Возрастные особенности студентов средних профессиональных учебных заведений
Вчерашние абитуриенты 1 сентября становятся студентами колледжа. Возраст студенчества средней профессиональной школы определяется границами 15—19 лет. Перед преподавателями предстает поколение, которое в возрастной периодизации получило название «юношество». Студенты — юноши и девушки составляют особую социальную общность, получившую название «молодежь». Разберем особенности и взаимосвязь этих понятий.
Начнем с того, что студентом (курсантом) является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) среднего специального учебного заведения для освоения образовательных программ среднего профессионального образования. Студенту среднего специального учебного заведения выдаются студенческий билет и зачетная книжка образца, устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти. По окончании среднего специального учебного заведения студенту выдается диплом.
Студенчество — это мобильная социальная группа, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.
Студенческая пора — определенная ступень, важная часть жизни человека, хоть и относительно короткая.
Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, опосредованно участвуя в производительном труде в форме учебы. Процесс учения предполагает включение студента в систему общественных отношений и усвоение им социальных ценностей общества. В студенческие годы происходит активизация социальной зрелости личности, которая определяется способностью каждого молодого человека овладевать необходимой для общества совокупностью социальных ролей. Социальное положение студенчества формируется как результат тех специфических социальных отношений, в которых оно оказывается в процессе учебно-профессиональной деятельности. Студенчество включено во всю совокупность общественных отношений — экономических, правовых, социальных.
Поскольку студенчество является резервом интеллигенции, то его социальная роль заключается в теоретической и практической подготовке к активным социальным позициям и функциям по выражению и высококвалифицированному обслуживанию всего комплекса социальных интересов и потребностей в области культуры, науки и образования.
Социальная роль студенчества обусловливается его функциями: повышения культурного, нравственного, интеллектуального и научно-технического потенциала общества; пополнения общества не только специалистами, но и гражданами, обладающими широким нравственным кругозором, современной нравственной культурой, отражающей состояние нравственной культуры общества, и особым положением студенчества в социальной структуре общества.
Студенчество внутренне неоднородно по своему социальному происхождению, национальным и демографическим признакам, а также по профессиональному составу: студенты гуманитарных, технических, естественных специальностей. Кроме этого, российское студенчество дифференцируется по таким показателям, как отраслевые, территориальные, возрастные, образовательные, миграционные, по виду предыдущего образования, времени его получения.
Но всех их можно объединить в несколько типов студентов по деятельностной ориентации. Так, для «студентов-люмпенов» колледж или вуз — место временного пребывания для решения своих более важных жизненных проблем: увильнуть от армии, не попасть в категорию безработных, продлить свою юность. Такие студенты отчуждают себя от учебы и общественной работы, им ничего не интересно, да и не надо. Они активизируются только в периоды нависшей реальной угрозы (например, отчисления за неуспеваемость). Для «студентов-бизнесменов» главное — деньги. Они их зарабатывают или в ущерб основной учебе, или сама учеба становится для них средством зарабатывания «капитала». Такие студенты учатся, как правило, стабильно хорошо, но продают свои знания в виде рефератов, курсовых, дипломов, заданий для самостоятельной работы «студентам-люмпенам». «Студент-оптимист» ориентирован на будущее, а «студент-труженик» не теряет интереса к учебе ни при каких обстоятельствах. «Студент-скептик» не верит в перемены, а «растерявшийся студент» не видит точки опоры в жизни. «Смирившийся» студент терпим ко всему происходящему, а «анархист» не знает меры. «Себялюбец» внешне готов соблюдать правила приличия, но в центр ставит свои интересы, а «студент-агрессор» стоит на антигуманных позициях в отношениях с другими студентами, нередко и преподавателем.
Анализ студенческой группы позволил выделить такие группы студентов, как студент-исследователь, руководитель, собеседник или предприниматель, эмигрант, традиционалист.
