Пайка филигранных изделий.


Изделия, набранные на столярном клее, перед пайкой требуют обязательной обвязки тонкой желез­ной проволокой — биндрой, так как при пайке столярный клей от нагревания вспучивается, кипит и загорается. В этот момент отдель­ные мелкие детали оказываются ничем не скрепленными между со­бой и могут рассыпаться. При обвязке фоновой филиграни биндру укладывают так, чтобы каждая деталь хотя бы один раз попала под ее виток и была бы прижата к фону.

При пайке ажурной филиграни, набранной на бумагу, ее привя­зывают к пластине из мягкой листовой стали толщиной 0,5—0,8 мм. (или кровельного железа) несколько большего размера и предвари­тельно натертой мелом, чтобы филигрань не припаялась к пластине.

При наборе на нитролак и другие современные клеи обвязку обычно не применяют, так как, например, клей БФ удерживает де­тали до момента пайки и, сгорая почти мгновенно, не дает изделию рассыпаться. Однако сложные объемные изделия, набранные и на современных клеях, необходимо связывать.

В качестве припоев для пайки филиграни применяют специаль­ные припои.

 

Припой употребляют в виде опилок. Для этого слиток припоя посредством личного напильника превращают в опилки, затем маг­нитом из измельченного припоя удаляют кусочки железа, которые попадают туда от напильника. Очистку припоя магнитом надо про­изводить обязательно, так как кусочки железа от напильника вместе с припоем, попадая на скань, заплавляются в ней и остаются неза­метными до отбеливания готового изделия в слабом растворе сер­ной кислоты. Здесь железо, реагируя с кислотой, образует красно-бурый нацвет на скани, трудно удаляемый и затрудняющий даль­нейшую отделку изделия.

В качестве флюса при пайке применяют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в отношении 1:1 по объему. Подготовленное к пайке изделие смачивают водой (луч­ше слабым раствором буры) и на мокрую поверхность не очень густо посыпают заготовленную смесь припоя с бурой.

Если припоя взято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет недостаточно прочным. Избыток припоя не жела­телен, так как он заливает фактуру шнуров и скани, мелкие детали рисунка и портит внешний вид изделия. Пайку филиграни лучше всего производить широким, мягким, коптящим, восстановительным пламенем керосина. Температура сгорания копоти почти совпадает с температурой плавления припоя (800—850°). Пайка обычно происходит быстро и очень чисто. Применение бензинового пламени дает хорошие результаты, однако, если пламя узкое (режущее) изделие может сгореть.

В настоящее время дутье осуществляется от компрессора или при индивидуальном пользовании — от мехов с ножным приводом. Применять ювелирные припои, содержащие цинк, для пайки фи­лиграни нельзя, так как при повторных пайках цинк растворяет тон­кие детали узора, а на более толстых проволоках остаются глубо­кие раковины, которые трудно исправить. Испорченные детали при­ходится вырезать, а на их место набирать и впаивать новые. Кроме того, ювелирные припои, содержащие цинк, требуют тщательной предварительной очистки поверхности изделий, подлежащих пайке.

В сканном деле такая подготовка невозможна, так как при на­боре скани применяют различные клеи, которыми удерживаются между собой мелкие проволочные детали сканных изделий, посту­пающих в пайку. В процессе пайки сгорают клей и бумага, на кото­рой осуществлен набор ажурной скани; в результате образуется зола, которая неизбежно попадает в швы, подлежащие пайке, и загрязняет их. Сканные припои «не боятся грязи» и хорошо «бегут» и «играют» при наличии достаточного количества флюса — буры.

После пайки изделие проверяют и, если окажутся непропаянные участки (по причине недостаточно плотного набора), их исправляют и пропаивают еще раз. После этого изделие отбеливают в горячем пятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание проводят очень тщательно, до полного удаления мало заметных стекловид­ных следов флюса (буры). Бура сильно мешает последующей галь­ванической отделке изделий (серебрению и золочению), так как зо­лото и серебро не осаждаются на те места, где остаются пленки бу­ры, и они ясно выступают своим розоватым цветом на золотом или серебряном фоне предмета.

Филигранные изделия могут быть репродуцированы посредст­вом литья и гальванопластики. По­пытки повторять филигрань при помощи штампов также дали более или менее удовлетворительные результаты. Однако все эти приемы позволяют повторить только фоновую, глухую напайную филигрань. Попытки воспроизвести ажурную филигрань посредством спе­циально изготовленного штампа, хотя и дали некоторый результат, но получается рисунок, очень далекий от оригинала; кроме того, экономически это нерентабельно ввиду высокой стоимости и не­прочности таких просечных многопуансонных штампов. Иногда су­ченую скань заменяют нарезной проволокой или ее слегка насекают на готовом изделии.

На рис. изображена сканная серебряная подвеска, при изго­товлении которой применен этот способ. Толстая вальцованная про­волока, использованная для контура и основных линий орнамента, первоначально была гладкой, а после пайки изделия на ней сделаны насечки. Мелкий рисунок выполнен из сученой скани.

В последнее время широко распространилась скань из мельхио­ровой проволоки. Однако для учебных целей работа с этим мате­риалом нецелесообразна, так как проволока из красной меди во многом превосходит мельхиоровую и по пластичности (легче на­бирается скань), и она значительно проще в пайке.

 



Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 552;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.