Теории гуманистической психологии
Теории организационного поведения
Один из основателей этого направления в психологии - американский психолог и философ Абрахам Маслоу (1908-1970).
Главным в его теории является вопрос мотивации. Маслоу описал человека как 'желающее* существо, которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, возникает другая и т.д.
Потребности
уважении и статусе в
Потребности самоактуализации:
реализация потенциала
Потребности в принадлежности
и социальные потребности
Потребности в безопасности: гарантия удовлетворения
физиологических потребностей
Физиологические потребности еда, отдых, физическое развитие, жилище
Рис. 3. Классификация потребностей человека по Маслоу.
Низший уровень - это физиологические потребности. Если человек голоден - его главная задача раздобыть пищу. Ради этого он пойдет на любой риск, не задумываясь, скажем, об упрочнении своего общественного положения.
Когда физиологические потребности человека удовлетворяются, о своих правах заявляет следующий уровень - соображения безопасности. На этом уровне человек стремится обеспечить личную безопасность и получить достаточные гарантии удовлетворения своих физиологических потребностей.
Обеспечив безопасность, он переходит к удовлетворению социальных потребностей, желая, чтобы коллеги и соседи считали его равным себе, и преследует эти цели, пока не добьется соответствующего статуса.
Наконец, когда все эти нужды удовлетворены, он заботится о самореализации.
По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации поведения человека.
При этом ученый допускал исключения из правила. Есть люди, которые могут развивать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Есть и такие, для которых ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.
Ключевым моментом и концепции иерархии Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Они частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях.
Концепция Маслоу подтверждает выводы Элтона Мэйо: деньги ни в коей мере не удовлетворяют всех потребностей человека, хотя, имея их, можно реализовать многие нужды.
Это всегда должен иметь в виду менеджер, управляя организационным поведением.
Американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949) известен как автор доктрины человеческих отношений. В основе ее лежат результаты опытов, которые он проводил в производственных группах на заводе «Вестерн электрик» в течение нескольких лет. Результаты исследований получили название «Хотторнский эффект» по месту их проведения.
Мэйо поставил в центр управления взаимоотношения в группах и поведение людей в организационной среде, так называемый человеческий фактор.
Мэйо установил, что во время эксперимента шесть работников создали сплоченную, так называемую неформальную группу. Члены этой группы сдружились, помогали друг другу. Одна из них, с наиболее сильным характером, стала лидером группы.
Мэйо, проводя своей эксперимент, наоборот, советовался с рабочими обо всех новшествах, которые он предлагал, и принимал их поправки и рационализаторские предложения. Рабочие гордились тем, что с их мнением считались. Это рождало совершенно новое поведение людей в группах.
В опытах Мэйо было установлено, что рабочий не просто «экономический человек», реагирующий только на материальное стимулирование. Выяснилось, что есть стимулы и посильнее денежных, причем диапазон этих стимулов очень велик. По сравнению с угрозой наказания более действенными оказались: поощрение похвалой, воспитание чувства гордости за свой завод, внушение рабочим, что их интересы совпадают с интересами фирмы.
Психологические исследования показали, что среднему рабочему требуются возможности для проявления личных качеств, «отдушины» для выражения творческих способностей, ему необходимо сознавать, что он что-то значит и приносит пользу, является интегральной частью сильной и постоянной группы, которая может дать ему чувство социальной уверенности.
Наблюдения в Хоторне показали прямую зависимость производительности труда от самых разнообразных условий. На основании этих исследований был сделан важный вывод для производственной практики, что заработная плата - не единственный производственный стимул человека. Чтобы высвободить весь творческий потенциал работника, нужны не только экономические, но также социальные и психологические стимулы.
Мэйо пришел к выводу, что при подборе мастера необходимо учитывать не столько технические знания, сколько его способность руководить людьми, устанавливать с ними отношения. Мастер, по мнению Мэйо, центральная фигура в системе «человеческих отношении», от которого прежде всего зависит «социальная» ситуация и моральное состояние рабочих.
После двух с половиной лет социально-психологических экспериментов в Хоторне производительность труда рабочих возросла в среднем на 40 процентов по сравнению с исходным уровнем. Ученый установил, что это повышение производительности труда не было связано с изменениями условий, а всегда имело психологические причины.
Исследования Мэйо и его коллег положили начало развитию идей о человеке в организации и роли в ней человеческого фактора.
Гуманистическая психология в отличие от психоанализа и бихевиоризма рассматривают людей как активных творцов собственной жизни. Наиболее ярко эта идея выражена в теории американского психолога Карла Роджерса (1902-1978).
Две вещи являются фундаментальными для этой теории: организм и личность. Организм - это физическое начало, которое в действительности и получает впечатления от мира. Сумма впечатлений составляет феноменальное поле организма. Познать феноменальное поле другого можно лишь через симпатию. Роджерс утверждал, что поведение представляет собой функцию не окружающей среды и внешних стимулов, а феноменального поля. Внутри этой феноменологической схемы необходимо определить, каким образом люди отличают факты от вымысла и создают правильное представление о реальности. Согласно Роджерсу, единственный способ убедиться в правильности собственного восприятия - это проверка точности информации, на которой основываются представления о мире, и сравнение ее с информацией из других источников. Другими словами, человек использует сенсорную информацию, дополняя ею сведения, полученные от предшествующих впечатлений. Благодаря опыту часть феноменального поля дифференцируется, именно это и составляет личность. Личность определяется как гештальт (образ), который складывается из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимоотношений «Я» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценностей, связанных с этими восприятиями.
