Механизм генерации излучения в полупроводниках
Физической основой полупроводниковых излучателей является люминесценция. Под люминесценцией понимают электромагнитное нетепловое излучение, обладающее длительностью, значительно превышающей период световых колебаний. Таким образом, в определении подчеркивается тот факт, что в отличие от свечения накаленных тел для люминесценции не требуется нагревания тела, хотя, конечно, подведение энергии в том или ином виде необходимо. Кроме того, в отличие от рассеяния света люминесценция продолжается некоторое время после отключения возбуждающей энергии. Иначе говоря, поглощенная люминесцирующим проводником энергия на некоторое время задерживается в нем, а затем частично превращается в оптическое излучение, частично – в теплоту.
В зависимости от вида энергии, возбуждающей люминесценцию, различают фото-, электро- и другие виды люминесценции [23]. Люминесцировать могут твердые, жидкие и газообразные тела. В оптоэлектронных полупроводниковых приборах используется люминесценция кристаллических примесных полупроводников с широкой запрещенной зоной.
Люминесценция включает в себя два основных этапа. На первом из них под воздействием возбуждающей энергии происходит генерация носителей заряда. Этот этап определяет тип люминесценции. На втором этапе генерированные носители заряда рекомбинируют на центрах рекомбинации. Выделяющаяся при рекомбинации энергия превращается либо в оптическое излучение, либо в теплоту.
Как ясно из самого названия, инжекционная электролюминесценция, т.е. генерация оптического излучения в p-n – переходе, объединяет два процесса: инжекцию носителей и собственно электролюминесценцию. С помощью инжекции обеспечивается создание неравновесных носителей заряда (в соответствии с рис. 2.10).
Рис. 2.10. Электролюминесценция p-n – перехода
При наличии контакта однородных полупроводников с разными типами электропроводности уровень Ферми EF в равновесном состоянии должен быть единым. Это приводит к искривлению зон и образованию потенциального барьера (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Движение носителей заряда в p-n переходе
Основная масса дырок из p-слоя, где их много, диффундирует слева направо в область перехода, но не может преодолеть потенциальный барьер и, проникнув в переход на некоторую глубину, снова возвращается в p-слой. Дырки n-слоя, как «пузырьки», легко «всплывают» по дну валентной зоны независимо от энергии в p-слой и образуют дрейфовый поток справа налево.
Этот поток уравновешивается встречным диффузионным потоком дырок p-слоя, имеющих большую энергию и способных преодолеть потенциальный барьер. Аналогичная картина в движении электронов: электроны p-слоя свободно скатываются в n-слой – это дрейфовый ток. Этот электронный поток уравновешивается потоком электронов n-слоя, обладающих большой энергией. При приложении прямого напряжения потенциальный барьер понижается и появляются диффузионные токи как дырок, так и электронов, т.е. увеличивается инжекция неосновных носителей: дырок в n-область, электронов в p-область.
Обычно излучающей является область только по одну сторону p-n - перехода (p-область на рис. 2.12). Очевидно, желательно, чтобы количество инжектированных носителей было максимально именно в излучающей (активной) p-области. С этой целью в n-область вводят больше донорной примеси, чем акцепторной в p-область. Таким образом, в излучающей структуре инжекция практически односторонняя – из n-эмиттера в p-базу, и излучает базовая область.
Материалы излучающих структур, как уже отмечалось, должны иметь широкую запрещенную зону. В таких структурах оказывается значительным и даже преобладающим рекомбинационный ток Iрек, вызванный процессами рекомбинации в области объемного разряда p-n – перехода (в соответствии с рис. 2.12).
Рис. 2.12. Рекомбинация носителей в p-n - переходе
Чем больше ширина запрещенной зоны, тем больше потенциальный барьер и тем значительнее рекомбинация электронов в p-n - переходе. Эта рекомбинация происходит обычно на глубоких центрах люминесценции и заканчивается генерацией тепловой энергии (генерация на центрах рекомбинации 2 – рис. 2.13). Таким образом, для оптического излучения эти электроны «пропадают», а рекомбинационный ток Iрек, ими создаваемый, снижает эффективность инжекции «излучающих» электронов.
