Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе предшествующего опыта человека, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализомполученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами могут осуществляться преобразования двух основных типов:
1.Эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи.
2.Этим образам может быть придан совершенно новый смысл.
С абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.
Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные - контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.
Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей.С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизацияи акцентировка.
Схематизация-когда представления сливаются, различия заглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.
Схематизация может возникнуть при различных условиях:
1.Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность.
2.Схематизация может возникать в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. Представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.
3.Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, в результате представления сводятся до определенной схемы.
Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностьюакцентирования является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.
Процесс создания типического образа - сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.
Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном примере.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 4900;