Правовое положение основных групп населения
Государство франков по своей форме — это раннефеодальная монархия, складывающаяся в переходном обществе, которое характеризуется многоукладностью, с сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных и раннефеодальных отношений. Основной фигурой Салической правды является свободный франк.
При ответе на второй вопрос необходимо прежде всего показать на конкретных примерах различия в правовом статусе свободных и рабов (сервов), а также неравноправных членов франкского общества — литое и др. Как сервы, так и литы находились в личной зависимости от своего господина, о чем свидетельствует титул XXVI «О вольноотпущенниках», в котором за отпуск чужого раба или лита предусматривались существенные штрафы.
Особым правовым статусом отличались галло-римляне. Общий принцип этнического неравноправия, закрепленный в Салической правде, корректировался положением галло-римлян при короле. Следует обратить внимание на социальные и правовые различия свободных, среди которых выделялись зарождающаяся служилая знать, королевские сотрапезники, служители церкви и пр. На особом положении находилось ближайшее окружение франкского короля — дружинники и так называемые антрустионы, вне зависимости от их происхождения (см., например, § 5—7 титула XLI). Такого рода межличностные связи между королем и его приближенными дали толчок к формированию личностно-поземельных отношений вассалитета-сюзеренитета, лежащих в основе западноевропейского феодализма.
Важной отличительной чертой Салической правды является всемерная защита жизни, здоровья, чести свободной женщины, свидетельствующая о стремлении франков сохранить свою гомогенность среди покоренного населения.
Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.
По мере того как распадаются большие семьи, развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого и недвижимого имущества осуществлялось по-разному. Наследниками движимого имущества первой очереди были дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщины исключались из числа наследников, земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в Народном собрании по строго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 606;