Определение творчества. Фазы творчества. Поощрение творчества. Стратегии творческого мышления.

Взгляд на общество как педагогическое явление первым выразил И.Кант. Он, поставил вопрос об универсально-общечеловеческой природе творческих способностей личности. По Канту человек - двуединое существо, одновременно принадлежащее и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью. Механизмом творческого развития человека Кант считал его способность к фантазированию, без которого невозможны воспитание и развитие личности.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) считал, что конечной целью поведения человека является достижение успеха, совершенства. свое совершенство "человек творит сам из сырого материала наследственности и опыта". побуждением творчества как бытия человека является его "креативное Я ", функция которого - отыскать такой опыт, который поможет в формировании жизненного стиля личности. Если образец такого опыта найти невозможно, творческое "Я" стремится его создать. А.Адлер предлагал педагогический путь развития творческих способностей. "Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете сделать кому-то приятное".

Интеллектуальная природа творчества и творческой личности психологии изучается Д.Б. Богоявленской. Она считает, что важнейшим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает массу подтверждений (Более подробно с этими примерами можно ознакомится в книге: Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981).

Творчество -- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить. Но творчество -- не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество -- это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

Интересный пример описывает психолог Дайана Холперн в книге "Психология творческого мышления".

"Однажды я провела летнее утро среди "умственно одаренных детей", которые занимались по программе, специально для них разработанной. Этих детей отобрали по результатам тестов, оценивающих интеллектуальный уровень. Каждое утро ученики со 2-го по 10-й классы собирались в небольшой аудитории, чтобы поразмышлять на "тему дня", решить задачу, составить план занятия, да и просто поболтать о том о сем. Задача того дня формулировалась так: "Как можно отнять один от девяти и получить десять?" Маленький мальчик, сидевший со мной рядом, прошептал: "А вы знаете ответ?" Я немного подумала и с гордостью ответила: "Да", радуясь тому, что в состоянии потягаться с этой элитарной группой малышей.

Тем временем поднялся лес рук желающих дать ответ на поставленную задачу. Первой высказалась маленькая рыжеволосая девочка. "Это очень просто, -- сказала она, подойдя к доске. -- Если отнимать отрицательную единицу, результат будет тот же, что и при сложении". И она написала на доске следующее: 9-(-1)=9+1=10

Я была удивлена, Почему я не подумала об этом? Поднялась вторая рука и мальчик-подросток предложил другое решение: "Римскими цифрами девять пишется как IX, поэтому если отнять 1 (единицу), получится Х, римская цифра 10".

Тут встал мальчик и с извиняющейся улыбкой на лице сказал: "Возможно, это покажется вам глупым, но если написать девятку, отсоединить от нее вертикальную черту. которая напоминает единицу, и поставить перед оставшимся О, то получится 10". Не знаю, почему он назвал это глупым ответом -- ведь это был именно мой вариант решения…

Наблюдая за тем, как дети работают, я осознала, каким большим творческим потенциалом они обладают."

Творчество (креативность) -- это трудное для определения слово. Мы говорим "Это творчество", если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой. Творчество -- это множество процессов, которые следует рассматривать в едином контексте.

Но какое определение мы бы не предпочли, мы все нуждаемся в творчестве и занимаемся им в той или иной степени. Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Когда речь идет о творчестве, мы обязательно сталкиваемся с такими понятиями как латеральное и вертикальное мышление. Различия между этими типами мышления иллюстрируются лучше всего старой басней, которая известна на протяжении многих поколений.

Один купец в Лондоне имел несчастье задолжать ростовщику огромную сумму денег. А старый уродливый ростовщик полюбил прекрасную юную дочь купца. И он предложил сделку, сказав, что простит купцу его долг, если тот отдаст ему дочь.

