Архитектурная деятельность Leonardo da Vinci, Rafael de Santis.


Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.)—ученый, художник, скульптор, инженер и фортификатор, сам себя в первую очередь наз архитектором.. Между тем практически его строительная деятельность ограничилась лишь инженерными сооруже­ниями.

Ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Тем не менее его влияние на современную итальянскую архитектуру гораздо силь­нее, чем это обычно думали. Градострои­тельные и архитектурные замыслы, сохра­нившиеся в графическом и литературном наследии Леонардо, входят в число наибо­лее ценных сокровищ италь­янского Возрождения. Леонардо интересовали градостроитель­ные проблемы, инженерные сооружения, различные виды и типы зданий, их кон­струкции.

Среди многочисленных эскизов Леонардо имеются наброски идеального города впервые вышедшие за рамки отвлеченной геометрической схемы. Он задумывался о социальной организации города и о функ­циональном разделении его транспорта, для которого сочинял многоярусные улицы с каналами для грузовых барж в уровне подвалов.

Об интересе мастера к сводам и купо­лам свидетельствует группа рисунков, включающая аналитические эскизы зданий (церкви Сан Лоренцо в Милане, Сан Спирито во Флоренции и др.); зодчий разраба­тывает тему купола на круглом, квадрат­ном и восьмигранном основании примени­тельно к сооружениям самой различной планировки.

 

Леонардо да Винчи. План собора, основанный на правильной восьмиконечной звезде, обладает поворотной симметрией 8-го порядка и отнюдь 'не музыкальной' системой пропорций √2:1

 

Его эскиз крепостной башни с низкими и необыкновенно толстыми стенами, имеющими такой изгиб, который призван отражать и отклонять снаряды противника, ясно показывает, что должно прийти ей на смену. Башня обязательно должна была иметь винтовую лестницу, и кто-то может удивиться, зачем Леонардо понадобилось делать для этой лестницы особый чертеж, однако более внимательный взгляд обнаруживает его замысел и гений: лестничная спираль на рисунке двойная, так что воины, которые поднимаются и спускаются, не сталкиваются друг с другом.

 

Леонардо-архитектор разрабатывал конструкцию купола Миланского собора. Рисунок купола в поперечном разрезе был подготовлен, возможно, для конкурса, однако Леонардо изъял свой проект еще до начала конкурса по причинам, нам неизвестным.

 

При участии Леонардо да Винчи

 

Леонардо предполагал увенчать архитектурный комплекс Кастелло огромной дозорной башней, воздвигнутой над одним из бастионов, а крепостные башни по углам украсить куполами с небольшими шпилями. Во дворе этого замка Леонардо устанавливает колоссальную модель конного памятника Сфорца.

Одновременно Леонардо мечтает о постройке «идеального» города с удобными, красивыми улицами и площадями, украшенными арками и фонтанами, со сложной системой подземных каналов, избавляющих жителей от грязи и зловония, столь обычных для городов того времени. Такой город обязательно должен находиться на берегу моря или реки. Улицы здесь, по мысли Леонардо, располагаются двумя ярусами, причём верхний ярус, расположенный на аркадах, предназначен только для пешеходного движения. Верхние и нижние улицы в местах пересечения соединяются между собой лестницами, так что «тот, кто захочет пройтись по всей площади, может для этой цели пользоваться верхними улицами. Кто хочет идти по нижним улицам, также может это сделать».

26. Разрез дворца в городе с движением в двух уровнях

 

В 1490 году Леонардо построил в герцогском саду в Милане большой круглый павильон с куполом. В другом проекте автор помещает грандиозный мавзолей на вершине холма. Круглый, опоясанный колоннадой мавзолей воспринимается как естественное завершение холма и неразрывно связан с окружающей природой. В этой естественности и заключена сила образной выразительности монумента, задуманного мастером как прославление героической личности.

Среди архитектурных набросков Леонардо можно найти интересный замысел театра, названный им «театром для проповедей». Это круглое, по-видимому, перекрытое куполом сооружение, внутри которого амфитеатром расположены ярусы мест для слушателей, а в центре — высокая кафедра для оратора.

