Суд и процесс в государстве франков
У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие штрафы за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.
Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков.
Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды лучших людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.
Об архаических чертах франкского процесса свидетельствует институты соприсяжничества (привлечение на стороне обвиняемого соседей, родственников и иных авторитетных лиц, которые должны были засвидетельствовать свойственные ему качества добродетели, честности, — § 5 титула XVII), компургации (совместное произнесение обвиняемым и соприсяжниками очистительной клятвы, полностью освобождающей от обвинения).
В Салической правде упоминаются и другие способы доказательства невиновности того или иного лица, в том числе ордалии (например, испытания котелком и др.), клятвы и пр. Титул LIII фиксирует процедуру выкупа руки от испытания посредством котелка с кипящей водой. Правом уклонения от очищения «сакральной силой воды» (титул LVI) могли воспользоваться только имущие представители франкского общества, т.е., откупиться от испытания «котелком».
К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников.
Примеров архаического характера расследования и связанного с ним судоговорения является обычай обращения к божеству в целях выявления преступника посредством жребия. Подобный реликт судопроизводства франков представлен в позднейших добавлениях к Салической правде. В Капитулярии IV (Декрете Хильдеберта, § 6—7) подозреваемый в воровстве раб, вытягивающий «дурной жребий» (sors mala), подтверждал подозрения и подлежал наказанию в 300 ударов плетью, а при наличии прямых улик раб наказывался всего 120 ударами. Данное положение связано с древним поверьем, что вор и грабитель— наиболее желанная жертва для богов и «дурной жребий» говорил о желании самогобожества покарать преступника.
При анализе особенностей франкского судебного, процесса следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 910;