Добровольный отказ от преступления


У лица, начавшего совершать умышленное преступление, но не доведшего его доконца, на этапах приготовления и покушения сохраняется своеобразный «золотой мост отступления» - возможность добровольно отказаться от завершения преступления и тем самым избежать уголовной ответственности.

Такая возможность предоставляется ч.1 ст.31 УК РФ, согласно которой «добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия) лица, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца».

Добровольность отказа предполагает самостоятельное, а не вынужденное обстоятельствами, принятие лицом решения о полном и окончательном отказе от завершения преступления при наличии фактической возможности его полного осуществления. Добровольным отказ признается тогда, когда совершается лицом самостоя­тельно, по своей доброй воле при осознании возможности доведения преступле­ния до конца. Окончательность отказа выражается в том, что лицо полностью отказывается от завершения начатого преступления, и это решение носит окончательный ха­рактер. Поэтому, не признается добровольным отказом от преступления отказ от повторного покушения, перенос продолжения преступной деятельности на дру­гие сроки, приостановление с возобновлением посягательства с другими оруди­ями и средствами преступления при неудачной первой попытке.

Мотивы, кото­рыми руководствовалось лицо, принимая решение о добровольном отказе от завершения умышленного преступления, могут быть самыми разными и не име­ют значения для освобождения его от уголовной ответственности. Они могут быть самыми низменными.

Добровольный отказ от пре­ступления возможен до момента окончания начатого преступления. На этапе приготовления к преступлению лицу для добровольного отказа от преступления достаточно прекратить приготовительные действия - воздержаться от изготовле­ния оружия или самодельного взрывного устройства, прекратить приискание со­общников.

Совершение каких-либо активных действий, например уничтожение приобретенных или приспособленных орудий и средств преступления, не явля­ется обязательным, но служит веским доказательством добровольности и окончательного отказа от завершения преступной деятельности.

Добровольный отказ всегда возможен на этапе неоконченного покушения. В этом случае, как и при приготовлении к преступлению, он может выражаться в активной или пассивной форме. В любом случае лицо, добровольно отказавше­еся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав пре­ступления.

Имеется специфика добровольного отказа при оконченном покушении.

Он возможен только в том случае, если виновный сохраняет контроль над дальней­шим развитием событий и может повлиять на предотвращение вредных послед­ствий. Например, лицо, установившее взрывное устройство под днищем автомо­биля, может до прибытия жертвы и включения им вместе с запуском двигателя электродетонатора «мины» обезвредить устройство, сняв его с автомобиля.

Закон в ч.4 ст.31 УК РФ устанавливает специфические требования к добровольному отказу от преступления организатора преступления (п.3 ст.33 УК РФ) и подстрекателя к преступлению (п.4 ст.33 УК РФ). Эти виды соучастников преступления не могут просто отказаться от заверше­ния преступной деятельности, а обязаны под угрозой непризнания добровольно­го отказа своевременным сообщением органам власти или иными предприняты­ми мерами предотвратить доведение исполнителем или исполнителями преступления до конца.

Пособник (п.5 ст.33 УК РФ) в случае его добровольного отказа от преступ­ления для освобождения по этим основаниям от уголовной ответственности обязан не только сам прекратить свою преступную деятельность, но и предпринять все зависящие от него меры для предотвращения совершения преступления другими соучастниками. Если же действия организатора, подстрекателя, пособника не привели к предотвращению завершения преступления исполнителем, то предпринятые ими меры могут учитываться судом при назначении наказания в качестве смягчающих вину обстоятельств (п.5 ст.31 УК РФ).

Добровольный отказ от преступления отличается от объективных сторон составов приготовления к преступлению и покушения на преступление лишь добровольным характером прекращения умышленной преступной деятельности при осознании возможности ее завершения. Это обстоятельство оказывает на наличие общественной опасности действий, прекращаемых добровольно на ранних этапах развития умышленной преступной деятельности. Хотя действия лиц, добровольно отказавшихся от завершения преступлений, общественно опасны, в целях общей и частной превенции такие лица освобождаются от уголовной ответственности.

Нет оснований для освобождения лица от уголовной ответственности по ос­нованиям, предусмотренным ст.31 УК РФ, если оно при совершении преступ­ления столкнулось с такими трудностями, преодолеть которые не сумело, и в си­лу этого прекратило дальнейшее совершение преступления. Лицо не подлежит уголовной ответственности по основаниям добровольного отказа от преступле­ния только в том случае, если оно добровольно и окончательно отказалось от до­ведения этого преступления до конца.

От добровольного отказа от преступления следует отличать деятельное раскаяние, то есть активное поведение виновного после совершения оконченного преступления - устранение или снижение размера вреда, причиненного преступлением, оказание содействия правоохранительным органам в раскрытии преступления, изобличение других соучастников, розыск имущества, добытого преступным путем, явка с повинной, оказание медицинской или иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления.

В соответствии со п. «и», «к» ч.1 ст.61 УК РФ указанные и иные формы деятельного раскаяния являются обстоятельствами, смягчающими вину, и учитываются судом при назначении наказания. В случаях совершения лицом впервые преступления небольшой тяжести оно мо­жет быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раская­нием (ст.75 УК РФ).

Кроме того, уголовное законодательство предусматривает освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии и за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в случаях, специально предусмотренных законом (примечания к ст.205,206, 208, 222, 223, 228, 275 УК РФ).

Глава 6 УК РФ «Неоконченное преступление» позволяет сформулировать основание уголовной ответственности наряду с оконченными преступлениями за преступную неоконченную деятельность лица, прерванную по обстоятельствам, не зависящим от его воли. Основанием уголовной ответственности за эти дейст­вия является наличие в деянии лица состава неоконченного преступления, то есть состава приготовления к конкретному преступлению или состава покуше­ния на конкретное преступление. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии со­держатся все признаки состава преступления. Неоконченным преступлением признаются приготовление к преступлению и покушение на преступление. Уголовная ответственность за неоконченное преступление наступает по ста­тье УК РФ, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на ст.30 УК РФ (ст.29 УК РФ). По УК РФ (ч.2 ст.30 УК РФ) уголовная ответствен­ность устанавливается только за приготовление к тяжкому (п.4 ст.15 УК РФ) и особо тяжкому преступлению (п.5 ст.15 УК РФ).



Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 460;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.