Поступая в учебное заведение, студент проходит как бы два периода в своем становлении. В первый период он осваивается со своим положением студента, когда происходят адаптация первокурсника к жизни в новом статусе, вхождение в новую нравственную и психологическую молодежную среду, усвоение принятых у студенчества этических норм и принятие так называемого «студенческого образа жизни».
Второй период — это подготовка к социокультурным ролям интеллигенции. В этот период совершаются кристаллизация нравственного знания, специальная подготовка к принятию профессиональных ролей, развитие нравственно-профессиональной деятельности через разнообразные виды производственной практики, закладываются основы программы личностного развития.
Студенчество является представителем молодежи — особой социально-демографической группы, выделяемой на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социально-психологических свойств с возрастными границами в 14—16—25—30 лет. Поэтому следует обратить особое внимание на возрастные особенности юношества. По В.Далю, «юноша» — «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более».
Хронологические границы возраста разделяют его на два периода: раннюю (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Прежде определим основные тенденции развития юношеского возраста, а затем остановимся на особенностях каждого его периода.
Юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Характеризовать этот возраст трудно, так как он сложен по своим возможностям, тенденциям, по индивидуальному становлению юноши, по той противоречивости, которую он испытывает на своем пути. Кроме этого, на развитии юношества сильно сказывается влияние широкой, многоплановой, быстротекущей социально-экономической и культурной жизни страны и той микросреды, в которой вращается студент колледжа.
Чтобы разобраться в возрастных особенностях юношества, нужно обратиться к возрастной психологии, где базисными являются взгляды Л. С. Выготского, А. Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, выдвинувших концепцию деятельностного подхода как основу возрастной периодизации. Развитие деятельности внутренне связано с формированием человеческого сознания и несет в себе богатый спектр свойств, по которым можно довольно глубоко охарактеризовать каждый возраст.
На каждом возрастном этапе любая деятельность характеризуется:
1) новым типом деятельности личности, свойственной данному возрасту;
2) изменением социальной ситуации развития, выраженным в исключительном, единственном и неповторимом отношении между ребенком (юношей) и окружающей действительностью;
3) изменением характера деятельности общения как своеобразной формы воспроизведения в отношениях между сверстниками того, что существует среди взрослых людей. Это выражается в построении отношений со сверстниками и взрослыми на основе определенных морально-этических норм.
Будем выделять возрастные особенности юности, придерживаясь перечисленных тезисов.
Согласно возрастной периодизации, предложенной В.В.Давыдовым, юность находится в периоде учебно-профессиональной деятельности.
Выделяют такие показатели этого периода:
— появление потребности в труде и некоторых профессиональных интересов;
— способность строить жизненные планы, пути и формы их реализации;
— появление мировоззренческой позиции и изменения позиции социальной — от ребенка к человеку, с будущим которого отчетливо связаны ожидания близких.
Специфика юношеского возраста проявляется в чертах и свойствах личности. У юношей возникает новое отношение к окружающему миру, проявляющееся в стремлении к новым впечатлениям, а также наблюдается ярко выраженная направленность на будущее, реализуемая через повышенный интерес к различным источникам информации.
В юношеском возрасте происходит значительное обогащение сферы общения и межличностностных отношений.
Различают четыре уровня отношений:
1) эгоцентрический. Осознание себя как самоценной личности влияет на отношение к другим людям. Часто юноша идет на контакт, придерживаясь принципа: «Ты хороший, если делаешь хорошо мне»;
2) группоцентрический. Здесь отношения с окружающими складываются по принципу: «Если человек принадлежит к моей группе, он — хороший»;
3) просоциальный. Юноша может принять другого человека, понимая, что другой человек — это тоже самоценная личность, которую следует уважать, и принимать другого человека таким, каков он есть. Здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»;
4) эстохолический. Здесь отношения строятся по принципу: «Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, поэтому милосердие, доброта, терпимость, совесть — главное в отношении к другому человеку».