В отличие от Роджерса другой западный представитель гуманистической психологии, немецко-американский ученый Курт Левин(1890-1917) поведение рассматривал как функцию личности и среды.
Один тип поведения может больше зависеть от личности, например, вычурные манеры; другой – от ситуации, например, стереотипный ритуал салютования флагу. Но все типы поведении всегда оказываются продуктом личности и среды и, согласно теории поля, их обычно можно объяснить на основе этих факторов.
В теории Левина анализируются не только восприятие и образы субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружением. Для Левина <поле> - это структура, в которой совершается поведение.
Большую роль в самоактуализации личности играют ценностные ориентации. Эта проблема получила свое отражение и трудах польско-американского психолога Менделя Рокича (1918-1988).
Ценностные ориентации он делит на две группы: терминальные - цели существования индивида и инструментальные - способы повеления, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни.
Метод Рокича основывается на том, что состав ценностных ориентаций каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека. Установить ее предлагается методом прямого ранжирования: каждое определение ценности заносится на отдельную карточку, а человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, предложив испытуемому перечень ценностных ориентаций в виде опросного листа, на котором надо проставить ранги для них: 1 - для самой важной ценности, 2 - для следующей по важности и т.д. Обычно достаточно получить информацию о первых пяти ценностных ориентациях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение может считаться пренебрежительно малым. Ранжируются терминальные и инструментальные ценностные ориентации отдельно.
Самой существенной проблемой является определение состава общечеловеческих ценностей, поскольку их «всеобщность» небесспорна. Для разработки перечня ценностей требуется глубокий научный подход с надежным обоснованием репрезентативности исследуемой выборки и результатов. Считается, что адаптированная советскими ученым методика М. Рокича, доказала свою надежность, салидность, достоверность, хотя при ранжировании возможна фальсификация. Кроме того, некоторые опрашиваемые могут ориентироваться на собственные насущные ценности, другие - на абсолютно значимые для всего человечества. Тем не менее, при правильной ориентации опрашиваемых методика позволяет получить достаточно надежные результаты, которые могут использоваться для определения структуры личности наряду с данными, полученными другими методами.
Для повышения надежности результатов ранжирования собственных актуальных ценностей полезно применение приема, предложенного С.Р. Пантелеевым: испытуемому предлагается после завершения ранжирования ценностных ориентации определить в процентах степень достижения каждом ценности на настоящий момент. Ниже приводится известный у нас в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18 каждого вида) и алфавитном порядке.
Терминальные ценности:
· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом):
· здоровье (физическое и психическое):
· интересная работа;
· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
· любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком);
· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
· наличие хороших и верных друзей;
· общественное признание (уважение окружающих, коллектива товарищей по работе);
· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, обшей культуры, интеллектуальное развитие);
· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
· счастливая семейная жизнь;
· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
· творчество (возможность творческой деятельности);
· уверенность в себе (внутренняя гармонии, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Инструментальные ценности:
· аккуратность, чистоплотность (умение содержим, в порядке вещи, порядок в делах);
· воспитанность (хорошие манеры);
· высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
· жизнерадостность (чувство юмора);
· исполнительность (дисциплинированность);
· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
· непримиримость к недостаткам в себе и других;
· образованность (широта знаний, высокая общая культура);
· ответственность (чувство долга, умение держать слово);
· рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
· самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
· смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
· твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
· терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
· честность (правдивость, искренность);
· чуткость (заботливость);
· широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные взгляды, обычаи, привычки);
· эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
Приведенные в данном обзоре теории гуманистической психологии по существу представляют собой практическое пособие для менеджера, поскольку они затрагивают наиболее важные для человека стороны его жизни и работы в организации.
Теория потребностей человека Маслоу учит: чтобы добиться от каждого работника производительных действий и нужного поведения, необходимо учитывать самые различные его нужды и интересы.
Для большинства людей работа связана не только с денежным вознаграждением. Человек, получающий достаточную зарплату, может провоцировать конфликты с коллегами и начальством по причине неудовлетворенности своих высших интересов.
Хотторнский эксперимент Мэйо продемонстрировал это с очевидной наглядностью. Организуя труд шести работниц на сборке телефонных реле, он вместе со своими помощниками сделал акцент не только на первичных потребностях сборщиц, но и на вторичных - для людей оказалось важным: создание в группе дружеских взаимоотношений, советы с ними по тем новшествам, которые предлагалось внедрить, поощрение похвалой, внушение работницам, что их интересы совпадают с интересами фирмы, и т.д.
Используя основные выводы теории Маслоу и результаты исследований Мэйо, их последователи разработали инструментарий управления организационным поведением, который в настоящее время широко используется на практике.
Один из важнейших выводов в рамках доктрины человеческих отношений состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая наряду с другими включает в себя и «человеческие» дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и пр.
Знание теории Курта Левина открывает для менеджера широкие возможности влиять на поведение людей. Во-первых, можно изменить среду или ситуацию, в которой находится порождающий проблемы человек. Во-вторых, воздействовать на личность. В-третьих, использовать комбинацию всех этих возможностей.
В целом роль и значение теорий гуманистической психологии определяется выводом ученых о том, что основным мотивом поведения людей является стремление каждого к самореализации - сделать себя более сильным, а свою жизнь - более полной, приносящей душевное удовлетворение.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 373;