Преступления против семьи
Статья 153 УК РФустанавливает ответственность заподмену ребенка.
Данная норма соответствует положениям ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка о наличии у несовершеннолетнего с момента рождения права на имя, приобретение гражданства, права знать своих родителей ст.8 и 9 об обеспечении ребенку сохранения его индивидуальности, включая семейные связи, жизни и развития в условиях, когда он не разлучается со своими родителями, вопреки их желанию (за исключением предусмотренных законом случаев).
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения создающие нормальные условия для развития личности несовершеннолетнего, а также обеспечивающие интересы семьи
Объективная сторона данного преступления выражается в том, что одни ребенок заменяется другим. Такие случаи, как правило, возможны лишь в отношении новорожденного, когда оннаходится в родильном доме или доме ребенка. Но могут быть ситуации совершения этого преступления вне указанных мест (например, ребенок после смерти матери, родившей его в домашних условиях, был обменен ее знакомой па своего собственного ребенка, недавно родившегося от связи с представителем другой расы и передавшей его отцу покойной).
Состав данного преступления имеет место и при подмене своего ребенка чужим. Согласие на это родителей ребенка не исключает ответственности за это преступление, так как игнорируется воля родителей другого ребенка.
Данное преступление считается оконченным с момента выполнения действий, составляющих содержание подмены ребенка, например, с момента внесения записи в книгу учета рождений родильного дома, передачи чужого ребенка матери, отцу. Обнаружение и пресечение подмены ребенка в момент его совершения (например, задержание виновного в момент передачи ребенка чужой матери) рассматривается как покушение на подмен ребенка. Возраст ребенка не имеет значения. Обычно, как уже отмечалось, это новорожденный, когда трудно еще родителям обнаружить какие-то его отличительные особенности.
Субъективная сторона указанного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что совершает замену одного ребенка на другого и желает совершить эти действия. Обязательным признаком данного состава преступления является наличие корыстных или иных низменных побуждений, которыми руководствуется виновный при совершении подмены.
Корысть - стремление получить материальную выгоду в виде денежного вознаграждения, других материальных ценностей или благ материального характера. Подмена ребенка и последующее вымогательство материальных средств под условием указания его местонахождения требует квалификации по совокупности рассматриваемого преступления и вымогательства (ст. 163 УК).
Иные низменные побуждения — это стремления, желания, характеризуемые выраженным аморализмом, несовместимостью с нравственными базовыми ценностями общества, бесчестностью, желанием причинить зло.
Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста (например, медицинский работник родильного дома или дома ребенка; мать новорожденного; другие лица, которые в силу сложившихся обстоятельств имели доступ к ребенку). Лица, побудившие исполнителя совершить подмену ребенка, должны нести уголовную ответственность за соучастие в этом преступлении (как подстрекатели). Обнаружение подмены и возвращение детей действительным родителям (другим законным представителям) не исключает ответственности виновных по ст. 153 УК РФ.
Статья 154 УК РФустанавливает ответственность занезаконное усыновление (удочерение).Статья 154 УК РФ соответствует требованиям статей 20, 21 Конвенции ООН о правах ребенка относительно особой защиты и помощи, предоставляемых государством детям, которые остались без попечения родителей или в наилучших интересах их воспитания и развития не могут быть оставлены в родительской среде; учета при установлении заменяющего воспитания принадлежности ребенка к определенной этнической и культурной среде; установления системы гарантий для того, чтобы заменяющее воспитание поручалось таких лицам, которые желают и способны обеспечить заботу о ребенке и его нормальное развитие, приоритет реализации его интересов. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что вследствие его совершения несовершеннолетний может оказаться в неблагоприятных для развития его личности условиях, попасть в руки жестоких, склонных к правонарушениям, садистским наклонностям, половым и иным извращениям лицам.
Непосредственным объектомданного преступления являются общественные отношения, создающие условия для нормального физического и нравственного развития личности несовершеннолетнего. Кроме того, в результате этого преступления вред может причиняться и другим ценностям, например, интересам родителей несовершеннолетнего, другим его близким родственникам.
Объективная сторона состоит в совершении различных незаконных действий, нарушающих установленный законом порядок усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи. Для уяснения содержания указанных выше действий необходимо обращаться к нормам семейного законодательства. Поскольку наиболее благоприятным для развития ребенка является семейное воспитание, закон обеспечивает возможность создания детям, лишившихся родительского попечения, условий воспитания, которые они бы имели в родной семье. Делается это при помощи усыновления (удочерения), сущность которого определяется тем, что закон приравнивает усыновленного (удочеренного) ребенка к родным детям.
Законность действий по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), в приемную семью определяются предписаниями норм федерального семейного законодательства, основанных на нем подзаконных актов, а также законов и подзаконных актов субъектов федерации.
Как представляется, основанием для квалификации действий ст.154 УК РФ является наличие существенныхнарушений закона, то есть повлекших или в действительности могущих повлечь причинение существенного (значительного) вреда интересам правильного развития и воспитания ребенка.