Для юношеского возраста самыми характерными чертами являются ярко выраженные абсолютизация и юношеский максимализм. Выражается это в своеобразном эгоцентризме мышления. Например, разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиниться его теориям, а не теории действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительным отношением» к советам старших, недоверием и критиканством в адрес старших поколений, нередко даже открытым противодействием. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности», что выражается в неосознанной внушаемости, сознательном конформизме. Влияние ровесников сказывается на единообразии вкусов, стилей поведения, реализации определенных норм морали. Поэтому появляются такие понятия, как молодежная мода, молодежный, студенческий жаргон (сленг), а в целом формируется своя молодежная субкультура.
В период юности ярко выделяется стремление к автономии. Так, поведенческая автономия выражается в потребности самостоятельно решать личные вопросы. Эмоциональная автономия проявляется в потребности и признании права иметь свои привязанности. Моральная и ценностная автономия — это потребность иметь собственные взгляды и выстраивать жизненный план.
У юношей изменяется отношение к своей личности. Во-первых, это выражается в желании выделиться среди сверстников как во внешних проявлениях (походка, одежда, манера говорить), так и в стремлении показать свою особость в уме, характере, пристрастиях.
Во-вторых, в росте самосознания, т. е. в становлении в человеке образа своего «Я». Самосознание рассматривается как продукт развития личности, поэтому выделяют следующие критерии его сформированности:
1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного как от физической, так и социальной среды;
2) осознание своей активности в виде утверждения: «Я управляю собой»;
3) осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»;
4) наличие рефлексии в виде осознания своего внутреннего опыта.
Существуют четыре компонента самосознания:
— осознание своей тождественности;
— осознание собственного «Я» как активного деятельного начала в виде нескольких «образов "Я"»: реального, т.е. такого, каким я вижу себя в данный момент; динамического, т.е. каким стараюсь стать; идеального, т.е. каким должен стать; фантастического, т.е. каким хотел бы быть;
— осознание своих психических свойств и качеств;
— наличие определенной системы социально-нравственных самооценок. Самооценка как оценка личностью своих достоинств и недостатков, своих возможностей, места среди других людей является регулятором поведения молодого человека, способствует осознанию им чувства собственного достоинства. Проявляется она двумя способами: соизмерением уровня своих притязаний с достигнутым результатом (если взялся за задачу и ее решил, — значит, умный); сопоставлением мнений-о себе окружающих, т.е. социальным соревнованием. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы («Я в своем представлении — гений плюс ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши появляется самоуважение, т.е. обобщенное отношение к себе.
Формирование самосознания как целостного представления о самом себе и отношения к себе идет в несколько этапов. Вначале человеком осознаются и оцениваются особенности своего тела, внешности, привлекательности. Постепенно личность начинает осознавать и оценивать свои морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. Потом происходит открытие своего внутреннего мира; юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я»; появляются чувства своей особенности, непохожести на других, порой и чувство одиночества: «Другие люди меня не понимают, я одинок». Наконец, говорят о себе осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования, заставляя молодого человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих целях и перспективах в будущем. Из мечты начинает проступать жизненный план, который охватывает всю сферу личностного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осмысление жизненного пути идет как ответ на вопросы: «Кем я был? Что я сделал? Кем я стал? Куда и зачем идти в жизни?» С течением времени у юноши формируются собственная система знаний, взглядов, убеждений, своя жизненная философия, т.е. появляется собственное мировоззрение. Наличие мировоззренческой позиции позволяет юноше критически осмыслить все окружающее, утвердить право на создание собственной теории смысла жизни, любви, счастья.
Юношеский возраст — это возраст влюбленности. Причем ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными и играть значительную роль в жизни молодого человека.
Влюбленность — это состояние, когда человек опьянен чувством; из-за этого теряется мера разумности, ответственности, аналитических мыслительных способностей, в результате молодой человек не задумывается о последствиях, не замечает недостатков избранника, не имеет взаимного уважения и осознания личностных качеств друг друга. Так называемая «слепота влюбленных» нередко приводит к печальным последствиям. Негативные последствия влюбленности вытекают и из психофизиологических особенностей юношей и девушек. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей же, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно сексуальное влечение к физической близости и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Появление влюбленности и сильных сексуальных желаний нередко провоцирует начало половой жизни. Половая близость возникает и как средство доказательства своей взрослости, как средство самоутверждения и повышения своего престижа в глазах сверстников.
