И ОСНОВНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ИЗДЕТЕЛЕЙ


 

 

К началу ХVIII века во Франции сложилась авторитарная концепция печати, для которой были характерны первичность интересов власти, предварительная цензура и вертикальная структура прессы. Французский монарх видел в прессе, прежде всего, рупор власти, через который до сведения его подданных должны были доводиться официальные директивы. Действовавшее в стране законодательство о печати, состоявшее из множества регламентов, эдиктов и других распоряжений, изданных в разное время и порой противоречащих друг другу, морально устарело и тормозило дальнейшее развитие французской прессы.

Кодификация данного законодательного материала была проведена в годы правления короля Людовика XV (1715-1774), и


28 февраля 1723 года во Франции был принят первый цензурный

кодекс, а именно - «Регламент», сохранивший не только предварительную цензуру, но и «драконовский» характер цензурных ограничений. Более того, одна из королевских деклараций (1757) вводила смертную казнь за написание и выпуск периодических изданий, содержаших нападки на католическую церковь или «клонящихся к возбуждению умов, оскорблению королевской власти и колебанию порядка и спокойствия государства». Таким образом, до начала Великой Французской революции (1789), в стране практически не могла существовать независимая политическая пресса.

В первой половине XVIII столетия во Франции издавались преимущественно литературно-просветительские журналы.

Издатель Пьер де Мариво, выпускавший журналы «Le Spectateur francais» («Французский зритель», 1722-1723), «L'indigent philosophe» («Неимущий философ», 1728) и «Le Cabinet du philosophe» («Кабинет философа», 1734), хорошо знал современную ему английскую журналистику и широко использовал идеи Аддисона и Стила. Вместе с тем, Мариво не был слепым подражателем. Для его журналов, которые пользовались успехом не только во Франции, но и в Англии, был характерен изысканно- метафоричный язык, наполненный неологизмами и получивший название «мариводаж».

Автор знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» Антуан Франсуа Прево (аббат Прево), вынужденный с 1728 по 1734 годы скрываться за границей и жить то в Англии, то в Голландии, основал в Лондоне еженедельный журнал «Le Pour et le Contre» («За и против», 1733-1740). Журнал Прево распространялся в Париже и стал заметным явлением в журналистском мире Франции.

Журнал «За и против» отличали объективность,

достоверность, и высокое качество критических выступлений. Даже великий Вольтер отдавал явное предпочтение этому изданию и настаивал на том, чтобы все рецензии на его произведения

печатались исключительно в «Le Pour et le Contre» аббата Прево.

Развитие газетной периодики официальные власти Франции осознанно сдерживали при помощи жесткой цензурной политики. Ни одна французская газета не могла быть напечатана без разрешения полиции и цензора, поэтому газетная периодика была


представлена мелкими листками, незначительными и бесцветными.

В Бордо выходил такой «Petites Atiiches de la Gironde» (1758), в Руане -«Journal de Rouen» (1762), в Сене - «L'Union d'Jonne» (1771), в Анжере - «Journal de Maine-et-Loire» (1773) и другие.

Первая крупная ежедневная французская газета «Журналь де Пари» («Парижская газета») появилась только в 1777 году. К этому времени в Париже выходило около 30 газет, однако ни одна из них не могла претендовать на роль крупного органа печати.

В первые годы Великой Французской революции (1789-1791) пресса получила максимально возможную свободу. 24 августа 1789 года Национальное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, одиннадцатая статья которой гласила «Свободное выражение мысли и мнений является одним из наиболее ценных прав человека».

В революционной Франции начался стремительный количественный и качественный рост печатной периодики. Только в 1789 году возникло 250 новых периодических изданий разной

политической направленности. Газеты превратились в

неотъемлемый атрибут всех крупных политических партий, более того, пресса стала восприниматься как инструмент борьбы за власть.

Почти все видные деятели Французской революции (Мирабо, Марат, Робеспьер, Демулен и некоторые другие), добровольно возложили на себя обязанности редакторов газет. «Сегодня журналисты, - писал в своем еженедельнике «Les Revolutions de la France et de Brabant» Камиль Демулен, - общественная власть. Они разоблачают, декретируют, управляют удивительнейшим образом, оправдывая или осуждая. Каждый день они поднимаются на трибуну ... они среди тех, чей голос слышат 83 департамента. За два су можно услышать этого оратора. Газеты каждое утро сыпятся как манна небесная и ... подобно солнцу, ежедневно выходят освещать горизонт».