Большое внимание уделял Леонардо вопросам строительной техники. Он изучает отдельные элементы архитектурной конструкции — фундаменты, арки, стены, балочные перекрытия, — производит расчёты их прочности. Его интересует распределение нагрузок в разных частях постройки и правильная кладка фундамента, так как «первой и наиболее важной вещью является устойчивость». Леонардо первому принадлежит требование рассматривать архитектурную конструкцию с точки зрения сопротивления материалов.

В историю архитекторы он вошел попыткой решить две насущные для XX века задачи, унаследованных и следующим веком. Речь идет об оформлении фасадов соборов, по типу, приближающемуся к базиликам. Один из эскизов к средневековому строению в Павиа убеждает в способности прозорливого строителя заглядывать далеко вперед: задуманная им конструкция нашла свое воплощение едва во времена барокко.
Многочисленные зарисовки недвусмысленно свидетельствуют и об интересе ко второй, актуальной для этого периода задаче. Речь идет о монументальных культовых сооружениях куполообразной конструкции, в которых гуманистические идеи Возрождения нашли наиболее яркое отражение.
Итак, деятельность Леонардо да Винчи как архитектора протекала главным образом в теоретическом направлении, практическая реализация выпала в основном на долю Донатто Браманте. Не забудем, однако, что и тот и другой проживали в Милане, были хорошо знакомы. И поэтому можно не сомневаться в том, что возведение собора святого Петра не обошлось без участия гениального Леонардо.

Идеи Леонардо оказали огромное влияние на его современников. Не случайно многие замыслы великого мастера были осуществлены на практике другими зодчими Возрождения, которые передали наследие Леонардо последующим поколениям.

Рафаэль Санти, величайший живописец в Риме, на протяжении 1514-1520 гг, был одним из самых значительных зодчих Италии. К первым архитектурным произведениям Ра­фаэля относится церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 г.) и капелла семьи Агостино Киджи в церкве Санта Мария дель Пололо (1512— 1520)

В 1514 г. Рафаэль был назначен руководителем строительства собора св. Петра. Участвовал в конкурсе на фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, достраи­вал начатый Браманте двор Сан Дамазо в Ватикане, одновременно расписывая вместе с учениками его лоджии (окончены в 1519 г.).

В последние годы жизни Рафаэля по его рисун­кам различными мастерами было построено не­сколько дворцов: палаццо Видони-Каффарелли; па­лаццо да Брешия и палаццо дель Аквила в Риме (окончены в 1520 г.); палаццо Пандольфини во Фло­ренции (1516—1520 гг.). Под Римом было начато строительство виллы Мадам а (с 1517 г.).

В августе 1515 г. Рафаэль, увлекавшийся с мо­мента своего приезда в Рим изучением античных памятников, был назначен вместо умершего Фра Джокондо хранителем римских древностей.

Первой постройкой Рафаэля была цер­ковь Сант Элиджо дельиОрефичи, заказанная ему цехом рим­ских ювелиров. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от. родственных по композиции церквей зна­чительно большим отношением высоты по­мещения к его ширине (высота под купо­лом равняется двум с половиной его диа­метрам). Эта особенность подчеркивается также сосредоточением света в верхних частях, под сводами и в подкупольном ба­рабане. Светлый интерьер поражает лако­ничностью и чистотой своих форм, грани­чащих с абстрактной геометрической схе­мой, но нигде не теряющих ни телесности, ни ясного выявления их конструктивно- строительных функций. Напротив, тектони­ческая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа.

Особенно характерна аскетическая об­наженность подкупольных арок, боковая поверхность которых свободна даже от архивольта, замененного узкой полоской, логически отвечающей небольшому высту­пу пилястр по углам средокрестия. Благо­даря условиям освещения эти полоски ка­жутся словно вычеканенными из серебра: арки легко несут паруса, барабан и купол, впечатлению легкости которых способ­ствует увеличение освещенности кверху.

Вслед за этим в церкви Санта Мария дель Пополо по рисункам Рафаэля была выполнена погребальная капелла Киджи. План имеет форму квадрата со срезаными углами. Внутреннее пространен почти не сужаясь в поперечнике, переходит с помощью небольших парусов к барабану и довольно плоскому куполу. Отделка интерьера капеллы, хорошо видимого из главного нефа церкви, от ко­торого она отделена только низкой балю­страдой., очень богата и выполнена из цветного мрамора.