Отношение к зародившейся сексуальной чувственности — это важный компонент юношеского самосознания. Оно может быть различно. Так, преувеличение физических аспектов сексуальности, разрядка сексуального напряжения происходят с помощью циничных разговоров, сальных анекдотов и т.п.; проявления аскетизма носят форму подчеркнуто презрительного отношения к сексуальной чувственности как к чему-то низменному; стремление подавить в себе сексуальные влечения объясняется интеллектуализмом, когда сексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самым пытаются избавиться от нее.
Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем; порой они остро нуждаются в мудром совете старших, но одновременно стараются — и имеют на это полное право — оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания.
Юношеский возраст как период развития личности соткан из ряда противоречий. Их предостаточно:
— с одной стороны, это восприимчивость и доверчивость к опыту старших, с другой — нигилистическое отношение к старому и устоявшемуся;
— стремление к новому, желание переделать мир — и поверхностность восприятия общетеоретических проблем, склонность к разочарованию;
— преувеличенная оценка собственного мнения, максимализм — и недостаток практических навыков, знаний;
— повышенная возбудимость, эмоциональная заражаемость — и порой будничное отношение к необычному;
— чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива — и желание показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему;
— стремление к идеалу и принципиальности в большом (долг перед Родиной) — и беспринципность в малом (покрывательство неблаговидного поступка товарища);
— уважение силы и могущества науки, разума, мастерства — и склонность к постановке каверзных вопросов, имеющих целью опровергнуть давно доказанные истины;
— романтический порыв, мечта, воодушевление — и будничное проникновение в детали;
— вера в доброе начало в человеке — и тенденция к преувеличению отдельных, незначительных отрицательных черт личности близких;
— чувство гордости за свои интеллектуальные силы — и самоуничтожение;
— доверчивость — и настороженность, мечтательность — и практицизм, альтруизм — и эгоизм, резкость — и застенчивость, откровенность — и скрытность;
— половое влечение, смущение из-за него — и повышенный интерес к подробностям секса;
— боязнь вызвать насмешки окружающих — и желание казаться раскованным;
— искренность, откровенность, глубоко интимное духовное общение с другом — и замкнутость, отсутствие откровенности с самыми дорогими людьми: отцом, матерью и др.
Такие противоречия оказывают определенное влияние и на выстраивание круга отношений: к учению, где проявляется широкая амплитуда колебаний, к отдельным педагогам; к деятельности обязательной, по свободному выбору; к близким и просто знакомым; к товарищам и друзьям, к самому себе в разные периоды жизни.
Для того чтобы нивелировать отрицательные последствия такого рода противоречий, при организации учебно-воспитательного процесса в колледже следует:
— раскрыть через профессиограмму наиболее существенные и профессионально обусловленные характеристики личности педагога;
— обеспечить диагностирование и учет профессиональной пригодности;
— осуществить целенаправленное и дифференцированное развитие у студентов самостоятельности, инициативности, творчества в разнообразных видах учебно-познавательной деятельности;
— придать всем звеньям учебно-воспитательного процесса ярко выраженную профессиональную направленность, которая помогла бы студентам пройти 5 уровней развития профессиональных педагогических умений — от интеллектуального к репродуктивному, затем к репродуктивно-творческому и, наконец, к творче-ско-репродуктивному, а от него к творческому, чтобы в стенах учебного заведения осознанно ответить на вопросы: «Кто я? Почему я здесь? Зачем я учусь? Могу ли я?»
