Три основных выбора человека
Выбор | Характеристика |
Профессиональный | Выбор профессии или сферы будущей профессиональной деятельности и отвечает для ребенка на вопрос «Кем быть?» |
Социальный | Выбор человеком своего социального окружения и основных принципов отношений с этим окружением и отвечает на вопрос «С кем быть?» |
Экзистенциальный | Предполагает изменения в жизни человека, его многомерном мире и отвечает на вопросы «Каким быть?»и«Как жить?». Основу этих изменений составляет система ценностей и смыслов |
Экзистенциальный выбор является магистральным и оказывает существенное влияние как на профессиональный, так и на социальный выбор. Д. А Леонтьев определяет экзистенциальный выбор как личностный, как внутреннюю деятельность по разрешению ситуации неопределенности посредством предпочтения одной из имеющихся альтернатив и принятия ответственности за ее реализацию[31].
В процессе экзистенциального выбора формируется ценностно-смысловая сфера личности, отмеченная нравственной доминантной и отражающаяся в жизненных смыслах человека. Это предполагает понимание человеком самого себя и доминирующего влияния данного понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности. Причем это понимание для каждого человека базируется на осмыслении своего существования. Экзистенциальный выбор – это выбор между ценностями, который человек не может не делать и вместе с тем не хочет делать[32].
Экзистенциальный выбор имеет два взаимосвязанных компонента: рефлексивный и прогностический. Рефлексивный компонент предполагает осмысление своей жизнедеятельности. Прогностический предполагает определение перспектив своего существования. Педагогическое сопровождение этого выбора и составляет сущность экзистенциального подхода к воспитанию.
Основной идеей этого подхода к воспитанию является формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего смысл жизни и реализующего себя в соответствии с этим выбором.При этом важно отметить, что воспитание должно быть направлено на развитие личности и индивидуальности.
Компоненты экзистенциального подхода к воспитанию:
- педагогическое сопровождение осмысления воспитанником своего существования;
- педагогическое стимулирование самостоятельного выбора цели жизни;
- педагогическая помощь создания проекта своей жизни;
- педагогическая поддержка реализации индивидуальности ребенка в рамках созданного проекта.
Сущность человека как высокоразвитого цивилизованного существа определяется тем, что он ищет и реализует смысл своего существования, поэтому относится к окружающему и происходящему с позиции определения значимости этого для его жизни.
Экзистенциальный подход акцентирует воспитательный процесс на воспитании свободного человека.Благодаря свободе человек не просто приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразовывает ее в соответствии со своим представлением о лучшей жизни.
Свобода человека в цивилизованном обществе предполагает реализацию возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, возможность осуществлять свой жизненный выбор, действовать по своему усмотрению. Свобода всегда относительна. Она регламентирована условиями социального бытия и проявляется в различных формах: внутренняя и внешняя свобода, свобода воли, свобода выбора, интеллектуальная свобода, свобода творчества, нравственная свобода и т. д.
Свободный человек – не тот, кто, вопреки нормам общества, делает, что ему заблагорассудится. Свобода – не произвол и вседозволенность. Человеческие действия ограничиваются принципами отношений в цивилизованном обществе, когда свобода понимается как осознанная необходимость.
Граница свободы человека – это его социальная ответственность, которую можно определить как реализуемую готовность человека к выполнению своих обязанностей перед обществом, основанную на интериоризации и экстериоризации нравственных норм. Чувство долга приобретет свое реальное воплощение в поступке, в деятельности, а это и есть самое главное, что составляет сущность нравственности. Не слово, не просто знание норм поведения, а реальный нравственный поступок, действие.
Свободный человек – это человек, переживающий такие нравственные чувства, как стыд, сопереживание, чувство долга и др. Важной характеристикой свободного человека является социальная компетентность, позволяющая понимать последствия своего поступка, события, участником которого он является. При этом мы должны научить детей, как писал Виктор Франкл, «…различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что – нет»[33].
Свободный человек – это человек, обладающий внутренней свободой, осознающий себя хозяином своей судьбы, действующий в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.
Воспитание свободного человека должно исходить, прежде всего, из его понимания свободы, желания стать таким, каким он себя представляет. Свободного человека отличают гуманное отношение к людям, к самому себе, высокий уровень нравственности и духовность. При этом надо четко представлять себе, что такая цель определяет идеальный образ как ориентир для обозначения персонифицированных целей.
Для воспитания свободной личности большое значение имеют позиция педагога, характер его отношений с детьми. Воспитание свободного человека возможно, если обеспечить
− отказ от жесткой регламентации жизнедеятельности воспитанников, обучение их способам самоорганизации и саморегуляции, необходимым для поэтапного движения к достижению задуманного рациональными способами с проявлением при этом определенной настойчивости;
− направленность педагогов на мир переживаний ребенка, без чего невозможно установление доверительных контактов и глубинного общения;
− признание педагогом автономности внутреннего мира ребенка в практическом утверждении его права на свободное проявление индивидуального «Я»;
− отказ наставников от прямых ответов на актуальные вопросы взрослеющего человека, от решения за него и даже вместе с ним какой-либо проблемы;
− включение воспитанников в различные ситуации, способные стать для них событиями, имеющими личностную значимость и стимулирующими социальный выбор.
Воспитание свободного человека, прежде всего, связано с осознанием им принципов своей жизнедеятельности, базирующихся на приоритетных для него ценностях и смыслах.
Вопросы.
1.В чем главная идея экзистенциального подхода к воспитанию?
2.С какими другими подходами связан экзистенциальный подход? Почему?
3.Возможно ли воспитать свободного человека в современных условиях? Обоснуйте свое мнение.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 512;