В области дворцового строительства Рафаэль первоначально развивал новый композиционный тип. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектирован­ное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Здание перво­начально имело лишь семь осей и, следо­вательно, ясно выраженную центральную ось), но позднее оно было значи­тельно развито в длину и надстроено. Первоначальный план не известен. Фасад отличается от своего прототипа тем, что во втором ярусе вместо полуколонн приме­нены трехчетвертные колонны, из-за кото­рых выступают углы лопаток, а над окна­ми сделаны заглубленные филенки, вслед­ствие чего плоскость стены в интерколумниях потеряла свой спокойный характер. Известное усложнение форм в результате такого расширения архитектурных средств компенсируется объединением пьедестала под парными трехчетвертными колоннами, а также руста нижней части, в котором исчезли вертикальные разрывы между кам­нями. Этот элегантный, но име­ющий оттенок манерности прием руста, по-видимому, применен здесь впервые.

В целом фасад получил более парадный и праздничный вид. Но при его оценке не­обходимо помнить, что не только третий этаж, но, возможно, и профилированные наличники цокольного этажа относятся к более позднему времени.

1.Рафаэль-Рим. Палаццо Видони,1515г.;2-Флоренция.Палаццо Пандольфини, 1520 г.

Вилла Мадам а, проектировавшаяся Рафаэлем (возможно с 1517 г.) по заказу кардинала Джулиано Медичи, строилась на обращенных к Риму склонах холма Мой­те Марио, к северу от города, и должна была получить связь с Ватиканом посред­ством прямой улицы. Используя приемы композиции античных императорских вилл и терм, Рафаэль создал здесь новый тип виллы для кратковременного отдыха вель­можи среди природы.

Великолепный план, о котором с востор­гом сообщают современники, охватывает широко задуманный ансамбль,спускавший­ся террасами к Тибру. На верхнем уровне помещалось само здание виллы и откры­тый театр (не был выполнен), устроенный по примеру древнегреческих прямо на скло­не. На средней террасе были разбиты сады, на нижней — устроены конюшни. От Рафаэля сохранились части глазно­го здания и примыкающий к нему партер­ный сад, разбитый на субструкциях, с ко­торых и было начато строительство.

 

 

 

Здание включает расположенную полу­кругом и обработанную ордером стену, которая в большинстве дошедших до нас рисунков виллы рассматривается как часть круглого двора. Выполненная часть здания составляет лишь одну ветвь композиции. Вход посредине полукруглой стены ве­дет в большую трехпролетную лоджию; кроме нее, в построенной ветви виллы имеется лишь несколько комнат. Окружен­ное с трех сторон крупными нишами, пере­крытое в среднем пролете куполом, а в боковых—крестовыми сводами.

При помощи трех арок лоджия открывается на партерный сад. Закрытый с одной стороны подпорной стенкой с экседрами, с другой — повис­ший, словно балкон над склоном, обращен­ным к долине Тибра, этот сад сменяется другим, менее геометричным по планиров­ке. Поперечная стена с проемом разделяет эти сады, превращая их как бы в открытую анфиладу. Лестницы по концам первого сада соединяют его с прямоугольным бас­сейном на нижней террасе и расположен­ным под сводами нимфеем.

Вход посредине полукруглой стены ве­дет в большую трехпролетную лоджию; кроме нее, в построенной ветви виллы имеется лишь несколько комнат. Окружен­ное с трех сторон крупными нишами, пере­крытое в среднем пролете куполом, а в боковых—крестовыми сводами.

При помощи трех арок лоджия открывается на партерный сад. Закрытый с одной стороны подпорной стенкой с экседрами, с другой — повис­ший, словно балкон над склоном, обращен­ным к долине Тибра, этот сад сменяется другим, менее геометричным по планиров­ке. Поперечная стена с проемом разделяет эти сады, превращая их как бы в открытую анфиладу. Лестницы по концам первого сада соединяют его с прямоугольным бас­сейном на нижней террасе и расположен­ным под сводами нимфеем.

 

 

 

Палаццо Пандольфини

 

 

 

Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.



Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 8306;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.