Структурно-функциональный анализ
Все системы имеют свои компоненты, структуру и функции. Компонентами системы являются подсистемы и элементы. Подсистема– этотакая часть системы, которая сама образована из компонентов, то есть подсистема сама представляет собой систему в системе более высокого порядка. Элемент – этонерасчленимый далее, элементарный (атомарный) носитель содержательных свойств системы, предел членения системы. Конечно, указанная нерасчленимость условна, так как любое событие или объект неисчерпаемы. Предел членения подсистем диктуется кругом предметов исследования исторической дисциплины и текущим уровнем науки в целом.
Условно нечленимый, «атомарный» элемент выделяется методом полностью изолирующей абстракции. В исторических исследованиях для социальных систем такими элементами чаще всего становятся отдельный человек, отдельный материальный предмет, отдельные свойства индивида или предмета.
Целое выражает то общее, существенное, что присуще его частям. Оно определяет законы функционирования и развития частей. Но части целого, подсистемы и элементы системы обладают и собственными относительно самостоятельными свойствами, которые выражают то специфическое, что присуще им как таковым.
Структура – это внутренняя организация системы, характеризующаяся формой связи ее компонентов и присущих им свойств. Степень развитости системы, стабильность ее функционирования определяются устойчивостью ее структуры.
Функции(от латинского function – исполнение, совершение) – этоспособы жизнедеятельности социальной системы и ее компонентов. Функции можно интерпретировать также как цели или назначение деятельности системы и ее компонентов. В функциях всей системы реализуется цель системы и средства её достижения. В общем виде эта цель сводится к самосохранению системы, ее адаптации к внешней среде и развитию, а также к достижению единого системного результата. Функции имеет не только система в целом, но и составляющие ее компоненты. Функции последних направлены на достижение уникальных для каждого компонента целей. Например, уникальные цели в судьбе исторического деятеля могут привести к никем не предвиденным и непредсказуемым социальным последствиям, однако эти социальные последствия могут быть обусловлены давно назревшими системно-функциональными социальными или психологическими тенденциями. При этом люди как компоненты социальных систем чаще всего могут не осознавать или не понимать всех своих функций в разных сферах (системах) общественной жизни. Осознание некоторых функций их носителями приводит к созданию классовых или групповых идеологий. Например, использование методов системного анализа в исследованиях К.Маркса и Ф.Энгельса в конце XIX века преследовало цель создать идеологию рабочего класса.
Внутрисистемные связи и отношения характеризуются сложным сочетанием координации и субординации их структур и функций, которые порождают различные уровни иерархии систем.
Координация– это «горизонтальная», пространственно-временная упорядоченность, согласованность структур и функций систем.
Субординация–это «вертикальная», соподчиненность структур и функций системы, то есть отношения власти-подчинения между компонентами системы. Классический пример социальной субординации – это любая управленческая или административная иерархия. Например, в административной структуре университета отношения между ректором и деканами факультетов представляют собой субординацию, а отношения между деканами – координацию. Соответственно каждый компонент системы (например, декан в системе университетской административной структуры) имеет как субординационные, так и координационные функции.
В системе промышленного производства той или иной страны в определенный временной момент можно выделить такие уровни иерархии: промышленное производство в целом – отрасль промышленности – промышленное предприятие – цех – участок – рабочая бригада – отдельный рабочий. По отношению к промышленному производству в целом все остальные уровни выступают как компоненты, подсистемы общей системы. Для нормального функционирования этой иерархии, взаимодействие всех входящих в нее систем (подсистем) должно быть скоординированным, то есть упорядоченным и сбалансированным. Упорядоченность означает в данном случае последовательную передачу информации и осуществление деятельности, с соблюдением правил заданных внутрисистемными функциями компонентов системы. Сбалансированность означает, что каждый компонент системы должен выполнять именно тот вклад в достижение общесистемной цели, который предусмотрен его внутрисистемными функциями, он не должен выполнять «чужие» функции или не до конца выполнять свои собственные.