Символом революционной прессы стала газета Жан-Пьера Бриссо «Patriot Français» («Патриот Франции», 1789-1793). Жан- Поль Марат издавал «I'Аmi du peuple» («Друг народа», 1789-1793). Элизе Лустало выпускал газету «Revolutions de Paris» («Парижские революции»). Невероятный по тем временам тираж - 12 000 экземпляров - имела газету «Les Etats Generaux» («Генеральные штаты»), которую выпускал Оноре Габриэль Мирабо. Большой


популярностью пользовались такие газеты, как «Orateur du peuple»,

«Publiciste parisien», «Le défenseur de la constitution», «Révolution de France», «Tribun du peuple» и другие.

В 1793 году во Франции установилась якобинская диктатура. Отныне, согласно одному из декретов Конвента, смертной казни подлежали авторы печатных публикаций, в которых звучали призывы к роспуску народного представительства или восстановлению королевской власти, а также издатели газет и журналов, опубликовавшие их.

В 1795 году Якобинская диктатура пала, и начался период Директории (1795-1799). Новая власть проявляла по отношению к оппозиционной прессе не меньшую твердость и жестокость, чем якобинцы: были закрыты 42 газеты, а 45 издателей и редакторов без суда отправлены в ссылку. При этом Конституция (1795) провозглашала основные принципы свободы слова и печати.

18 брюмера (7 ноября) 1799 года власть в стране захватил генерал Наполеон Бонапарт, объявивший себя первым консулом Франции. Наполеон не желал считаться с общественным мнением и оппозицией. Ему не нужна была свободная и влиятельная французская пресса. На основании «Консульского указа о газетах» (17 января 1800 года) в Париже осталось только 13 благонадежных газет, а 60 были закрыты.

На эти события посмела откликнуться только одна французская газета «Feuille de littérature», напечатавшая статью под названием «Некролог». «28 нивоза [17 января - Н.П.], ровно в 11 часов утра, - писала «Feuille de littérature», - различные газеты, мучимые воспалением, скончались во цвете лет, вследствие опаснейшей эпидемической болезни. Некоторые из них обращались к знаменитым врачам и обещали хорошее вознаграждение за избавление от опасности. Все оказалось тщетным ... Некоторые из них скончались в состоянии невыразимого бешенства, другие, всегда следовавшие учению Пифагора, умерли тихо, надеясь на метампсихоз ... Так как покойники скончались внезапно, то у них не было времени сделать завещание, их наследство, по праву, переходит к тринадцати, оставшимся в живых».

На следующий день после выхода крамольной публикации эта небольшая литературная газета «Feuille de littérature» была благополучно закрыта.


§ 4. Немецкая журналистика XVIII века

 

 

В начале XVIII века в Германии издавалось около 200 газет, большинство из которых выпускалось представителями почтовых ведомств, поскольку через них проходило большое количество самой разнообразной информации. Немецкие газеты этого периода

в основном были насышены разнообразной экономической

информацией и рекламными объявлениями. Благодаря своим

торговым и политическим корреспонденциям, широкое

распространение получил «Hamburgische Unparteische

Korrespondent». В начале 30-х годов XVIII века эта газета выходила ежедневно, а ее тираж достигал почти 30000 экземпляров.

Немецкая политическая пресса испытывала сильное давление цензуры, которая налагала свое veto на любое проявление свободной мысли. Лишь с приходом к власти сторонника политики просвещённого абсолютизма короля Пруссии Фридриха II (1740- 1786) эта ситуация постепенно начала меняться.

Вступив на престол, Фридрих II дал понять своим министрам, что «берлинским газетным писателям должна быть предоставлена неограниченная свобода писать без предварительной цензуры обо всех столичных новостях». При Фридрихе умершие цензоры, как правило, не замещались новыми, и во время его правления эти должности оставались вакантными.