Рис. 2.13. Составляющие тока инжекционной электролюминесценции
Полезной компонентой тока, обеспечивающей излучательную рекомбинацию в р-базе, является электронный ток In, инжектируемый эмиттером. Эффективность инжекции определяется тем, насколько ток In отличается от полного тока I и характеризуется коэффициентом g
g = In/I = In/(In + Ip + Iрек + Iтун + Iпов), (2.68)
где IP – дырочная составляющая тока, обусловленная инжекцией дырок в n-эмиттер (доля Ip тем меньше, чем сильнее легирован n-эмиттер по сравнению с р-базой);
Iрек – ток безызлучательной рекомбинации в области р-n- перехода;
Iтун – туннельный ток, обусловленный «просачиванием» носителей сквозь потенциальный барьер (Iтун тем больше, чем уже р-n – переход, чем сильнее легирована база и чем больше прямое напряжение);
Iпов – ток утечки по поверхности р-n – перехода.
Инжектированные в p-базу электроны рекомбинируют там вблизи p-n – перехода, при этом наряду с рекомбинацией, которая обеспечивает генерацию оптического излучения существуют механизмы безызлучательной рекомбинации, не дающие излучения. К важнейшим из них относятся:
· рекомбинация на глубоких центрах люминесценции: электрон может переходить в валентную зону не непосредственно, а через те или иные центры рекомбинации, образующие энергетические уровни в запрещенной зоне. В этом случае энергия рекомбинации частично выделяется в виде длинноволновых фотонов, частично переходит в тепловые колебания решетки. В качестве таких центров выступают примеси и структурные дефекты. Особенно вредны примеси, образующие уровни вблизи середины запрещенной зоны (глубокие центры). К числу таких примесей относятся медь, никель, кобальт, хром, золото и некоторые другие;
· ударная или Оже-рекомбинация. При очень высоких концентрациях свободных носителей заряда в полупроводнике увеличивается вероятность столкновения трех тел (например, двух электронов и дырки). Энергия рекомбинирующей электронно-дырочной пары при этом отдается третьему свободному носителю в форме кинетической энергии. Эта кинетическая энергия постепенно теряется при соударении с решеткой.
Практически к безызлучательным актам рекомбинации следует отнести и такие, при которых генерируют фотоны с энергией, много меньшей ширины запрещенной зоны ЕG. Получающееся при этом «длинноволновое» излучение выходит из рабочего спектрального диапазона излучателя и теряется при передаче оптического сигнала.
Количественно эффективность рекомбинации при люминесценции характеризуют внутренним квантовым выходом hЭ, который определяют отношением числа актов излучательной рекомбинации к полному числу актов (излучательной и безызлучательной) рекомбинации. Иногда внутренний квантовый выход определяют отношением генерированных фотонов к числу инжектированных в активную область за то же время неосновных носителей заряда (в нашем примере – электронов в p-базу).
Таким образом, эффективность инжекционной электролюминесценции определяется произведением ghэ. Предельный hэ определяется условиями изготовления р-n – перехода и электрическим режимом работы. Прежде всего, hэ зависит от плотности прямого тока I (в соответствии с рис. 2.14).
Рис. 2.14. Зависимость внутреннего квантового выхода от плотности прямого тока
При малых плотностях тока большое влияние оказывает рекомбинация в области объемного заряда, вследствие которой hэ сначала резко нарастает с увеличением I до тех пор, пока диффузионная компонента не становится преобладающей в токе диода. Дальнейшее увеличение I приводит к постепенному насыщению центров люминесценции и уменьшению hэ.
Влияние температуры сводится к изменению коэффициента инжекции и внутреннего квантового выхода. Коэффициент инжекции несколько увеличивается при более высоких температурах; эффективность излучения обычно снижается, и внутренний квантовый выход уменьшается.
Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 1963;