Системную координацию и субординацию удобно визуально представлять в виде графа. Граф – это графическая диаграмма, состоящая из вершин, символизирующих объекты, и рёбер (дуг, стрелок), символизирующих отношения между объектами. Изучением свойств графов занимается математическая теория графов. Для историка классический пример использования графа – генеалогическое древо, где между вершинами графа (конкретными индивидами) будут отношения «быть родителем», или «родить», или «быть сыном (дочерью, братом и т.д.)». В структурно-функциональном анализе вершинами графа будут обозначены компоненты системы, а стрелками (дугами) – функции этих компонентов (координационные и субординационные). Обобщённый образец графа структурно-функционального анализа показан на рис. 4. Графические компоненты и абстрактные обозначения на схеме должны быть обозначены конкретно-историческими объектами и явлениями. Подробнее об использовании теории графов в структурно функциональном анализе см. раздел 10.4. в 10-й главе данного учебного пособия.
Структурно-функциональный анализ применим к любому объекту исторического исследования, а не только к тем, у которых субординация и координация очевидна, формально определена и описывается в исторических источниках (например, армия как система).
Если изучается какая-либо сфера духовной жизни людей прошлого, то в данной сфере всегда будет иерархия исходных базовых и второстепенных подчинённых идей; существует согласованность или противоречивость между идеями на каждом из уровней или между уровнями (например, между уровнем осознаваемых идей и подсознательных мотивов); существуют социальные институты по распространению интересующих историка идей, в этих институтах будет своя субординация и координация отношений между людьми; существует внешняя среда из других сфер духовной и материальной жизни изучаемого общества, определённым образом влияющая на исследуемую систему идей.
Если изучаемой системой является жизнь и деятельность конкретной личности, то системный подход должен выявить подсистемы из взаимосвязанных групп людей, составляющих жизнь данного человека: родственники, друзья, коллеги, враги, соседи по месту жительства, люди зависимые от поступков данного деятеля, наконец, все материальные и общественные сферы, опосредованно или непосредственно влияющие на данного человека. Близость к историческому деятелю и сила воздействия на него других людей будет формировать системную иерархию. Отношения этих людей друг к другу можно рассматривать как функции компонентов системы. Развитием системы станут текучесть состава окружения исторического деятеля и изменения в связи с этим отношений между влияющими на него людьми. Личность и поступки самого исторического деятеля – станут общесистемным свойством-результатом.
Желательно, чтобы структура текста исследования (последовательность и взаимосвязь глав, параграфов, абзацев и предложений) отражала и соответствовала структуре изучаемой системы (иерархической последовательности компонентов и связей)
Для практической реализации системного подхода и системного анализа первоначально требуется вычленение исследуемой системы из органически единой иерархии систем. То есть на первом этапе системного анализа историческое явление вычленяется из истории какой-либо цивилизации, страны, региона или из какой-либо сферы общественной жизни. При этом могут возникнуть трудности в определении содержательных границ выделяемой совокупности. Так, к примеру, когда речь идет об изучении в качестве системы крестьянского или дворянского хозяйства, промышленности и торговли, соответствующие границы могут быть установлены достаточно чётко. Если же требуется выделить в виде системы совокупность взглядов, выражающих какую-то идеологию, то признаки для этого не будут столь очевидными, как в первом случае.
Структурно-функциональный анализ – это всегда частично изолирующая абстракция, поскольку полностью изучить все структуры, подструктуры и их функции в таких сложных системах как социальные невозможно. Однако это не означает, что историк не должен постоянно стремиться уменьшить частичность и увеличить полноту в изучении исследуемой им системы исторического прошлого. Одним из способов увеличения полноты системного анализа является синтез разных подходов к пониманию одного и того же исторического явления. Например, упомянутые в разделе о частично изолирующем абстрагировании разные концепции классового анализа могут взаимодополнять друг-другу и совместно показывать взаимодействие между разными аспектами классовых отношений. При подобном синтезе следует избегать эклектики (от греческого eklektikos – выбирающий) – неорганичного механического соединения разнородных сущностно несоединимых часто противоположных принципов или свойств.
Возникающие при системном анализе трудности обусловлены многоуровневым характером общественных систем, а потому и разномасштабностью компонентов этих систем. В этих условиях оптимальным вариантом был бы такой подход, при котором исследуемая историческая система анализируется на всех ее уровнях и при учете всех масштабов компонентов системы. Однако реализовать в полной мере такие задачи часто мешает недостаток информации в источниках, а также ограниченность времени и круга компетенции у отдельного исследователя.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 384;