Король Фридрих II придавал большое значение прессе. Его перу принадлежало множество газетных статей, в которых он стремился склонить общественное мнение в пользу проводимой им внешней политики. На страницах газет король подробно описывал свои военные походы. Корреспонденции Фридриха II обычно выходили инкогнито под заглавием «Письма очевидца». По его приказу видные сановники обязаны были писать газетные статьи и заметки, которые предварительно просматривал и правил сам король Пруссии.

Особой поддержкой у Фридриха II пользовалась газета «Courrier du Bas-Rhin», выходившая в городе Клеве с 1769 года под

редакцией Нанцона. Материалы публикаций этого

проправительственного органа печати нередко задевали честь и достоинство европейских царствующих фамилий, которые заваливали короля Фридриха II жалобами на газету. Фридрих II с


видимой готовностью удовлетворял их и налагал денежные

штрафы на редакцию. Однако они никогда не взыскивались, поскольку король считал, что газета «Courrier du Bas-Rhin» обладала целым рядом «бесспорных достоинств» и была нужна ему.

В XVIII веке немецкая политическая пресса в основном была представлена берлинскими газетами. На протяжении первых двух десятилетий единственными политическими органами печати являлась маловлиятельная газета «Berlinische ordinäre Zeitung» книготорговца Иоганна Лоренца и «Berlinische Nachrichten von Staats und Gelehrtensachen» Амброзио Гауде. В 1721 году книготорговец Иоганн Андреас Рюдигер основал «Berlinische Priveligierte Zeitung», которая впоследствии была преобразована в «Vossische Zeitung».

В масштабах всей страны главным источником политических новостей выступала иностранная пресса, преимущественно голландская, пользовавшаяся наибольшей свободой обращения в Германии. Самыми популярными голландскими газетами, выходившими на французском языке, были «Gazette de Leyde», «Nonvean Journal Universel», «Gazette d'Amstardam», «Gazette Uirecht», и гаагский еженедельник «Mercure historique et politique», представлявший собой орган, оппозиционный прусскому правительству.

В Кельне, Эрлангене, Готе и Клеве большой популярностью пользовались французские издания, в частности, кельнский листок «Gazette de Cologue», основанный в 1734 году Иоганном Игнацом Родериком. Резкий тон публикаций этой газеты, критиковавшей внешнеполитический курс Пруссии, вызывал раздражение у Фридриха II. Более того, король Пруссии однажды объявил премию в сто дукатов тому, кто заставит редакцию «Gazette de Cologue», переменить тон, пусть даже «ценой порки ее руководителей». После смерти Родерика (1756) газета постепенно утратила свое влияние, и в конце столетия ее издание прекратилось.

Первым журналом в истории немецкой журналистики стало издание Христиана Томания - «Monabgespräche» (1685-1689), инициировавшее появление в XVIII веке целого ряда так называемых «моральных еженедельников» («Die moralischen Wochenschniten»). Первый такой еженедельник - «Der Vernunitler» появился в 1713 году.


Немецкие «моральные еженедельники» первоначально писали

о проблемах воспитания юношества, а затем сосредоточили свое внимание на взрослом поколении, бичуя его тщеславие, любовь к роскоши и невежество. Одним из наиболее содержательных «моральных еженедельников» стал «Berlinische Monatsschrift» Гедике и Бистера (Берлин, 1783-1811).

В 1773 году в городе Веймаре крупнейший поэт и идеолог немецкого рококо Христоф Мартин Виланд (1733-1813) основал первый в Германии журнал литературы и искусства «Der Deutsche Merkur» («Германский Меркурий»1773-1810).

На страницах этого издания появились лучшие произведения Виланда, благодаря которым журнал был принят весьма благосклонно читающей публикой. Когда же вслед за этим Христоф Виланд объявил себя сторонником освободительных идей французской революции, «Der Deutsche Merkur» сразу же стал любимым изданием образованной части немецкого общества.

Следует отметить, что в Германии во второй половине XIII века издавалось большое количество литературных журналов, на

страницах которых широко обсуждались политическое вопросы.

При преемнике Фридриха II, короле Фридрихе-Вильгельме II (1786-1797), репрессии против печати были усилены цензурным эдиктом (1788), и германская пресса лишилась возможности не только освещать политические события, но и свободно развиваться.

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.