Методы, средства и приемы воспитания. Мера воспитанности.
Воспитание, его специфика и характерные особенности. Основные признаки воспитания. Направления воспитания.
Методы, средства и приемы воспитания. Мера воспитанности.
Воспитание -- для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение -- передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержания и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры. К. Д. Ушинский писал: " Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет…"
Люди очень рано, еще на заре человеческого общества поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже а Платона читаем: "Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька ("педагог"), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании".
Задаваясь целью поставить воспитание на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты.
Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А Экзюпери писал: " Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание… Имеет значение не багаж (образование), а орудие которым его схватываешь…". М. М. Пришвин писал: " Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше чем хлеб".
Что же такое воспитание? Как его понимают педагоги? Как ощущают воспитанники? И что это значит с научной точки зрения?
Всем, наверное, приходилось слышать слова: "Не учите меня жить!", "Не надо меня воспитывать!", "Не читайте мне моралей!", "Та семья хороша, где никто никого не воспитывает!", "Школа не должна воспитывать, ее удел -- давать знания", " Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода" и т. д.
Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я. А. Коменский писал: "Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира", В. Г. Белинский писал: "Воспитание -- великое дело: им решается участь человека", Д. И. Менделеев писал: "Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего".
Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить?
Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? -- Мы получим однозначный ответ: "Нет!" Вот почему А. С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: "Не следует въедаться детям в печенки педагогикой". У М. Волошина в дневнике читаем: "Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание -- наибольшим". Аналогично встречаем у А. Толстого: " Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает ее". Еще более категорично у Ф. Вольтера: "От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах".
Почему так? Видимо насилие над личностью, унижение ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека.
Уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.
1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.
2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Суть воспитания -- развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому… То есть формирование жизненной позиции -- своего места в системе ценностных отношений к миру.
4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности.
5. Вся система образования (обучения и воспитания) на современном этапе ориентированна на личностный подход.
6. В современном понимании воспитания продуктивной является идея педагогической поддержки.
7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
8. Назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е. Н. Ильин в 5-ти определяющих глаголах: "Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать".
Традиционными направлениями воспитания называют умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В наше время формируются новые направления воспитательной работы -- гражданское, правовое, экологическое, экономическое.
Существуют различные классификации направлений воспитания. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация по следующим критериям:
n по формам;
n по содержанию;
n по объектам воспитания;
n по отношению воспитатель-воспитуемый.
См. рис.8.2.
| |||||||||||
| |||||||||||
Рис.8.2. Направления воспитания
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Оно предполагает:
- развитие силы воли, памяти и мышления;
- формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
- стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
- развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования. Но его содержание в большей мере зачастую направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д.
Главными задачами трудового воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопления профессионального опыта.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
Физическое воспитание -- неотъемлемая часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физического молодого поколения способного трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки. Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультуры -- обязательный предмет во всех учебных заведениях.
Задачи и содержание нравственного воспитания определяются посредством этических требований общества. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. В опыте человечества основные постулаты нравственного поведения человека были изложены в Библии, Коране, Талмуде.
В качестве основных задач этического воспитания выделяют:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в общественных местах);
- разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как: честность, терпимость, скромность, деликатность, дисциплинированность и ответственность, чувство долга и чести; трудолюбие.
В жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.
Например, герой "Заметок из подполья" Ф. М. Достоевского хочет по своей, по глупой воле пожить. И поэтому, пусть рушится хоть весь мир, а он будет чайком баловаться. В психологии человека "из подполья" Достоевский прозорливо увидел зарождающееся явление общественного "нигилизма".
Основными критериями нравственности человека являются его убеждения, моральные принципы, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Например, уместно вспомнить Л. Н. Толстого относительно приумножения "зла" в мире. В рассказе "Фальшивый купон" гимназист обманывает лавочника; тот, в свою очередь, платит крестьянину за дрова фальшивыми деньгами. Из-за дальнейшего стечения обстоятельств крестьянин становится разбойником. Л. Н. Толстой показывает читателю на действенность в повседневной жизни древнего постулата -- "не делай другому того, чего себе не желаешь".
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к миру, эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать человека от ухода в "чистый эстетизм".
Например, в рассказе современного прозаика В. Шпакова "Снежная королева" героиня стремится свести жизнь к существованию в прекрасном мире классической музыки. Но трагедия заключается в том, что она при этом презирает и отбрасывает "грубую" повседневность, в которой мы все живем. И это повседневность мстит героине, сводя ее с ума.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, и становиться гражданином мира.
Экономическое воспитание -- это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств -- бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и критическое отношение к тем, кто их нарушает.
Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этических меньшинств и предусматривает:
Ø адаптацию к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
Ø ориентацию на диалог культур;
Ø отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов;
Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.