Применяя при оценке действий по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законы субъектов федерации, федеральные и региональные подзаконные акты, которые по ч.2 ст.76 Конституции РФ должны соответствовать федеральному законодательству, следует проверять наличие этого соответствия.
Преступление, предусмотренное ст.154 УК РФ, окончено с момента, когда совершенные незаконные действия завершились передачей несовершеннолетнего усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) или приемным родителям. Если речь идет о передаче в учреждение для таких детей, то имеется в виду момент возложения на администрацию учреждения обязанностей опекуна (попечителя). Понятие дети адекватно понятиям «несовершеннолетний», «ребенок».
Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Об этом свидетельствуют необходимые признаки состава данного преступления: неоднократность и наличие корыстных побуждений. Виновный сознает незаконность таких действий и желает поступать таким образом.
Деяние, предусмотренное ст.154 УК РФ, совершается спрямым умыслом.
Неоднократность предполагает, что виновный совершил не менее двух из названных в ст. 154 УК действий, причем необязательно тождественных. Состав преступления имеет место, если первый случай был связан с незаконными действиями по усыновлению детей, а второй - с подобными действиями по передачу их под опеку (попечительство). Важно лишь, чтобы за первый случай незаконного усыновления (удочерения) к моменту совершения второго деяния, предусмотренного ст.154 УК, не истек срок давности привлечения к ответственности или не была погашена или снята судимость.
Корыстное побуждение - это стремление виновного извлечь материальную выгоду за счет незаконного усыновления (удочерения) ребенка: например, желание жить за счет пособим, которые получают от государства дети, переданные под опеку; намерение возмездно распорядиться ребенком, использовать его как бесплатную рабочую силу для работы на ферме и т.д. Если виновный использует незаконное усыновление (удочерение) для последующих сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им, то содеянное также должно квалифицироваться и по ст. 152 УК (за торговлю несовершеннолетними).
Субъектомуказанного деяния является лицо, достигшее 16-ти лет, имеющее отношение к процессу усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку (попечительство), или на воспитание в приемные семьи. Это может быть судья, работник органов опеки и попечительства, усыновитель, опекун, руководитель администрации по месту жительства (нахождения) усыновляемого и т.д. Не исключено, что должностные лица, причастные к процедуре усыновления детей, передачи их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи граждан, могут нести ответственность и за отдельные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (например, за получение взятки).
Статья 155 УК РФустанавливает ответственность заразглашение тайны усыновления (удочерения).
Ст. 155 УК РФ реализует в уголовном законодательстве требования ст.16 и 21 Конвенции ООН о правах ребенка о недопустимости незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь, а равно об обеспечении в первостепенном порядке наилучших интересов ребенка, передаваемого для усыновления.
Объектом преступления выступают общественные отношения, создающие условия для нравственного развития и формирования личности усыновленного (прежде всего несовершеннолетнего), а также интересы семьи усыновителя.
Объективная сторона состоит в сообщении факта усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя любым лицам, родственникам, знакомым, самому усыновленному. Форма сообщения (устная, письменная, анонимная) не влияет на квалификацию содеянного. Разглашение не связано с возрастом усыновленного. Состав преступления имеет место независимо от достижения усыновленным совершеннолетия. Так как усыновление возникает со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка, сообщение сведений о фактическом усыновлении (то есть юридически не оформленным) не является разглашением тайны усыновления (удочерения).
Разглашением тайны усыновления (удочерения) является сообщение, сделанное виновным в любой форме об этом факте, то есть о том, что лицо, считающееся сыном (дочерью), фактически не происходит от данных родителей, не рождено ими. Состав преступления отсутствует, если разглашение тайны усыновления связано с требованием признания отмены усыновления (ст.ст. 140-144 СК РФ). Закон признает наличие состава рассматриваемого преступления только в случае сообщения о факте усыновления вопреки воле усыновителя. Если усыновители супруги, то под волей усыновителя следует понимать совместную волю обоих усыновителей. Согласие усыновителя на оглашение такого факта исключает уголовную ответственность по ст. 155 УК.
Разглашение против воли усыновителя означает, что тайна усыновления нарушена без его ведома или согласия. В тех случаях, когда ребенок усыновляется обоими супругами, получение согласия только одного из них на нарушение тайны не исключает ответственности лица, ее разгласившего, ст. 155 УК РФ.
Преступление окончено с момента оглашения факта усыновления независимо от вредных последствий, как для усыновителей, так и усыновленных.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что оглашает сведения, составляющие тайну усыновления (удочерения), и желает поступать таким образом. О прямом умысле свидетельствует и то обстоятельство, что закон совершение данного преступления связывает с обязательным наличием у виновного корыстных или иных низменных побуждений.
Корыстные побуждения означают стремление виновного извлечь из факта оглашения тайны усыновления материальную выгоду (например, желание заставить усыновителя заплатить крупную сумму денег под угрозой распространения этих сведений среди широкого круга лиц; получить от кровных родственников дорогой подарок за информацию о семье усыновленного). Разглашение тайны усыновления должностным лицом за материальное вознаграждение образует совокупность преступлений: собственноразглашение тайны усыновления (удочерения) и получения взятки (ст.290 УК).