В целом же современный молодой человек, юноша, являющийся студентом профессиональной школы, физиологически, психологически, социально готов к «врастанию» в мир человеческой культуры, к принятию системы ценностных ориентиров как совокупности нравственных приоритетов, определяющих позицию личности в мире; спешит делать открытия и утверждать свое уникальное и неповторимое «Я» с четкой актуализацией проблем самостоятельности; обладает способностью к внутреннему контролю за своим поведением и деятельностью; ориентирован на проявление высокой активности, на поиск альтернативных источников существования; направлен на профессиональное самоопределение и осознанное отношение к овладению профессиональным мастерством; способен к осмыслению единства прав и обязанностей личности и осознанию личностной значимости творческого мышления, образования; имеет собственную позицию и способен критически относиться к ней; проявляет самостоятельность и утверждает неповторимость своего «Я»; стремится в межличностных отношениях с другими людьми придерживаться принципов гуманизма и социальной справедливости.
3.2. Профессиональное самоопределение студента колледжа
Важным приобретением юности является способность личности к построению концепции собственного будущего. Существенное место здесь занимает определение рода занятий, который реализуется через выбор профессии. Однако ряд противоречий затрудняет этот выбор:
— между недостаточной осведомленностью подрастающего человека о профессии и требованием сознательности в ее выборе;
— между рациональными способами решения задачи выбора профессии и необходимостью что-то и как-то избрать;
— между профессиональными планами выбирающего и его личными качествами;
— между профессиональными планами молодого человека и планами на него со стороны родителей или сверстников;
— между высокими запросами молодежи к уровню культуры труда на производстве и реальным уровнем в конкретных условиях;
— между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей и стойкими личными качествами людей;
— между тем делом, которое требует определенной профессиональной подготовки, и видением себя в определенной профессиональной роли (поэтому молодого человека легко увлечь профессией, но трудно удержать в ней).
В связи с этим перед педагогическим коллективом колледжа встает задача формирования профессионального самоопределения студента, понимаемого как степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; как содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием.
На профессиональное самоопределение оказывают существенное влияние несколько моментов. К ним относятся ценностные ориентации студентов, выделение себя как субъекта деятельности, наличие у студента мотива выбора профессии, интереса к ней. Раскроем сущностные характеристики каждого из таких моментов.
Определим особенности проявления ценностных ориентации. Ценности — это идеалы или конечные цели, основные оценочные стандарты желаемого. Ценность обнаруживается субъектом поэтапно — сначала через эмоциональные реакции, затем через устойчивое эмоциональное отношение и, наконец, через рациональную оценку. Человек выражает отношение к ценности в виде мнения, убеждения, представления. Она предстает как разновидность социальных установок или интересов личности. С учетом реальной побудительной силы понятие «ценность» нередко отождествляется конкретным человеком с понятиями «потребность» и «мотив». Принимая систему общечеловеческих ценностей, человек этим не ограничивается: у каждого есть и своя иерархия ценностей. Так, для современных студентов это «успех», «уверенность в себе», «интересная работа», «свобода», «деньги», «личностное развитие, самосовершенствование».
Ценностная ориентация — детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личностных ценностей и целей жизнедеятельности. Ценностные ориентации студентов имеют такую линию развития: потребности преобразуются в интересы, последние же, в свою очередь, превращаются в ценности. Ценностные ориентации наряду с органическими и социальными потребностями образуют основу мотивационной сферы личности. Их иерархическая структура оказывает решающее влияние на то, какими будут главные мотивы той или иной ее деятельности. Например, если признание и уважение окружающих являются важнейшими жизненными ценностями для человека, то он будет стремиться достигнуть их в любой деятельности и конкретные мотивы его действий очень часто будут непосредственно вытекать из данных ценностей. В систему ценностных ориентации личности входят доброжелательное отношение, независимость, творчество, надежное будущее, хороший заработок, уважение людей, польза обществу, долг перед ним, профессиональное совершенствование.
На процесс формирования ценностных ориентации личности оказывает влияние образ жизни как совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих студенту. Обобщенная характеристика образа жизни выражается в том, что он может быть представлен как взаимосвязь частной личной и гражданской сфер, единство общественных предписаний и интимной сферы сознания, нравственного выбора.
В структуру образа жизни входят последовательно несколько компонентов:
— аксиологический, т.е. ценностный, нормативный, ориентированный на соблюдение некоторых правил поведения;
— конативный, выраженный в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;
— когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;
— коммуникативный, позволяющий включить личность студента в систему социальных связей.