Купец и его дочь пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик решил предоставить их судьбу провидению. Он сказал, что положит в мешок один черный и один белый камень, а девушка должна будет вытащить один из них. Если камень окажется черным, она станет женой ростовщика, а его отцу будет прощен весь его долг; если же белым, то она останется с отцом, а ему долг все равно простится. Если же она откажется вытаскивать камень, ее отец будет брошен в тюрьму, а ей самой придется голодать.

Купец, которому ничего другого не оставалось, неохотно согласился. Все вместе они отправились в сад купца, к дорожке, посыпанной камнями. Ростовщик, нагнувшись, стал выискивать камни нужного цвета. Девушка, от страха став наблюдательней, хотя и разговаривала в это время с отцом, заметила, что ростовщик положил в мешок два черных камня. Затем он предложил девушке вытянуть камень и тем самым решить свою участь и участь отца.

Чтобы вы сделали на месте девушки? Если вы будете обдумывать эту проблему тщательно, прямолинейно и по всем правилам логики – т.е. используя вертикальное мышление, то это вам не поможет. Типичный ответ после вертикального размышления будет: девушке нужно или пожертвовать собой или уличить ростовщика в мошенничестве. А вот другое решение: девушке нужно изобразить неловкость и, вытаскивая камень, уронить его на дорожку. А затем, обратив на злодея невинный взор, предложить определить цвет утерянного камня, посмотрев, какой же остался. Ну, а поскольку остался черный камень, то ростовщику ничего не остается, как либо признать, что девушка вытащила белый камень, либо то, что он мошенник.

Практически все соглашаются, что такое решение можно назвать необычным, но единственно правильным для девушки. Латеральное мышление -- это размышление вокруг проблемы. Латеральное мышление иногда используют как синоним творчества или создания новых идей, в то время как вертикальное мышление есть усовершенствование и развитие уже существующих идей.

Известный литературный персонаж Шерлок Холмс часто пользовался латеральным мышлением. В качестве доказательства можно привести один из его ответов своему верному помощнику Ватсону. Ватсон как-то обмолвился, что собака вряд ли может помочь следствию, так как в ночь убийства она ничего не делала. На что Шерлок Холмс заметил, что именно потому, что собака ничего не делала в ночь убийства, она поможет им в его расследовании, так как святая обязанность собак лаять при виде незнакомцев.

Возникает вопрос: отличаемся ли мы чем-то принципиальным от творческих личностей или у всех у нас есть возможность создать нечто великое? Психологи пришли к выводу, что в таких творческих гигантах, как Эйнштейн, Кюри, Моцарт и др. нет ничего сверхъестественного, и что их творчество можно рассматривать как продолжение обычных, повседневных мыслительных процессов.

Мнение о том, что любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение, завоевывает все большую популярность. Некоторые ученые утверждают, что не существует каких-либо способностей, которые отличают людей творческих от людей не творческих. Исходя из этой точки зрения, можно утверждать, что большинство из нас обладает всем тем, что необходимо для творчества. Все мы можем создавать удивительное, нужно только научиться как это делать.

Творчество (креативность) можно описывать с помощью трех составляющих: чувствительность, синергия, интуиция.

Чувствительность – это использование наших чувств, наших «окон в мир». Высказываются гипотезы, что творчески одаренные личности воспринимают действительность гораздо отчетливее, чем все остальные. На что большинство из нас просто не обращает внимания, творческие личности замечают и запоминают.

Синергия – это соединение на первый взгляд несовместимых вещей в единое целое – полезное и функционирующее. Если соединить две идеи из различных областей знания таким образом, что они успешно начнут работать в новом контексте, значит, продемонстрируете наглядный пример синергии.

Известно, что Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, соединив две известные ранее, но не связанные друг с другом идеи – винного пресса и монетного штампа. Все, наверное, знают, что функция монетного штампа – оставлять отпечаток на таком небольшом предмете, как монета. А функция винного пресса – выжимать сок из винограда – т. е. он, наоборот, оказывает давление на большие площади. Однажды Гутенберг поместил штамп под пресс и обнаружил, что таким образом можно получать отпечатки на бумаге. Эта простая, но оригинальная комбинация трансформировалась в печатный станок и значительно изменила мир, сделав книги широко доступными.

