Характеристическая кривая (ХК), ее построение.
Характеристическая кривая – кривая зависимости оптической плотности D от десятичного логарифма количества освещения, сообщенного светочувствительному слою, т.е. логарифма экспозиции lgН (Хёртер и Дриффилд 1982).
Характеристическая кривая строится на специальном сенситометрическом бланке с координатной сеткой:
· на вертикальной шкале – величины оптических плотностей → за единицу плотности принята такая «степень непрозрачности», которая ослабляет поток света в 10 раз;
D = 1 ослабляет световой поток в 10 раз
D = 2 ослабляет световой поток в 100 раз
D = 3 ослабляет световой поток в 1000 раз
· на горизонтальной шкале – логарифм экспозиций + шкала экспозиций сенситометра +шкалы, указывающие числа светочувствительности по разным критериям и формулам → самую большую экспозицию получает первое поле (экспозиция первого поля вместе с номером соответствующего серого или цветного фильтра, через который производится экспонирование, вписывается в паспорт сенситометра):
- первое поле негативных пленок в Сенситометре ЦС-2 – 5 лк/с; первое поле позитивных пленок – 112 лк/с
- экспозиции каждого последующего поля убывают в прогрессии со знаменателем √2=1,4 → в 2 раза через одно поле.
ß
Каждому полю сенситограммы соответствует своя вертикальная линия
+
Чем большее количество света получает негативная или позитивная пленка, тем большая на фотоматериале образуется плотность, малые количества света вызывают выход малых плотностей → полученны2й ряд точек соединяется плавной линией
Характеристическую кривую принято делить на область недодержек прямолинейный участок и область передержек. На прямолинейном участке отношение яркостей снимаемого объекта будет проходить пропорционально. Поэтому прямолинейный участок ХК принято называть областью пропорционального воспроизведения или фотографической широтой.
По ХК определяется основные характеристики пленки:
- светочувствительность
- степень контрастности
- широта
- передаваемый интервал яркостей
12. Черно-белые негативные пленки, определение их фотографических свойств
(светочувствительность, средний градиент, широта).
Строение почти всех ЧБ негативных пленок в принципе не отличается друг от друга. Во всех ЧБ пленках основным чувствительным элементом является галагениды серебра, которые в процессе проявления восстанавливаются до металлического серебра, которое и создает плотности на кинопленке. Черно-белые светочувствительные эмульсии бывают следующих видов:
Панхроматические - имеющие дополнительную чувствительность к красным лучам.
Ортохроматические - имеющие дополнительную чувствительность только к зеленым лучам.
Не сенсибилизированные эмульсии имеющие чувствительность только в синей зоне.
Для того чтобы сенсибилизировать эмульсию к какому либо спектру в нее вводятся специальные вещества сенсибилизаторы. Они поглощают энергию в той части спектра, в которой не чувствует не сенсибилизированная эмульсия и передают ее галагенидам серебра.
Все ЧБ негативные кинопленки имеют достаточно высокую чувствительность и не высокий средний градиент.
Современные пленки имеющие высокую чувствительность имеют многослойное строение.
Широта – передаваемый интервал яркостей
Фотографическая широта – проекция прямолинейного участка характеристической кривой на ось логарифмов экспозиции
«Академическое» понятие широты. Разница в логарифмах экспозиции точки, соответствующей началу прямолинейного участка, и точки, соответствующей концу прямолинейного участка, и будет являться широтой. Согласно ГОСТ, широта должна быть не менее 1.5
Практическая широта – передаваемый на практике интервал яркостей.
Определяется как разница в логарифмах экспозиции Dмакс и Dкр. При этом Dмакс = Dкр + 1.1.
Фотографа при съёмке волнует не интервал плотностей негатива, а интервал яркостей, который может быть передан в конечном счете в позитивном изображении – в стандартном фотопроцессе мы сможем передать только такой интервал яркостей объекта, который укладывается в негативе в интервал плотностей 1,10-1,20
13. Число светочувствительности, эффективная, спектральная светочувствительность, экспозиционный индекс.
Светочувствительность S – способность кинопленки образовывать оптическую плотность под действием света и последующего проявления.
Общая светочувствительность
Число светочувствительности – одно из значений светочувствительности, отвечающих разной продолжительности проявления, которое служит для выбора условий экспонирования при съёмке.
↓
Чтобы найти число светочувствительности при рекомендованной величине среднего градиента, пользуются бланком кинетики проявления:
- на нем стоятся кривые кинетики проявления, показывающие зависимость числа светочувствительности, коэффициента контрастности и минимальной плотности вуали от продолжительности проявления
- на кривой кинетики находят точку, отвечающую рекомендуемому значению среднего градиента → через эту точку опускают перпендикуляр на ось абсцисс и определяют при каком времени проявления будет получен рекомендованный градиент.
║
Общая светочувствительность (по которой определяют экспозицию для съемки объекта) – светочувствительность к действию непрерывного излучения в видимой области света
Для оценки свойств цветной кинопленки:
- на сенситометрическом бланке строятся три ХК, отвечающие трем эмульсионным слоям кино пленки
- число светочувствительности и плотности вуали при рекомендованной величине коэффициента контрастности определяют, как описано выше, принимая величину рекомендуемого градиента, относящуюся к зеленочувствительному слою или красночувствительному слою цветной кинопленки.
- определяют баланс фотографических свойств кинопленки т.е. способность к правильному цветовоспроизведению объекта съемки:
Баланс светочувствительности отношение наибольшей светочувствительности к наименьшей;
Балансом контрастности называется разность между наибольшим и наименьшим коэффициентом контрастности или средним градиентом ХК у испытуемой цветной кинопленки.
Цветочувствительность черно-белых кинопленок по сенситометрической системе ГОСТ оценивают эффективной светочувствительностью – чувствительность слоя к свету определенного спектрального состава (чувствительность фотоматериала к свету, прошедшему через светофильтр – к красному, оранжевому и желтому свету)
↓
- пленка экспонируется в сенситометре без фильтра, затем поочередно с желтым, оранжевым, красным нормированными фильтрами
- по сенситограммам, обработанным в стандартном режиме, строят четыре ХК
- определяют величины эффективной светочувствительности по той же формуле, что и общую светочувствительность
+
Цветочувствительность кинопленок часто выражают кратностью нормированного светофильтра - отношением общей светочувствительности к её эффективной светочувствительности → чем меньше кратность светофильтра, тем выше чувствительность киноплнки к цвету светофильтра.
Наиболее точная характеристика спектральной чувствительности кинопленки может быть получена путем фотографирования спектра:
↓
- в спектросенситометре фотографируют несколько раз на кинопленку спектр с разными экспозициями
- в результате на пленке получают спектросенситограмму.
- измеряя с помощью денситометра оптические плотности на спектросенситограмме через каждые 25 или 10 нм, получают ряд величин, по которым можно вычислить спектральную чувствительность кинопленки для каждой длинны волны
- строят монохромотические кривые, по которым определяют чувствительность кинопленки к излучению длины волны источника света
Для расчета пользуются формулой
Sl=(1/Hl) D=1.0+D0
Чувствительность пленки выражается в единицах ISO или с помощью экспозиционного индекса
EI - экспозиционный индекс, т.е. я вот пленку Fortepan чувствительностью 100 недавно отснял и проявил как 3200. Вот 3200 в данном случае и есть EI. Т.е. проще говоря EI - это то как Вы пленку экспонируете.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 601;