Особенность формирования ценностных ориентиров выражается в том, что современная молодежь в процессе перехода к новым социально-экономическим отношениям фактически лишена возможности опираться на опыт предшествующих поколений и вынуждена осваивать новый социальный опыт. Потеря социальных ориентиров, кризис ценностей вызывают у молодежи чувство дискомфорта, повышенной тревожности.
Следует заметить, что профессия, полученная вопреки ценностным ориентациям личности, может стать источником конфликтов. Обычно выделяют четыре типа конфликтов:
1) фрустрациональный конфликт. Характерен для ситуации, когда профессия не дает возможности реализовать способности индивида или требует иных способностей, отсутствующих у него;
2) конфликт убеждений. Возникает чаще всего в ситуации, когда существуют противоречия между личностными убеждениями и характером профессиональных обязанностей;
3) конфликт на почве неудовлетворенного честолюбия. Порождается несовпадением между самооценкой или объективной оценкой индивидом своих способностей и местом, которое он вынужден занимать в профессиональной иерархии;
4) конфликт резонанса.
При выделении студентом себя как субъекта деятельности следует обратить внимание на то, что субъект — это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. А под субъектностью понимается способность человека быть стратегом своей деятельности и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни.
Любого человека, в том числе и студента, как субъекта деятельности характеризует, с одной стороны, объективность, выраженная в открытии и активном преобразовании мира; с другой — субъективность, состоящая в активном отражении объективного мира и выражении отношения к нему.
В самом общем плане субъектность рассматривается как интегративная характеристика будущего профессионала, выраженная в способности преобразовывать окружающий мир и самого себя, а также в умении диагностировать и оценивать произошедшие изменения. Содержательное раскрытие субъектности специалиста осуществлено путем выделения таких его компонентов, как мотивационно-ценностный, представленный ценностными ори-ентациями, профессиональными мотивами, профессиональной направленностью; отношенческий, представленный самоотношением и отношением студента к субъектам взаимодействия; регулятивно-деятельностиый, представленный умениями управлять, контролировать, организовывать, анализировать, оценивать и корректировать собственную жизнедеятельности путем самообразования и самовоспитания.
Субъектность студента как профессионала выражается в его личностной позиции, которая имеет следующие проявления: субъективное запечатление профессионально значимых способов и нормативов деятельности; выработка на этой основе собственной системы действий; выработка специалистом личностных критериев и норм профессиональной деятельности; выход за рамки нормативной деятельности, способность авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления жизненных и профессиональных стратегий.
Субъектность будущего специалиста проявляется и через систему отношений. Так, в системе «человек—общественный взрослый» студент вступает в общение со своими сверстниками и преподавателями в разных видах учебно-познавательной деятельности, моделируя при этом свои будущие профессиональные и практические взаимоотношения с окружающими. В системе «человек—общественный предмет» студент познает особенности разных видов учебной, познавательной, в целом профессиональной деятельности. Взаимосвязь этих систем реализуется в профессиональном самоопределении студента.
Существенную роль при выборе профессии играют мотивы профессионального выбора. Есть семь групп таких мотивов. Они различаются динамикой трех позиций: снижением собственной активности и инициативы обучаемых при создании и осуществлении профессиональных планов и намерений; уменьшением выраженности личностного отношения к профессиональному выбору; увеличением индифферентности и безразличия в вопросах профессионального выбора. В соответствии с этим выделяются типы профубежденного, профхоббиста, профпрагматика, проф-эмансипанта, профсамоутвержденца, профконформиста и безразличного обучаемого.
Перечисленные типы оказывают несомненное влияние на мотивы профессионального поведения, подразделяющиеся на: мотивы понимания предназначения профессии; мотивы профессиональной деятельности, которые объединяют в себе деятельностно-процессуальные и деятельностно-результативные мотивы; мотивы профессионального общения — престижа профессии, сотрудничества, межличностного общения в профессии.
