Диалектическая триада качество – количество – мера
Измерение – это один из исходных и главных общенаучных методов.
По одному из определений, измерение – это операция, которая наблюдаемому состоянию объекта, процесса или явления ставит в соответствие определённое число или номер. Нужную исследователю информацию может дать не только непосредственные результаты измерения, но ещё и математическое преобразование этих результатов (обработка данных). Измерение в скрытом (имплицитном) виде содержится во всех остальных методах познания, в том числе и во всех методах гуманитарных наук.
Измерение – это один из видов абстрагирования, так как, устанавливая количество каких-либо объектов, мы отвлекаемся от каждого конкретно принимаемого в расчёт объекта самого по себе, нас интересует только его вклад как единицы в общее количество подобных объектов (элементов множества). Устанавливая величину каких-либо свойств объекта, мы отвлекаемся от описания свойства как такового, нас интересует только способ установления числового выражения данной величины.
В объективном мире нет неких "чистых" качеств, независимых от количества, чего-либо. Нет также количеств, независимых от качеств. Они всегда взаимозависимы. Самая большая трудность при математизации социального знания состоит в том, чтобы выявить качественную (сущностную) однородность разных явлений и тем самым показать, что они могут быть количественно сравнимыми.
Сущность измерения, то есть количественного анализа, состоит не просто в использовании исследователем тех или иных количественных данных. Количественные показатели могут вводиться и в простое описание. Измерение в историческом исследовании – этовыявление и формирование такой системы численных характеристик изучаемых объектов, которая позволяет раскрыть конкретно-историческую и теоретическую сущность перехода количественных характеристик исторических явлений в качественные.
Для общенаучного метода измерения важнейшими являются два понятия: мера и единица измерения.
Понятие меры – это синтез противоположности и единства качества и количества[10]. Именно мера показывает количественные границы качества и раскрывает качественную природу количества. Именно мера позволяет установить переход количественных накоплений в новое качество.
Почти все единицы измерения, искусственные и условные, они вырабатывались и апробировались в процессе длительного опыта и были разными в разных культурах. Наиболее развернутая и стабильная система эталонных единиц измерения сложилась в естественных науках (метр, килограмм, секунда и т.д.). Некоторые из них применяются и при измерении общественных явлений, непосредственно связанных с материей и пространством. Однако сложные социально-психологические и культурно-исторические явления невозможно описать с помощью единиц измерения из естественных наук.
Отношение меры одного признака к мере другого признака создаёт новую меру нового признака. Например, отношение расстояние к времени даёт меру скорости движения в пространстве, отношение численности населения к пространству его проживания даёт меру плотности населения. Большинство мер в демографии – науке о народонаселении, в том числе народонаселении в историческом прошлом, – получается путём математического отнесения численности группы людей к каким-либо демографическим событиям в промежуток времени (количеству рождений, смертей, браков, миграций). То же самое можно сказать и о социальных, культурных и экономических показателя, которые могут интересовать историка. Меру большинства из этих показателей получают путём отнесения численности группы людей к количеству каких-либо изменений в человеческой и общественной жизни в промежуток времени.
Измерение в историческом описании и объяснении воплощается в количественных суждениях историка. Все количественные суждения, используемые как в научных исследованиях, так и в повседневном общении, можно разделить на два типа. Первый тип – это явные количественные суждения, в которых используются числа или выражения на формализованном математическом языке, при этом чётко оговаривается, какие конкретные объекты и признаки описывают числа. Второй тип – это неявные количественные суждения, в которых используются выражения естественного литературного языка и не оговаривается чётко или вовсе не оговаривается, какие конкретные объекты и признаки описывают эти выражения.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 362;