Глава 10. Личные неимущественные права, не связанные с имущественными
Понятие личных неимущественных прав, не связанных
с имущественными, классификация и общие положения
Об их защите
1.Объектами определенной группы личных неимущественных прав выступают неотделимые от личности блага, не связанные с имущественными. Такие субъективные права принято именовать личными неимущественными правами, не связанными с имущественными. Они не образуют одного сложного правоотношения с имущественными[415]. В литературе высказывалось мнение, что на неотделимые от личности объекты вообще не может быть субъективных прав и речь может идти об обладании не имеющими юридического характера личными благами[416].
Статья 151 ГК содержит не исчерпывающий, но довольно обстоятельный перечень важнейших нематериальных благ и прав, не связанных с имущественными. Одни из них принадлежат лицу от рождения (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, честь, доброе имя и т.п.), другие – в силу акта законодательства (право свободного передвижения, выбора пребывания и жительства, право на имя и т.п.).
Определенные личные неимущественные права могут принадлежать и юридическим лицам (например, право на деловую репутацию).
Конечно, было бы неправильно отрицать, что неприкосновенность личности и личной документации, честь, достоинство и т.п. являются благами социальными, связанными с существованием самой личности. Однако, гарантированная государством возможность пользоваться ими является субъективным правом, именно правом на охрану этих благ и на защиту их от нарушений, т.е. правомочие пользоваться благами, притязание на признание их всеми другими субъектами, что дает основание считать их субъективными правами[417].
Особенности, присущие личным неимущественным благам, определяют и специфические черты прав, объектом которых они являются. Личные права, не связанные с имущественными, так же как и одноименные блага, характеризуются нематериальностью содержания и неразрывной связью с личностью их обладателя, неотделимостью от нее, а поэтому неотчуждаемы, непередаваемы любым способом.
2. Проблема личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Дискуссии применительно к этим отношениям велись давно и по нескольким направлениям. Прежде всего это касалось выяснения самого указанного понятия, ибо, как справедливо отмечалось в литературе, причиной послужило отсутствие легального определения личных неимущественных отношений[418].
Так, высказывалось мнение, что личными неимущественными являются отношения, в которых выражены признание и оценка индивидуальных качеств лица со стороны общества[419]. Но, как справедливо отмечено, такой подход односторонен, ибо упущен один из важных признаков – личный характер этих отношений[420].
Личные неимущественные отношения определяются и как правовые связи между субъектами по поводу духовных благ, неотделимых от личности и индивидуализующих ее[421], а также как возникающее по поводу неимущественных благ отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности посредством выявления и оценки ее социальных качеств[422].
Однако при характеристике личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, главными являются два признака: отсутствие материального (имущественного) содержания и монолитная связь их с личностью носителя.
Один из аспектов, вызывающих дискуссию при характеристике личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, - определенние отраслевой принадлежности указанных отношений. В свое время высказывалось мнение, что эти отношения имеют разноотраслевую принадлежность[423]. Но преобладающим является подход, согласно которому личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, однородны по содержанию, и их правовое регулирование должно осуществляться единой отраслью – гражданским правом.
Место рассматриваемых отношений в системе указанной отрасли определяется в доктрине неоднозначно. Одни ученые признают совокупность норм, регулирующих личные неимущественные отношения, подотраслью гражданского права[424]. Другие авторы усматривают в указанной совокупности норм самостоятельный институт гражданского права, не входящий ни в одну его подотрасль[425]. Этот подход заслуживает одобрения, поскольку уровень правового регулирования данных отношений применительно к Республике Беларусь не соответствует критериям, необходимым для признания совокупности гражданско-правовых норм, регламентирующих рассматриваемые отношения, подотраслью гражданского права. Однако в последующем при накоплении нормативного материала появится такая возможность.
Полемику вызвал и вопрос о направленности норм, регламентирующих рассматриваемые отношения. Некоторые исследователи пришли в выводу о том, что гражданское право только охраняет эти отношения, ибо его нормы имеют конкретную направленность – предупреждение и пресечение правонарушений, но не них позитивную регламентацию[426]. Другие ученые настаивают на том, что названные права не только охраняются, но и регулируются гражданским правом[427]. Этот подход предпочтителен. Применительно к Республике Беларусь он опирается на ее законодательство. Как в ГК 1964 г., так и в действующем ГК речь идет именно о регулировании личных неимущественных отношений. Но регулирование может осуществляться также и при помощи охранительных норм.