Мотивы профессионального выбора выполняют несколько функций. Так, например, ориентирующая функция направляет поведение человека на выбор определенного варианта поведения; смыслообразующая устанавливает субъективную значимость конкретного поведения человека; опосредующая состыковывает стимулы внешней ситуации и общую направленность личности; ограничивающая позволяет выходить за границы психофизиологических возможностей человека; мобилизующая функция отвечает за реализацию существенных и намеченных целей, а оправдательная дополняет личностный смысл действия отношениями человека к норме поведения.
Одним из признаков, характеризующих отношение личности к профессии, выступает профессиональная установка. У молодежи она возникает, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, преподавателей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений. Каждое время приносит с собой «моду» на какую-то профессию. Вспомним, какой популярностью пользовались в свое время профессии химика, физика, программиста. Теперь специалисты этого профиля остаются невостребованными, и естественно, что их профессиональная установка ослаблена, как и мотивация к учению, которая тоже снижена.
При отсутствии достаточно обоснованных профессиональных ориентации весьма распространенными становятся три модели выбора. При первой абитуриент руководствуется ожиданиями, что зачисление на определенную специальность будет означать, прежде всего, приобщение к особой социальной и культурной среде. При второй модели выбора абитуриенты, осознающие недостаточный уровень своей предметной подготовки, стремятся предельно сократить риск провала при поступлении и выбирают наименее конкурсные специальности, заранее смиряясь с расхождением между собственными интересами и профилем профессиональной подготовки. В подобной ситуации студент нередко выбирает платную форму обучения. В третьем случае на ту или иную специальность поступают учиться случайно, вообще без основательного анализа собственных способностей и перспектив работы. Сопутствующим обстоятельством подобной модели выбора часто выступает пример товарищей и приятелей или ажиотажный спрос на подготовку по наиболее популярным специальностям (например, юридическим и экономическим). Такая модель выбора чревата низкой успеваемостью и отсевом из образовательного учреждения, а в последующем ведет к высокой профессиональной текучести.
При оценке этих моделей следует заметить, что общим фоном процессов выбора профессии становится социально-экономическая ситуация в стране и регионе. Так, при выборе трудоустройства молодые люди в качестве главного обстоятельства рассматривают высокую заработную плату. На втором месте оказывается совпадение будущей профессии с приобретаемой в профессиональной школе, особенно в вузе, специальностью. Само наличие диплома о высшем образовании нередко рассматривается как формальное условие доступа к определенной должности. Лишь каждый пятый руководствуется тем, чтобы будущая работа была интересной, по душе, перспективной. На такое распределение предпочтений студентов большое влияние оказывают материальные факторы. Сюда можно отнести и возможность заработать, не вкладывая много сил и труда, и специфику занятий спекуляцией, «черным бизнесом», и пример людей, сумевших за короткий срок сделать капитал. В мышлении молодежи большое место на сегодняшний день занимает принцип недостаточности: хочется все больше и больше вещей, денег, признания со стороны не только сверстников, но и всех окружающих и т.д. И если все осуществится, человек считает себя счастливым. Этот материальный фактор очень мощно подкрепляется идеологическими и социально-психологическими факторами, когда через средства массовой информации, радио, кино, музыку внушается определенное отношение, формируется подражание, общественное настроение и мнение, заставляющие личность проявлять конформизм и нонконформизм.
Особым видом отношения человека к профессии выступает интерес. Существуют три уровня развития профессионального интереса. На первом привлекательным стимулом является внешняя сторона профессии. Поскольку личность не обладает опытом производственной деятельности, то интерес к профессии носит диффузный характер, часто не направлен на конкретный вид труда. На втором уровне интерес связан с систематизацией знаний о содержании труда, поскольку студент уже получил первоначальный опыт профессиональной деятельности. На третьем уровне интерес к профессии трансформируется в профессиональную направленность на основе творчества. Можно также проследить «жизненный путь» профессионального интереса: от уровня «потребителя интереса», который характеризуется незнач<
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 840;