Использование статуса специального административного района для диверсификации инструментария поддержки предпринимательства
В настоящее время, целый ряд предпринимательских структур российского бизнеса попал под новые американские санкции. Используя современные особенности операций с электронной валютой, связанные с анонимностью транзакций, они могут быть использованы для осуществления инвестиционной деятельности на российских территориях. При этом не возникает опасность наказания за нарушение санкций.
Представителями финансово-экономического блока правительства проведена работа над пакетом нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в специальных административных районах на островах Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). В районах предполагается сформировать режимы с признаками офшоров.
Предлагаемые меры рассматриваются в качестве инструментов по возврату и хранению российских капиталов.
Концепция создания специальных административных районов (САР), предусматривает возможность запуска организованных торгов электронной валютой на островах Русский и Октябрьский, с дальнейшим расширением в рамках специальных территорий, вроде “Свободного порта Владивосток”.
В концепции присутствуют элементы правового статуса офшорной территории, что предоставляет возможность вернуть денежные средства в Россию в кратчайшие сроки и без налогов. Проект разрешает перенести иностранные структуры на российские территории из других стран, в том числе офшоров.
Корпорациям предоставляется право перевести капитал целиком на российские территории с сохранением привычной правовой и финансовой инфраструктуры без выплаты налогов с иностранных доходов.
Резиденты зон могут получить статус международной предпринимательской компании. Статус предоставляет право и возможность зарегистрировать компанию за один день, а часть сведений не раскрывать. Введены гибкие правила для акционерных соглашений и сделок по отчуждению активов, возможность деления долей участия на классы.
Предусмотрено, что налоги с резидентов зон будут взиматься только от доходов, полученных на российских территориях, а доходы, полученные за пределами России, налогами облагаться не будут.
В стадии обсуждения находятся предложения по мерам, исключающим двойное налогообложение и правила контролируемых иностранных компаний.
Предполагается изъятие ряда положений из существующих нормативно-правовых актов, например: отмена валютных ограничений, возможность рассчитываться в валюте, а также, исключения из правил работы образовательных и медицинских компаний, организаций, оказывающих IT-услуги.
Деятельность по разработке и совершенствованию законопроекта осуществляется с участием представителей бизнес структур.
К описываемой ситуации следует добавить результаты анализа динамики и особенностей мирового развития цифровых технологий, которые свидетельствует, что в настоящее время российский рынок IT – технологий занимает только три процента от общенационального ВВП.
Проведенные исследования свидетельствуют, что и в Европейском союзе существует достаточная инертность при внедрении цифровых технологий в деятельность производственных предприятий. По данным Европейской комиссии, свыше 40% предприятий не используют цифровые технологии, а полной мере используют их потенциальные возможности, только, около двух процентов предпринимателей, занятых в сфере производства.
В тоже время, положительный международный опыт демонстрирует, что наиболее успешные компании отличаются развитой, многосторонней IT составляющей, позволяющей оптимизировать производственную деятельность, транспортно-логистические схемы и межличностные отношения.
Для создания специальных административных районов, в Российской Федерации 3 августа 2018 г. вступили в силу Федеральные законы:
«О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
«О международных компаниях и международных фондах».
«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», Федерального закона «О международных компаниях».
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
Принятие Федеральных законов создало механизмы для быстрого и удобного способа перевода иностранных юридических лиц в Россию в качестве резидентов Специальных административных районов (САР) – с заменой юридического адреса при сохранении корпоративной структуры.
Специальные административные районы созданы на территориях о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область).
Для современной России, перспективы дальнейшего развития, непосредственно связаны с формированием эффективного антикоррупционного законодательства, и целенаправленной государственной деятельностью по неукоснительной реализации правовых норм в реальной действительности.
Политическое руководство страны дает жесткую оценку ситуации, связанной с коррупционными проявлениями, определяя системный характер коррупции, ее разлагающее влияние на структуры власти, бизнес, общество в целом.
Ведущие зарубежные и отечественные ученые-экономисты отмечают следующие черты, характеризующие российские особенности этого опасного явления: нечестный путь приобретения богатств; ставка на иностранные интересы; конвертирование добытого в активы, удобные для вывоза за пределы страны; негативное влияние на процессы диверсификации и внедрения инноваций в национальной экономике.
Мировое сообщество, несущее от коррупционных сделок миллиардные убытки в долларовом исчислении, определяет коррупцию, как извлечение личной выгоды от применения должностным лицом вверенных ему прав и властных полномочий.
К современным проблемным вопросам, мешающим эффективно бороться с коррупцией, относят следующие недостатки.
Различия в законодательных системах и механизмах применения норм права в разных странах мира.
Правовые нестыковки влияют на эффективность ведения борьбы с коррупцией, не способствуют возврату активов, добытых незаконным путем, и привлечению к ответственности виновных лиц.
Низкий уровень сотрудничества между правоохранительными структурами органов власти различных государств, осуществляющих борьбу с коррупцией.
