Развитие социально-коммуникативной практики в Средние века
В эпоху раннего средневековья мы встречаем довольно отчетливые элементы психологической войны. Так, в 1095 году папа Урбан II, прилагая огромные усилия для подготовки войны против мусульманского халифата, разослал послание по своей информационной сети - через кардиналов, архиепископов, епископов и священников. В нем участие в этой священной войне провозглашалось служением божьим, заслуживающим отпущения всех грехов. Папа римский предоставлял христианам того времени единственный в их жизни шанс посетить священные места. Он также обещал всем, кто примет участие в крестовом походе, не только отпущение грехов, но и сокровища "врагов веры" с богатого Востока. Урбан II подчеркивал: "Живущие в горе и бедности, там будут в радости и богатстве".
В 1215 г. архиепископом Кентерберийским Стефаном Лангтоном была использована тактика лоббирования в политике. Он организовал влиятельную группу баронов для борьбы с королем за свои права, и тот был вынужден уступить. Великая хартия вольностей стала знаменем свободы, которое вдохновляло на борьбу против угнетателей.
Католическая церковь явилась и родоначальницей пропаганды, как специфической разновидности публичной коммуникации, учредив в 17 веке «Конгрегацию по распространению веры». С тех пор и появилось слово «пропаганда», да и практика пропаганды тоже.
Много столетий назад политики в средневековой Англии также осознавали важность работы с общественным мнением, признавалась необходимость наличия в некоей третьей стороне, которая обеспечивала бы информационную связь и улаживала бы проблемы между правящей верхушкой и народом. Весьма символична в этом контексте должность лорд-канцлера Англии как «хранителя королевской чести».
К числу тех, кто внес вклад в зарождение политических PR и консалтинга специалисты, относят знаменитого политический мыслитель XV Николло Макиавелли. В работах итальянца, напр., широко известном «Государе», много интересных рекомендаций о том, как укрепить личную власть, управлять мнением и поведением подданных, манипулировать массами, используя в т.ч. коммуникативные приемы. В глубинах веков русской истории можно найти опыт народных вече как органов самоуправления в городах и одновременно как формы прямых (без посредников типа СМИ) связей с общественностью, т. е. той частью жителей, которая приходила на площадь. Вече надо было убедить в правильности какого-либо решения, чтобы оно было принято большинством. Это, по существу, коллективная форма связей активных деятелей с народом через собрания, митинги, сессии и т. п. Подобные формы прямой демократии можно найти в любом обществе на всех стадиях развития. Есть и такая форма представительной демократии, когда связь с народом осуществляется выбранными или назначенными посредниками.
Особая эпоха в предыстории PR начинается с 1438 года, года Иоганн Гуттенберг создал печатный станок и основал первую типографию. Это была революция, которая оказала глубочайшее влияние на все стороны человеческого общества. Началась история становления печатной индустрии и средств массовой информации. Печатный станок вооружил не только культуру, но и все другие социальные институты и процессы общества, он обеспечил беспрецедентное расширение масштабов и увеличение скорости социальных коммуникаций, что имело колоссальные последствия в экономике, политике и духовно-идеологической жизни. Кстати, сказать стремительное развитие протестантизма, Реформация и кровавые религиозные в Западной Европе – частично «на совести» печатного станка.
Следующая крупнейшая эпоха в предыстории PR связана уже с историей американских колонистов за независимость, с историей становления США как государства. Правда, довольно много интересного и поучительного в развитии социальных коммуникаций, публичных коммуникаций, коммуникативных средств и методов можно почерпнуть и в истории других стран Востока и Запада.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 340;