В.В. ГАВРИЛЮК, Н.А. ТРИКОЗ ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Конец двадцатого столетия стал в России
· трансформациия базовых социальных институтов
· новая социальная дифференциация,
· заметной эволюции российской ментальности (в об- щественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина")
=>особый не традиционный ценностный конфликт молодого и взрослого поколений (В.Т. Лисовский): "В России он касался философских, мировоззрен- ческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует... В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития" [1, с. 20].
Только во второй половине двадцатого века возрождается исследование социальных групп через поколенный поход. Понятие "поколение", как и "молодежь", имеет несколько отличных по значению и подходам определений.
1. В.Т. Лисовский определяет поколение через достаточно разные характеристики [2, с. 18]:
ü демографическое поколение - совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения;
ü антропологическое поколение - совокупность людей, имеющая общих предков (в данном аспекте анализ связан с генеалогией семьи);
ü историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей. Статистически это интервал, составляющий примерно 20-25 лет;
ü хронологическое поколение функционирует в определенный период времени;
ü символическое поколение - общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий.
По мнению автора, эти признаки можно использовать как классификацию поколений.
2. Ю.Р. Вишневский также подчеркивает многомерность подходов к определению термина. Поколение - это: определенная возрастная когорта, имеющая более или менее жесткие возрастные границы; когорта сверстников; не масса случайных сверстников, а "динамический компромисс между массой и индивидом",
т.е. признаки поколения типологические;
ü общность социальных условий формирования и жизненного опыта;
ü общность решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций;
ü общность доминирующих возрастных социально-психологических черт;
ü общность поколенческого сознания, поколенческого духа;
ü хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и действует данное реальное или условное поколение - поколение 1950-х и т.д. [3, с. 40].
3. Итак, поколение как социальная реальность предполагает существование совокупности людей в виде некоторого взаимосвязанного относительного единства.
В основе выделения поколения как определенной социальной общности людей:
1) Демографический признак:возрастная дифференциация людей в обществе
2) Социальные признаки:
2.1. характер социальной деятельности поколения (изучать социальную роль поколения и его место в общест- венном процессе.)
2.2. направленность его социальных действий (насколько поколение стало активной силой общест- венной жизни).
Границы поколений не абсолютны, они подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами. Поколение как определенная совокупность - носитель общих свойств и отношений.
все поколение в целом несет на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие (2, с. 23].
3) другие черты: количественный состав, определенное соотношение полов, дифференциациия по профессиям, национальным состав и др.
В нашем проекте основными стали два понятия:
1. молодое поколение - это особая социальная общность, состоящая из когорты сверстников в возрасте 15-17 лет, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо "наследует" социальный статус семьи, либо характеризуется "будущим" социальным статусом.
2. Родительское поколение - поколение "отцов" относительно выделенной конкретной группы молодежи, с определенными социальными статусами в семейной и профессио- нальной сфере деятельности, имеющее достаточно устойчивую систему ценностей.
Сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения. Социализация нового поколения протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи.
Социально-психологический анализ отношений между поколениями предпринял Кингсли Дэвис. Он исходил из того, что разница между родителями и детьми составляет 20-30 лет, а темп изменений в социальной жизни => с возрастом снижаются способности к адаптации, новое не принимается и не усваивается взрослыми так быстро, как молодежью. Для старших характерно постоянное отставание от ускоряющегося темпа жизни, что приводит к тому, что в зрелом и пожилом возрасте человек возвращается к привычкам, убеждениям своей молодости. Возникает "историческое несоответствие" старшего поколения изменившимся задачам нового времени [4. с. 15
Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности (как отдельного социального слоя, так и общества в целом, в данном исследовании - поколения). Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их "индивидуальных эквивалентов" - ценностных ориентаций.
При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов –
1. преемственности
2. изменчивости.
Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Отказ детей от усвоенных родителями тоталитарных ценностей => критика, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Важные моменты:
1) два уровня отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне - конкретные родители влияют на своих детей. На поколенческом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный.
2) родители не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям.
Сегодня "подростковый период" переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня "отцам" открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни. Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности: - сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации; -расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения; -развитие - такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.
кафедра социологии и социального управления Тюменского государственного университета осуществляла мониторинг Молодежи 90-х годов. Всего в исследованиях 1992, 1996 и 1998 гг. принимало участие около 2600 человек. В 1999 г. опрошено 574 старшеклассника и 510 родителей. В мониторинговых исследованиях в период с 1998 по 2000 гг. участвовало 1550 тюменских школьников.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 440;