К числу иных низменных побуждений можно отнести, например, месть усыновителю, желание вызвать глубокую ссору в семье усыновителей, болезнь у кого-либо из ее членов и т.д.
Субъектами этого преступления согласно закону являются:
1) лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональнуютайну. К ним следует отнести судей, работников органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, ЗАГСа, главу районной, городской и т.п. администрации по месту жительства (нахождения усыновляемого либо по месту жительства усыновителя (до установления судебного порядка установления усыновления). Разглашения тайны усыновления должностным лицом, которая ему становится известна по службе, из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение законных интересов граждан (например, вызвавшее тяжкое заболевание усыновлённого или его усыновителей) должно квалифицироваться не только по ст. 155, но и по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями).
2) иное лицо. В качестве «иных лиц», в смысле ст.155 УК РФ, могут выступать любые лица: родственники, соседи, знакомые и т.д. В частности, возможны случаи разглашения тайны усыновления родителями по происхождению или даже одним из усыновителей. Не имеет значения, известен ли факт усыновления непосредственно, со слов других лиц или из документов. Угроза, адресованная последним, разгласить тайну усыновления, если не будет каких-либо выгод имущественного характера, влечет ответственность по ст.155 и 163 УК РФ.
Статья 157 УК РФустанавливает ответственность зазлостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает обязанность родителей содержать несовершеннолетних детей; при этом вводится специфическое понятие «лиц, несущих финансовую ответственность за ребенка».
Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие материальные условия существования несовершеннолетних или совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также нетрудоспособных родителей.
Объективная сторона заключается в злостном уклонении от уплаты по решению суда средств ( алиментов ) на содержание перечисленныхвыше лиц.
В ч.1 ст.157 УК речь идет об ответственности за совершение этого деяния родителями в отношении несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-ти летнего возраста
Основания, размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется гл. 13 Алиментные обязательства родителей и детей СК РФ. Необходимым условием наступления ответственности родителей за злостное уклонение от уплаты алиментов является вступление в законную силу решения суда по гражданскому делу о взыскании с родителей средств на содержание детей.
Под уклонением от уплаты средств на содержание детей понимается, прямой отказ от такой уплаты, сокрытие виновным своего действительного заработка; смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу; уклонение с той же целью от трудовой деятельности, иные действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты на содержание детей (например, подделка документов, удостоверяющих личность; изменение фамилии, имени; оспаривание своего отцовства в судебном порядке.
Злостность как признак состава рассматриваемого преступления означает, что виновный упорно не желает выполнять алиментные обязательства, когда деятельность виновного по уклонению от уплаты алиментов осуществлялась в течение длительного времени (более полугода), сопровождалась фальсификацией документов, удостоверяющих его личность (в этом случае речь может идти также и о подделке документов), отсутствием каких-либо уважительных причин, мешавших лицу выполнить свой родительский долг, неоднократным официальным предупреждением о необходимости исполнения обязательства; повторность совершения аналогичного преступления, розыском лица, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытая им своего места жительства и т.д.
Субъективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК, характеризуется прямым умыслом, виновный сознает противоправность своих действии и желает уклониться от уплаты алиментов.
Субъектом является родитель или лицо, его заменяющее (усыновитель). Так как лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п.2 ст.71 СК РФ), то и эта категория родителей может нести уголовную ответственность по ч. 1 ст. 157 УК.
Часть 2 ст. 157 УК предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
В соответствии со ст.87 СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.
Понятия злостного уклонения, формы вины в данном случае совпадают с аналогичными признаками деяния, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК.
Субъектами этого преступления являются совершеннолетние трудоспосо6ные дети, а также иные лица, приравненные к ним по закону и несущие обязанность по их содержанию (усыновленные (удочеренные), пасынки, падчерицы), не освобожденные от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом установлено, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей.
Таким образом, материнство, детство и семья находится под защитой государства, охрана их интересов является одной из главных задач УК РФ. Одним из необходимых средств защиты интересов семьи и ребенка является установление уголовной ответственности за посягательства на общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних, а также правильное, отвечающие потребностям личности и общества функционирование семьи. Глава 20 Уголовного кодекса РФ объединяет уголовно-правовые нормы в преступлениях против семьи и несовершеннолетних, но это не означает, что нормы только этой главы охраняют интересы семьи и несовершеннолетних. Некоторые посягательства на эти интересы также подлежат ответственности по статьям УК, расположенным в других статьях Общей и Особенной частей УК РФ.
По непосредственному объекту как критерию классификации все указанные в гл. 20 УК преступления можно дифференцировать на две группы:
1) против несовершеннолетних - деяния (ответственность за которые предусмотрена ст. 150-151, 156 УК РФ);
2) против семьи - деяния, предусмотренные ст. 153-155, 157 УК РФ.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 307;