Интуиция ведет к неожиданному, незапланированному открытию. В биографиях известных ученых есть случаи, когда они интуитивно находили нужное решение. Но только одной интуицией объяснять успех неправильно. Хотя интуиция может сыграть важную роль в процессе творчества, но она должна быть подкреплена настойчивостью и трудолюбием.

Художник из Сан-Диего Роберт Перайн решил ввести в композицию картины стекло, обычно используемое только для ее предохранения. Он покрыл свои акварели кусками стекла неправильной формы, чтобы увидеть, как изображение будет преломляться в скошенных гранях стекла и приобретать блестящий и мерцающий вид. Эта простая идея объединила саму картину и ее оформление, тем самым, создав новую форму творчества.

Решение задач и творческое мышление взаимосвязаны. Уже сами определения этих двух процессов демонстрируют их логическую связь. Творческое мышление создает нечто новое и неизведанное, но ведь и при решении задачи ищется выход из непонятной ситуации, в этом случае также ведутся поиски неизвестного результата. Таким образом, можно сказать, что решение задач обладает некоторыми чертами творчества.

Все великие изобретатели были большими мастерами ставить перед собой задачи. В Соединенных Штатах ежегодно проводится Конференция изобретателей, призванная выявлять наиболее талантливые изобретения наших дней.

О способности к творчеству нельзя сказать, что она либо есть, либо ее нет. Больше всего исследований было посвящено взаимосвязи творчества и интеллекта. И действительно интересно, являются ли интеллектуалы наиболее творческими людьми?

В целом, люди с высокими показателями интеллекта более способны к творчеству, но эта взаимосвязь не только прямолинейна. Творческое мышление, как и любую другую деятельность следует рассматривать в социальном контексте, а именно этот факт часто упускается.

Ученые пришли к выводу, что большая часть происходящего в школе или на работе не способствует развитию творчества. Они обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие. Эти люди работают многие часы, движимые любопытством и желанием достичь своей цели. Люди, которые занимаются творчеством. как правило, усердные труженики. Такой вид мотивации называется внутренней мотивацией, так как она исходит от самого индивидуума. И напротив, мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний хорошей оценки или денег. Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, надо повысить его внутреннюю мотивацию.

В большинстве учебных заведений и практически на всех рабочих местах работает только внешняя мотивация -- школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя стать способным ученым, великим писателем или талантливым художником, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области. Короче говоря, если вы хотите повысить свой творческий потенциал, вам не обойтись без специальных знаний.

М. Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества". Таким образом, суть творчества -- это труд, рожденный внутренним мотивом. Если обобщить, то мы можем сказать, что внутренние мотивы -- это удовольствие от самого творческого процесса стремление к самовыражению, а внешние -- это стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. И опять же М. Горький отчетливо обозначил мотивы: "На вопрос: почему я стал писать? -- отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что было у меня так много впечатлений, что не писать я не мог".

Факторы внешней среды так же очень важны. Хорошее образование дает основу новых идей. Надо культивировать в себе любовь к учебе, выбирать для изучения те предметы, которые позволят приобрести новые знания. Творчество является результатом тяжелой умственной работы.

Творчеству способствуют некоторые личностные качества. Творческая личность не должна быть подвержена конформизму и не должна в штыки встречать перемены.

Пытаясь сделать что-либо необычным путем, мы иногда терпим неудачи. Большинство великих открытий современности делалось после ряда неудач. Надо учиться тому, что неудачи -- это важная и неотъемлемая часть жизни и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач.

Проводились исследования биографий писателей, художников, музыкантов и математиков с целью выявить некоторые общие личностные характеристики. В результате было установлено, что в основном люди с высоким творческим потенциалом -- это люди, которых трудно назвать тактичными. В них отсутствует конформизм, они не очень-то заботятся о том, чтобы "произвести хорошее впечатление".

Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема -- условия развития творческих возможностей.

Воспитание творческих способностей в школе и вузе должно базироваться, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет школьникам и студентам искренне и не конформно выражать свои мысли и чувства, ведь существенной преградой творчеству выступает страх отклониться от принятых норм, чтобы не показаться "аномальными".

Одним из творческих путей решения задач, приобщению к творческой деятельности, является мозговой штурм. Хотя мозговой штурм может применяться индивидуально, он чаще всего используется как групповая деятельность. Смысл этого метода состоит в составлении списка идей, которые потом последовательно исследуются. В ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым.

Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли. Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участником мозгового штурма -- 5-12 человек. Руководитель группы должен воздерживаться от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на творческую инициативу участников. Руководитель должен обеспечивать атмосферу ненапряженности и свободы. Главное в мозговом штурме -- генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Среди родителей устроили мозговой штурм на тему, как заставить детей меньше смотреть телевизор и больше читать. Список идей составлял более 50. Посмотрите на некоторые из этих идей, и нам кажется, что сочетание некоторых является достаточно эффективным.

--Заткнуть розетку, в которую включается телевизор.

--Сломать телевизор.

--Повысить интерес к книгам.

--Установить в телевизор плохую электронную трубку.

--Переориентировать антенну, чтобы ухудшить прием программ.

--Подобрать книгу, которую рекламировали по телевизору.

--Читать самим и подавать пример.

--Купить детям переносной радиоприемник.

--Поощрять походы в библиотеку.

--Заставить детей писать отчеты о прочитанных книгах.

--Давать деньги на кино.

--Проводить больше времени с детьми на природе.

--После просмотра телефильма (например, о Робинзоне Крузо) дать детям прочесть эту книгу.

--Читать детям вслух, пока они еще маленькие.

--Читать им интересные книги.

--Сделать чтение таким же удобным, как и просмотр телепрограмм.

--Выбирать книги, подходящие по возрасту.

--Заинтересовать детей ежедневными газетами -- хотя бы комиксами.

--Давать детям вознаграждение за каждую прочитанную книгу и т. д.

Было бы наивно полагать, что после воспроизведения любого метода к человеку автоматически станут приходить творческие мысли. Это всего лишь приблизительное руководство к тяжелой работе и некоторым придется работать больше, чем другим.

Многие спросят: "С чего начинать?" Начните с рассмотрения задачи и того, что в первую очередь необходимо. У кого-то идеи появятся немедленно; у кого-то этот процесс будет напоминать удаление зуба.

Применяя схему развития основных навыков мышления к творческому рассмотрению решений, задайтесь следующими вопросами.

1. Какова цель? творческий процесс определяется тем, что нужно получить в результате. Целью творческого мышления является создание нового.

2. Что известно? Невозможно творить в вакууме. Чтобы творить, нужно обладать знаниями и навыками. Особенно важно получить как можно больше информации, касающейся поставленной задачи. Начинайте творчество с перечисления "исходных данных".

3. Какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели? Существует множество способов, помогающих развитию творческого мышления. Ваш выбор, несомненно, будет зависеть от сути задачи.

4. Достигнута ли поставленная цель? Так как творческий процесс оценивается по результату, выбранное решение следует исследовать на предмет его оригинальности и уместности. Такая оценка является частью творческого процесса. Если одно из этих условий не удовлетворяется, придется начать все с начала -- и так до тех пор, пока не будет достигнут нужный творческий результат.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое творчество?

2. Какие личностные качества являются сопутствующими творческому процессу?

3. Каковы мотивы творчества?

4. Почему творить может каждый человек?

5. Почему творчество невозможно без участия подсознательных процессов?

6. Что такое "мозговой штурм"? Дайте характеристику этому понятию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы, средства и приемы воспитания. Мера воспитанности. | Самосовершенствование личности. Акмеологические основы самосовершенствования.

Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 311;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.028 сек.