сверкающим и блестящим все становится после дождя. Блеск дает солнце, когда отражается в лужах и каплях воды на траве. Сверкают и блестят чешуя рыбы, гладь озера, мокрые камни, отполированные морем и временем. Другой природный эффект — жемчужность, или перламутровость. Этот эффект встречается на раковинах, самом жемчуге, коже рептилий, перьях птиц, крыльях насекомых и даже листьях некоторых деревьев. В естественном мире есть еще одно удивительное явление, которое можно назвать «эффектом перелива». Кажется, такая поверхность живет какой-то своей жизнью и каждую секунду окрашивается по-новому. Этот эффект мы видим на коже хамелеона, павлиньих перьях и в тонкой пленке масла на поверхности воды. Природа демонстрирует и изысканную красоту матовости. Матовость противоположна блеску. Луч света не отражается от поверхности, а словно тонет в ней. Таким природным «бархатом» кажутся нам плесень и мох, покрывающий стволы потемневших от сырости деревьев.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРИРОДЫ. Сложный цвет и текстурный рисунок, блеск и матовость — это выразительные средства природы. С их помощью она творит видимую поверхность мира. Эта поверхность может быть то блестящей, то благородно приглушенной, созданной то тщательно, то небрежно. Она кажется то грубой, то изысканной, несет на себе то следы времени, то нетронутость первозданности. Природа сама решает, какие средства выбрать. В одном случае у нее получается заросшая поверхность пруда, поражающая всепоглощающей матовостью, где зеленый цвет представлен, кажется, во всех возможных оттенках, а ряска имеет тончайший рисунок. Но вот другая комбинация цветов и фактур — и это уже кремовая раковина с выцветшей шероховатой поверхностью. Переверните ее — и увидите внутри перламутр с голубоватым отсветом и непременным солнечным бликом.
ИДТИ ПУТЕМ ПРИРОДЫ. Мы часто восхищаемся и наслаждаемся всем тем, что создала природа. Однако существовать на земляном полу среди стен из необработанного камня — это как забыть о существовании музыки и слушать только шум волн. Вдохновляясь природой, мы сами создаем вещи, обустраиваем пространства. Но как сделать их естественными? Можно использовать только натуральные необработанные материалы. Или постараться буквально повторить природу, имитируя созданные ею поверхности.
А если попытаться достичь естественности путем воплощения самих творческих принципов природы, воспроизводя не внешнее подобие, а многозначность и неоднородность, сложность и глубину, непредсказуемость и спонтанность? Ведь передать все это можно с помощью простых материалов: краски, цемента, бумаги, текстиля, металла...
ПРАВИЛЬНЫЙ ВИЗАЖ. Вернемся к примеру с лицом, загримированным одним цветом. Оно выглядит безжизненным. Это происходит потому, что цвет кожи составлен из множества оттенков. Визажисты знают, что тон лучше наносить на лицо слой за слоем. Если слои тонкие, прозрачные и разного цвета, то лицо сохранит натуральность и природную свежесть и не будет выглядеть накрашенным. Визаж высокого класса даже усиливает впечатление естественности.
САМОЛЕТЫ И АВТОМОБИЛИ. Взгляните на внутреннюю обшивку салона самолета. На ней — более или менее упорядоченные текстурные рисунки. Люди, занимающиеся эргономикой, понимают, что среди безжизненных одноцветных поверхностей человек будет чувствовать себя неуютно. Текстурированность, в свою очередь, создает комфортную среду, вносит ноту естественности.
Еще двадцать лет назад автомобили красили равномерно. Сейчас все изменилось. Чистый однородный цвет уже не используется, на кузов наносится несколько слоев разного тона
БОГАТАЯ СЕРАЯ ТКАНЬ. Разрежьте ножницами кусок дорогой серой ткани. На срезе вы увидите нитки, из которых она соткана: желтую, красную, зеленую. Каждая из этих ниток состоит из разноцветных волокон. В процессе ткачества нити объединяются в полотно. Так создается сложный серый цвет.
А КАК ЖЕ С КРАСКОЙ? Примеры того, как люди заимствуют творческие принципы и идеи у природы, можно найти в разных областях: в керамической индустрии, в индустрии моды, в фотографии... Возможно ли это при работе с краской? Конечно. Краска больше, чем любой другой материал, подходит для создания сложных, глубоких и естественных поверхностей.
Дата добавления: 2017-07-05; просмотров: 9242;