2. Личные неимущественные права, не связанные с имущественными, подразделяются в зависимости от их направленности на соответствующую сферу, обеспечивающую интересы их носителей. Этот классификационный критерий можно считать общепризнанным. В соответствии с ним выделяют три вида личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, направленных на:
а) индивидуализацию личности их носителя (право на имя, а применительно к юридическим лицам – на их наименование; право на честь, достоинство, деловую репутацию и т.п);
б) обеспечение личной неприкосновенности самого гражданина. Часто этот вид обозначает как физическую неприкосновенность личности [428] или обеспечение физического благополучия личности[429] (жизнь, здоровье, личный облик, выбор места жительства, благополучие окружающей среды и п.т);
в) неприкосновенность частной жизни личности, его внутреннего мира (неприкосновенность жилища, интимной жизни, в том числе личных документов, переписки, невмешательство в личную жизнь). Есть и иные подходы к классификации личных неимущественных прав по критерию целевой направленности[430].
В плане общепринятой классификации субъективных прав рассматриваемые права относятся к абсолютным правам: праву управомоченного субъекта соответствует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от его нарушения.
3. В системе мер защиты личных неимущественных, не связанных с имущественными, прав важная роль принадлежит гражданско-правовым средствам. Пункт 2 ст. 151 ГК устанавливает общее правило о том, что «нематериальные блага защищаются гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 11 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения». Преобладающим является судебный порядок. Защита прав в административном порядке возможна только в предусмотренных законодательством случаях (ст. 10 ГК).
Сама защита рассматриваемых прав может иметь место в рамках тех способов, которые установлены в законодательстве (ст. 11 ГК), с учетом сущности нарушенных личных неимущественных не связанных и имущественными, прав и последствий этого нарушения. Во внимание принимаются также установленные в ст. 9 ГК пределы возможного осуществления прав. Общее правило п. 2 ст. 151 ГК конкретизируется в отдельных гражданско-правовых отношениях применительно к некоторым личным неимущественным правам.
Статья 152 ГК использует гражданско-правовой способ защиты прав граждан в форме предоставления им права требовать денежную компенсацию при причинении им морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими их личные неимущественные права либо посягающим на их другие нематериальные блага, и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Управомоченными лицами на заявление таких требований являются только граждане. Обязанными субъектами могут быть любые лица, поведением которых причинен моральный вред.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в постановлении от 26 апреля 2005 г. №16 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации»[431] разъяснил, что право на возмещение морального вреда имеет индивидуальный предприниматель, если распространены о нем порочащие его деловую репутацию сведение.
По вопросу размера возмещения морального вреда в ст. 152 ГК судам предлагаются только самые общие ориентировочные положения. Применительно к причинителю вреда принимается во внимание степень его вины (при отсутствии вины этот критерий отпадает), и иные заслуживающие внимания обстоятельства. В отношении потерпевшего учитывается степень физических и нравственных страданий, обусловленных индивидуальными психологическими особенностями и свойствами характера лица. Конкретизируя общие критерии, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 28 сентября 2000 г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» указал на необходимость в каждом конкретном случае при определении степени таких страданий исходить из тяжести (значимости) последствий для потерпевшего, их общественной оценки в зависимости от характера спорного правоотношения, принимать во внимание обстоятельства причинения морального вреда, возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение и иные индивидуальные особенности. Если же требования о компенсации морального вреда заявлены в связи со смертью потерпевшего лицами, имеющими право на его возмещение, этот размер определяется с учетом степени родства с погибшим, нахождения на его иждивении, характера взаимоотношений с потерпевшим и других обстоятельств, имеющих значение для оценки нравственных переживаний (п.16)[432].
При определении размера возмещения морального вреда индивидуальному предпринимателю суд может учесть финансовое состояние ответчика и во всех случаях определения размера компенсации такого вреда руководствоваться принципом разумности и справедливости (п. 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г.).
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 355;