Метод идеализации в социальном и естественно-научном познании


Теорию взаимосвязанных методов идеализации и сопоставления с идеалом в социальном познании разработал М. Вебер. Он использовал понятие «идеального типа» или идеально-типической конструкций. По М. Веберу, идеальный тип есть мыслительная конструкция, фантазия, не существующая в исторической реальности. Они конструируются исследователем, но не произвольно, а путем «мыслительного усиления определенных элементов действительности». Согласно М. Веберу, первичной в познавательном процессе будет объективная реальность, типические черты которой определяет субъект познания. М. Вебер писал: «Идеальный тип, не «гипотеза», он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения»[8]. М. Вебер называет идеально-типические понятия «техническим средством для обозримого материала»[9]

В своём труде «Основные социологические понятия» М.Вебер выделяет три идеально-типических формы господства-подчинения: 1) традиционная (легитимная), основанная на обычае и долговременном воспроизведении властных институтов; 2) харизматическая, основанная на авторитете и иррациональной вере в личность «вождя»; 3) рациональная, основанная на прагматическом расчёте и компромиссе. В работе «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира» (написана в 1920 г.) М.Вебер использует следующие идеально-типические понятия: теодицея, аскетизм, мистика, мирская аскеза. В другой работе – «Хозяйственная этика мировых религий» (написана в 1915-1919 г.) – в сравнительном анализе разных религий используются такие понятия как «страдание в религиозной этике», «миссионерское пророчество», «рациональное видение мира», «героическая религиозность» и «массовая религиозность».

Идеальный тип в истории и социологии подобен собирательному образу в художественной литературе, например, разного рода типичным «героям своего времени», которые не имеют полностью совпадающего во всём прототипа, то чем-то похожи на очень многих людей.

Метод идеализированных абстракций или идеально-типических моделей используется не только в гуманитарных науках, но и в естественных. С XVII века естествоиспытатели начинают использовать абстрактные модели явлений ненаблюдаемых органами чувств. Тем самым натурфилософия трансформируется в строгую науку - неразрывно связанные физику и математику, поскольку научно описать ненаблюдаемые физические объекты можно только с помощью математики. Например, Г. Галилей, поставил вопрос, как падали бы тела, если бы не было сопротивления воздуха, как они падали бы в «пустом пространстве», хотя экспериментально использовать такое пустое пространство Г. Галилей ещё не мог.

Процесс идеализации - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Например, таким фундаментальным идеализированным понятием является понятие геометрической точки. В реальном мире не существует объект, представляющий собой абсолютную точку, то есть объект, который имел бы только одно измерение и не имел размера. Другими подобными понятиями, на которых основана физика, являются: абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, абсолютно черное тело, конденсатор без утечки, абсолютно твердый рычаг, пружина без массы и другие. Таким образом, идеализация в исторической науке является частном случаем общенаучного метода идеализированных абстракций.

 



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 393;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.