Отсутствие контактов, позволяющих правоохранителям, своевременно выявлять и нейтрализовать деятельность преступных групп, в которые объединяются представители чиновничества и предпринимателей, действующих в своих узкокорыстных интересах, вопреки интересам общества.
Слабое взаимодействие правоохранителей и финансово-экономических структур при выявлении экономических моделей, связанных с малоэффективными проектами, которые осуществляются путем высоких долгов и перерасхода бюджетных средств в корыстных целях.
Наличие недостатков во взаимодействии разных странах, и пробелов в антикоррупционном законодательстве, исключающих из международной практики возможности уклонения от ответственности должностных лиц органов государственной власти и представителей бизнеса, невозврат активов, добытых ими преступным путем.
Отставание в вопросах внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий в финансовой области разных стран мира, лишающее антикоррупционные мероприятия необходимой гибкости, и своевременности.
Используемые в российской практике способы и методы борьбы с коррупцией, связанные с установлением определенных стандартов и регламентов при прохождении гражданами государственной службы, формированием негативного общественного мнения к коррупционным проявлениям, коренным образом ситуацию не изменили.
Настоятельно требуется разработка мер, структурно-институционального характера, опирающихся на оценку, данную руководством России, учитывающих характерные особенности национальных коррупционных проявлений и положительную мировую практику борьбы с коррупцией, которая нашла отражение в ряде международных фундаментальных документах.
Принятие и совершенствование лучших мировых практик по обеспечению прозрачности бюджетов, должны положительно повлиять на существующие ныне следующие негативные международные факторы.
Наличие различий в законодательных системах и механизмах применения норм права в разных странах. Различия влияют на эффективность ведения борьбы с коррупцией, не способствуют возврату активов, добытых незаконным путем, и привлечению к ответственности виновных лиц.
Отсутствие должного уровня сотрудничества между структурами органов власти различных государств, осуществляющих борьбу с коррупцией. Так, швейцарская нормативно-правовая база и успешная практическая деятельность прокуратуры страны по возврату активов разоблаченных коррупционеров, владеющих незаконным богатством, могла быть использована для расширения полномочий российской прокуратуры. Закрепление определенных полномочий по изъятию незаконно нажитого имущества должностных лиц за прокуратурой России, послужило бы укреплению делового партнерства структур двух стран в борьбе с коррупцией.
Своевременное выявление и нейтрализация деятельности преступных групп представителей чиновничества и предпринимателей, действующих в своих узкокорыстных интересах, вопреки решению государственных задач, используя экономические модели, связанные с малоэффективными проектами, которые осуществляются путем высоких долгов и перерасхода бюджетных средств.
Исключение из международной практики фактов уклонения от ответственности должностных лиц органов государственной власти и представителей бизнеса, невозврата активов, добытых ими преступным путем, с использованием недостатков во взаимодействии разных странах, и пробелов в антикоррупционном законодательстве.
Низкий уровень внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий в финансовой области разных стран мира, и взаимоотношениях между государствами, на фоне всеобщей автоматизации в мире финансовых институтов, лишает антикоррупционные мероприятия необходимой гибкости, мобильности, актуальности в обмене данными. Государственный аппарат не выступает драйвером технологических перемен, инертен, и не поспевает за темпами увеличивающихся финансовых потоков и процессами, происходящими в офшорных зонах. Требуется выстроить общую международную информационно-коммуникационную систему борьбы с коррупцией, базирующуюся на правовом, технологическом, программном, методическом и прочем единстве.
Следует активно внедрять международные положительные практики борьбы с завладением имуществом коррупционным путем, доказавшие свою эффективность, с учетом национальных особенностей России.
Положительные результаты осуществления борьбы с коррупционными проявлениями могут быть получены только совместными усилиями власти, общества и бизнеса.
Необходимо сформировать систему, охватывающую широкие слои населения и обеспечивающую распространение знаний, и вовлечение креативной части населения в обсуждение насущных проблем становления экономики страны.
Коренные изменения призваны обеспечить формирование системы, гарантирующей неукоснительное соблюдение прав личности и собственности, жестко регламентирующей деятельность чиновников, раскрывающей возможность реализовать предпринимательский потенциал всем, без исключения, субъектам рыночных отношений.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских (практических) занятиях
1. Направления, для предотвращения негативных тенденций в пространственном развитии России (мнения ученых)
2. Элементы «результирующей составляющей инновационного процесса» (мнения ученых)
3. Проблемы реального состояние дел в области территориального планирования страны (мнения ученых)
4. Особые правовые режимы ведения предпринимательской деятельности в границах локальных территориальных образований: цель, задачи
5. ОЭЗ – правовой статус, цели, перспективы
6. ТОСЭР – правовой статус, цели, перспективы
7. Отличия статуса ОЭЗ и ТОСЭР
8. Цели создания и статус САР
9. Управляющие компании локальных территориальных образований
10. Влияние ОЭЗ, ТОСЭР и САР на развитие организации
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 281;