Интернациональное воспитание -- целенаправленная деятельность по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.
Патриотическое воспитание -- это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями.
Центральным, основополагающим вопросом в воспитании являются методы воспитания и воздействия, средства воспитания, приемы педагогического воздействия, современные технологии воспитания. В современной педагогике методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач. В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко в педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия. Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции воспитуемого.
Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?), методической (как лучше это сделать?).
Существует множество классификаций методов, произведенных по разным основаниям. Иногда возникает вопрос: зачем классифицировать методы? Ответ достаточно прост и лаконичен: чтобы выбирать, чтобы разумно чередовать, чтобы влиять на все стороны личности воспитанника.
Мы выделяем три основные группы методов воспитания:
1. убеждения
2. стимулирующие (возвратно-оценочные)
3. методы организации жизни и деятельности
Методы убеждения направлены, прежде всего, на рациональную сферу отношения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию.
Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.
В целенаправленном воспитательном процессе палитра методов убеждения может и должна быть разнообразной. Вариативность их -- главное условие успешности. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения -- информационные (когда воспитанникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (когда воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы); дискуссионные (когда предлагаются различные пути решения проблем и воспитанники сами должны прийти к правильному ответу); взаимного просвещения.
Стимулирующие методы. К ним относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение -- регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительные и торможение отрицательных. По форме поощрения и наказания разнообразны.
Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищение.
Виды наказаний: замечания, выговор, общественное порицание, возмущение, ироническая шутка.
Методы организации жизни и деятельности. Их цель -- научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов лежит непосредственный практический опыт людей. Назовем некоторые из них:
· педагогическое требование
· приучение
· упражнение
· создание воспитывающих ситуаций
· пример
При организации этой группы методов необходимо помнить о законе психического заражения и его разновидности -- подражании.
Психическое заражение -- это общественно-психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особенно в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непосредственного контакта. Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей.
Подражание -- способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности, манер, действий, поведения и т. д. Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних черт и образцов поведения воспитателя.
Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики. Внушение -- это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика. Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств.
Для решения воспитательных задач важно сочетать разные методы, приемы и средства.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются "инструментами прикосновения к личности" (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанников. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
Методы воспитания характеризуются рядом признаков.
Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность. Во-вторых, использование того или иного метода обусловлено объективными социальными и природными свойствами человека, его психики. В-третьих, методу присуща специфическая функция, позволяющая решать лишь определенную часть воспитательных задач. В-четвертых, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.
Педагогические приемы -- это способ педагогических действий в определенных условиях (равно понятию "операция"). Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.
Средства воспитания применяются в единстве с методами и методическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект, окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа и т. д.
Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.
Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения цели определяют как технологию.
Сочетание методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие.
Одни и те же методы и средства воспитания, примененные по отношению к разным людям, дают различный результат. Поэтому среди характеристик личности выделяют не только воспитанность, но и воспитуемость.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств и их иерархией в структуре личности.
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
Например, вот что писал о воспитанных людях А. П. Чехов.
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4. Они чистосердечны и бояться лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями. когда их не спрашивают…Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным…
7. Если они в себе имеют талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...
(Чехов А. П. Собр.соч. в 12 т. т. 11, -- М., 1956, с.83-84).
Теория и практика воспитания постоянно обогащается. Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В делах и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. По отношению к воспитательной традиции не существует суждения типа "плохая" или "хорошая".
Многие ученые и педагоги-практики (Ш.А.Амонашвили, И.П. Иванов, В. А. Караковский, Л. Кольберг, В. О. Кутьев, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Р. Штейнер и др.) пришли к выводу, что воспитание -- особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь, определение воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем (ВС).
К конкретным воспитательным системам относят: гуманистическую воспитательную систему В. А. Караковского (школа №825 г. Москвы); школу диалога культур В. С. Библера; "педагогику общей заботы", цели которой были выдвинуты И. П. Ивановым, Ф. Я Шапиро и их последователями в 50-х годах: важной составляющей "педагогики общей заботы" является коллективная творческая деятельность (КТД); воспитательные системы вальдорфских школ; воспитательную систему сельской школы (система В. А. Сухомлинского, реализованная в Павлышской сельской школе; воспитательная система А. А. Захаренко -- Сахновская сельская школа Черкасской области) и др.[1]
Главной для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и самостоятельно жить в современном для него обществе.
В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни.
Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного понятия.
2. Есть ли, на ваш взгляд, универсальные методы и средства воспитания?
3. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?
4. Почему важно говорить не только о воспитанности, но и о воспитуемости?
[1] Цит. по: Жук А. И., Казимирская И. И, Жук О. Л., Коновальчик Е. А. Основы педагогики. Мн., 2003. С.140-143.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 840;