Деятельность D.B. Vigniola


Виньола — непосредственный продолжа­тель великих мастеров начала XVI в., при­нимавший участие в завершении таких вы­дающихся памятников этого времени, как двор Бельведера, Канчеллерия, собор св. Петра и Капитолий,—был последним круп­ным мастером эпохи Возрождения в Риме.

Виньола сделал важный шаг в разработке но­вых типов сооружений — виллы, предназ­наченной для отдыха и развлечений, заго­родного замка-дворца и нового типа цер­ковного здания. В 40-х годах XVI в. Виньола работал в Болонье над интерьером собора Сан Петронио и строил нечто вроде гости­ного двора — портико деи Банки. По решению городского Совета архитектор должен был объединить несколько старых зданий единым фасадом. Для этого Винь­ола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения. Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером. В двух местах ар­ки повышены для того, чтобы избежать монотонности и акцентировать переулок. Несмотря на то, что при строительстве бы­ли допущены изменения проекта, портико деи Банки является одной из интересней­ших построек своего времени. Ею была за­вершена многолетняя реконструкция глав­ной площади Болоньи.

Вилла папы Юлия III в Риме расположена за стенами го­рода на Фламиниевой дороге. Это неболь­шое сооружение, композиция которого раз­вивается по продольной оси, состоит из не­многих закрытых помещений и анфилады замкнутых дворов с портиками, укромным нимфеем с водоемами и садом, связанных разнообразными переходами и лестницами, остроумно расположенными на уклоне уча­стка.


рис.стр.150 Амманати и Виньола. Вилла Джулия (вилла папы Юлия III) в Риме. Начата в 1550 г. План. Одновременно с виллой и в непосред­ственной близости от нее, по другую сто­рону Фламиниевой дороги, Виньола воз­вел маленькую церковь, точнее ораторию Сант Андреа, с первым овальным куполом (закончена в 1554 г.).

Одно из наиболее значительных произ­ведений Виньолы — замок Фарнезе в Капрарола близ Витербо с примыкающим к нему парком . В результате многолетних работ соз­дана уже не крепость, а великолепная за­городная резиденция римского магната. Выстроенный на склоне высокого холма

замок Капрарола как нельзя лучше связы­вается с ландшафтом и раскрывающимися чуть не до самого Рима широкими горизон­тами. Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания. Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстра­дами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который подни­мается позади замка с изящному садовому павильону. За мощными стенами скрывается вели­чественный круглый двор. В первых двух очень высоких этажах он окружен арочны­ми обходами, куда имеют выходы все па­радные помещения дворца. В третьем ярусе, где над обходами устроена открытая галерея, расположены помещения для мно­гочисленной челяди в один этаж с внутрен­ней стороны и в два этажа снаружи, бла­годаря чему коридор между двумя ряда­ми помещений получает естественное осве­щением.

Церковь Иль Джезу в Риме была создана Виньолой в соответствии с четко сформу­лированными требованиями нового мона­шеского ордена — иезуитов. Но обособление и укорочение вет­вей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное заверше­ние в величественном средокрестии с гро­мадным куполом.

Сильнейшим архитектурно-выразитель­ным средством здесь становится свет. Раз­номерное освещение нефа через полукруг­лые окна над капеллами перебивается пе­ред самым средокрестием, и эта теневая пауза подчеркивает интенсивность света, падающего сквозь фонарь и окна купола. Другим важнейшим средством формирования архитектурного образа церкви является крупная масштаб­ность как ее интерьера, так и фасада.

Впечатление от церкви, эффектно рас­крывающейся в угловом ракурсе, растет по мере приближения к ней, но только под­нимаясь по широкой лестнице, зритель вос­принимает в полной мере огромные разме­ры импозантного и строгого, словно чекан­ного, фасада, который по грандиозности вполне отвечает интерьеру, а по своей сдер­жанности является разительным контрас­том к великолепию внутреннего убранства.

Фасад в своих основных чертах опреде­лен Виньолой, но при его осуществлении Джакомо делла Порта сделал ряд измене­ний в духе последней четверти XVI в., уси­лив монолитную целостность композиции. Двухъярусный ордерный фасад главного храма иезуитов с его волютами, объединя­ющими боковые нефы с центром, стал про­тотипом для множества католических церк­вей нового времени.

 



Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 2029;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.