Внешняя среда системы
Всякая социальная система функционирует в определенной среде и первым этапом системного анализа всегда должно быть выделение системы из внешней среды, то есть отделение системы от того, что этой системой не является. Среда системы – этовнешние по отношению к системе объекты, которые непосредственно или через компоненты системы воздействуют на формирование, функционирование и развитие системы. Функционирование той или иной общественной системы представляет собой сложное взаимодействие с другими системами (внешней средой). В этом взаимодействии проявляется суть тех функций, которые присущи системе в целом.
Проводить границу между системами следует там, где число взаимодействий между подсистемами минимально, аналогичные функции подсистем сосредотачивают на одном уровне и называют его функцией системы. Всё, что непосредственно не участвует в выполнении этой системной функции, называют внешней средой системы.
Проводить границу между подсистемами следует там, где число взаимодействий между элементами минимально, при этом аналогичные функции сосредотачивают на одном уровне и называют его подсистемой.
За примером выделения системы и её компонентов по тесноте связей обратимся к французскому историку Ф. Броделю (1902-1985), одному из самых выдающихся историков в XX веке. Ф. Бродель в своём главном монументальном 3-х томном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.» (1967-1979) вводит понятие «мир-экономика». Под выражением мир-экономика, которое Ф. Бродель придумал, чтобы передать немецкий термин Weltwirtschaft, он понимал экономику некоторого региона в той мере, в какой она образует экономически единое целое. Характерной чертой этого особого мира-экономики, было то, что он перешагивал через политические и культурные границы, которые каждая на свой лад дробили и дифференцировали тот или иной регион (наибольшее внимание Бродель уделяет Средиземноморью). Мир-экономика всегда имеет полюс, центр, представленный господствующим городом, в прошлом городом-государством, ныне — экономической столицей. В пределах одного и того же мира-экономики возможно одновременное существование – причем даже в течение довольно продолжительного времени – двух центров, например, Рим и Александрия эпохи Августа, Венеция и Генуя времен войны за гавань Кьоджа (1378-1381), Лондон и Амстердам в XVII веке до окончательного устранения господства Голландии, ибо один из двух центров всегда, в конечном счете, бывает устранен. Так, в 1929 году экономический центр капиталистического мира переместился из Лондона в Нью-Йорк. Любой мир-экономика состоит из ряда концентрически расположенных зон. Срединную зону образует область, расположенная вокруг центра — таковы Соединенные провинции в XVII веке, когда над миром господствует Амстердам; такой зоной становится восточная и южная Англия, когда, начиная с 80-х годов XVIII века, Лондон окончательно занимает место Амстердама. Далее, вокруг срединной зоны располагаются промежуточные зоны. Затем следует обширная периферия, которая в разделении труда, характеризующем мир-экономику, оказывается не участницей, а подчиненной и зависимой территорией[30]. Эти концентрические зоны и есть подсистемы определённой мир-экономики. Всё, что находится за пределами последней зоны – периферии – является внешней средой мир-экономики.
Наличие внешней среды обуславливает принцип открытости всех систем. Абсолютно закрытая изолированная от внешней среды система возможна только теоретически, но не в реальном мире. Относительная мера открытости системы может стать предметом системного анализа. Например, историк может изучать степень открытости к внешним контактам любой исторической общности (цивилизации, государства, организации, сословия, профессиональной или конфессиональной группы, хозяйственной единицы, семьи).
Для полного анализа связей с внешней средой любой системы (физической, биологической, социальной, духовной) можно использовать схему пунктов такого анализа, показанную на рис. 5. Стрелки обозначают потоки материи и информации через границу системы. Граница сложной социальной системы, как правило, условна и определяется целями анализа. Если будет изучаться социальная система (например, государство), то связи социальной системы с внешней средой будут осуществляться потоками людей, предметов материальной и духовной культуры, финансов, а также посредством явлений природы.
