Воспитание и образование
Вслед за моралью аналогичный путь проделала и такая сфера буржуазной культуры, как воспитание и образование. Первый ее этап связан в основном с ценностями протестантской морали, о которых подробно говорилось выше. Наиболее ценным в этом случае считалось такое образование, которое давало бы знание точных наук, техники, экономики; гуманитарное образование в этом случае рассматривалось как некое престижное украшение или, как его характеризовал Т. Веблен, выражение «денежной культуры», ипостась «праздного потребления»[325].
Философское обоснование такого рода воспитания и образования было дано, в частности, одним из лидеров философии прагматизма Дж. Дьюи. Так, он считал, что человек не должен ориентироваться на идеал; главная цель воспитания — обеспечить рост человека в практической сфере, вторая важная задача — развить способности человека к управлению своими действиями.
В 60-е годы ХХ века во многих странах Запада и особенно в США большое признание получила модель воспитания доктора Б. Спока. Она была явно конфронтационна по отношению к жестко прагматистской модели, утверждала самоценность личности воспитуемого, но при этом, пожалуй, имела некий детоцентристский акцент, настраивала воспитателя на излишнюю беззаботность относительно воспитания таких свойств, как твердость характера, умение отстаивать свои принципы, наконец, просто способность достаточно уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, связанных с практической деятельностью. Во всяком случае, когда поколения, воспитанные по Споку, вошли в жизнь, в его адрес послышались упреки, не всегда, впрочем, справедливые.
В настоящее время все большее распространение получает так называемая концепция «нового гуманизма». В отличие от сугубо прагматистских моделей модель воспитания в соответствии с принципами «нового гуманизма» предусматривает ориентацию на ценности, но в то же время имеет в виду некоторые серьезные ограничители самовыражения формирующейся личности, главным образом, по линии учета чувств и интересов других людей. Так, цель нравственного воспитания, согласно «новым гуманистам», заключается в развитии способностей к моральным рассуждениям, к осознанию своих чувств и интересов и чувств других.
А совокупность основных задач воспитания выглядит следующим образом: 1) приобретение знаний о моральных рассуждениях; 2) усвоение социальных навыков и ролей; 3) получение самых общих знаний; 4) развитие склонностей личности. Характерно при этом, что образование в концепции «новых гуманистов» является одной из задач воспитания.
Говоря об образовании как таковом, нельзя не отметить, что во всех развитых странах оно претерпело серьезнейшие изменения, важнейшее направление которых гуманизация и гуманитаризация.
Гуманитаризация образования имеет не только общекультурное значение, но и является одним из важнейших средств решения собственно образовательных задач. Главной среди них нельзя не признать формирование нового мышления, планетарного по масштабам. Только на его базе возможно решение глобальных задач современности, выход на которые имеет практически каждый специалист, в сколь бы узкой области он ни работал.
Метаморфозы характера образовательных задач связаны не только с усложнением деятельности современного человека, и специалиста в частности, но и с изменением самих средств обучения. Так, компьютерная техника делает возможным создание в недалеком будущем единого планетарного банка знаний, что отменяет необходимость запоминания огромного количества всякого рода сведений.
Итак, в области воспитания и образования наступило время синтезов. Речь идет в первую очередь о синтезе воспитания и образования, на какое-то время разъединенных между собой, и о синтезе гуманитарных и естественных наук.
Общение
Судьбу всей буржуазной культуры разделяет и такая сфера духовной культуры, как непосредственное межличностное духовное общение. С точки зрения вездесущего принципа пользы общение как специальная деятельность представляется бессмысленным расточительством: время — деньги. Буржуа позволяет себе эту роскошь лишь в том случае, если результатом общения может быть выгодная сделка, выведывание планов конкурентов, реклама своей продукции, повышение своего престижа, а следовательно, своих акций. Межличностное общение оказывается замкнутым в кругу семьи, но и там, под давлением сухого рационализма, узкого прагматизма, доля его в духовной жизни человека сокращается подобно шагреневой коже.
Таким образом, особенностью прагматического типа общения является то, что оно не может иметь самоценного характера: цели взаимодействующих индивидов лежат вне процесса общения (повышение статуса, получение выгодной должности, прибыль от экономической сделки), и потому результат может быть довольно точно выявлен и вычислен.
В результате одним из самых тревожных мотивов в культуре ХХ в. стали сетования на некоммуникабельность, беспредельное одиночество человека, разрыв элементарных связей между людьми. В последнее время наблюдается обнадеживающая тенденция к развитию различных форм общения между людьми. Это связано с осознанием того, что в условиях разобщенности нельзя решить тех грандиозных, жизненно важных задач, которые стоят перед современным человечеством. Наиболее впечатляющие процессы, идущие в этой области, связаны с так называемой народной дипломатией, под которой подразумеваются в первую очередь различные формы общения между людьми разных стран, национальностей, рас, народов. Однако для того чтобы стать способным общаться на таком планетарном уровне, человек должен уметь общаться в рамках семьи, компании друзей, соседей, сослуживцев и т. д. Поэтому развитие межличностного духовного общения как самостоятельной сферы культуры является одной из важнейших культурных задач современности.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 279;