Номерами стрелок на рис. 5. соответственно обозначены потоки (связи), которые:
1. всегда остаются в пределах границы;
2. всегда остаются внутри системы, никогда не соприкасаясь с её границей;
3. исходят с границы системы внутрь системы, а затем покидают систему;
4. исходят из внешней среды внутрь системы, а затем остаются на её границе;
5. исходят с границы системы внутрь системы, не соприкасаясь затем с её границей;
6. исходят изнутри системы, соприкасаются с внешней средой, а затем остаются на границе системы;
7. исходят с границы системы во внешнюю среду и больше никогда не соприкасаются с системой;
8. исходят из внешней среды, а затем остаются на границе системы, не попадая во внутреннюю среду системы;
9. исходят изнутри системы, соприкасаются с внешней средой, затем возвращаются во внутреннюю среду системы;
10. исходят изнутри системы и остаются на её границе;
11. исходят с границы системы во внутреннюю среду системы;
12. исходят из внешней среды, а затем остаются во внутренней среде системы, никогда не останавливаясь на её границе;
13. исходят изнутри системы во внешнюю среду и больше никогда не соприкасаются с системой;
14. исходят из внешней среды, соприкасаются с внутренней средой системы, затем навсегда покидают систему.
Некоторые границы весьма конкретны, например, территориальная государственная граница развитых государств в Новое время. Остальные границы, например, границы социальной группы как системы или культурной традиции как системы носят абстрактный характер, а их конкретное воплощение зависит от того, насколько подробно его опишет исследователь. На первый взгляд, трудно найти ясные границы для таких культурно-исторических систем как обычай, традиция, общественная организация, судьба и деятельность исторической личности. Тем не менее, изучения границ всех этих систем может принести множество полезных методических и конкретно-исторических находок. У каждой традиции, обычая, или организации существуют определённое пространственное местонахождение и время проявления или деятельности; есть участники, исполнители и люди-носители (например, носители традиции); есть составляющие знаки, символы и предметы носители; есть сферы жизни, с которыми непосредственно связана изучаемая традиция (или организация). Все вышеперечисленные компоненты и можно считать границей культурно-исторической системы. Взаимодействие данных компонентов с обществом и культурой и будет воплощать пересечение границы изучаемой системы. Если объектом системного изучения служит деятельность и судьба исторической личности, то границей системы (если не брать в расчёт тело и организм этого человека) будут выступать посредники в отношениях с незнакомыми людьми, пространственные границы мест, где этот исторический деятель живёт и проводит большую часть времени, граница сферы его интересов.
Развитие систем
По мере развития системы ее элементы, обладая относительной самостоятельностью, и в силу внутренних тенденций и под воздействием внешней среды, могут приобретать новые черты, которые будут приходить в противоречие с их системообразующими свойствами. Это начнет отрицательно сказываться на целостности системы, сбалансированности и устойчивости её структуры. Развитие новых свойств элементов системы достигает в известный момент размаха и уровня, которые приводят к такому изменению внутренней природы этих элементов, когда возникает новое их качество. Такое изменение часто называют кризисом системы.
Классическое определение социально-политического кризиса общественной системы дано В.И.Лениным в его знаменитом определении революционной ситуации, когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому[31].
Возможно два типа развития систем:
1. Видоизменение структур и функций отдельных компонентов при сохранении общесистемных функций.
2. Изменение общесистемных функций. Здесь процесс завершается тем, что старая система либо полностью исчезает и на смену ей приходит новая система (например, ассимиляция одного народа другим, смена правящих династий). Возможен также вариант, когда старая система трансформируется в новую систему. Например, трансформация архаических традиций под воздействием цивилизации или смена идеологического курса в СССР времён перестройки без кардинальной смены правящих элит.
Задание:
1.Кратко и своими словами изложите наиболее общие положения о системах и системном анализе.
Ответы на нижеприведённые задания должны относиться к одной и той же исторической системе:
2.Определите, какая система исторического прошлого описывается в Вашем исследовании (или выбранном вами историческом исследовании) и какова её функция в историческом прошлом.
3.Каковы подсистемы и элементы данной исторической системы, структура и функции компонентов, в чем заключается координация и субординация?
4.Что можно принять за внешнюю среду этой системы и в чём заключается её взаимодействие с внешней средой (ориентируйтесь на рис. 5.) ?
5.Идёт ли речь о разрушении или смене системы, какие противоречия при этом возникали в системе?
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 399;