Раннехристианская архитектура, до римская и связь с древней архитектурой Византии.


Вступление Римской империи в последнюю фазу своего развития сопровождалось глубокими структурными изменениями ра­бовладельческой формации, в частности серьезными изменениями в идеологии. Широкое распространение получило хри­стианство. На протяжении 3 в. н. э сформировалась сильная организация ме­стных христианских церквей, во главе ко­торых стояли епископы.

Кризис рабовладельческого общества постепенно выдвинул христианство на пер­вый план теологической жизни, так как оно оказалось наиболее приспособленным к новым социально-экономическим условиям.

История раннехристианской архитек­туры распадается на два периода: от воз­никновения до Константина и от Констан­тина до падения Западной Римской импе­рии.

В первый период христианские секты были вынуждены скрывать места своих со­браний. Это обстоятельство, демократиче­ский характер общин, объединивших в пер­вую очередь низы общества, а также про­стота организации и культа объясняют осо­бенности раннехристианской архитектуры. со­здаются самостоятельные христианские церкви, для которых приспосабливаются обычные дома.

Среди немногих памятников раннехристианской арх-ры известен дом-церковь в Дура-Европсе, превращенный в церковь после 231г. Внешне ничем не отличен от жилых домов города, что не было лишним в условиях полулегального существ собиравшейся здесь маленькой общины.

Центром комплекса был небольшой дворик с выходящим в него помещениями. На южной стороне находилась главн комната с возвыщением для совершения культовых обрядов, для совместных трапез, в качестве школы для детей христиан. Над прямогугольной купелью была устроена арочная сень. Комнатц в северно-западном углу занимал баптисерий.

В Риме до этого периода дошли развалины сдававшихся в наем домов и небольщих терм, превращенных в церкви.

Другим местом культовых церемоний были катакомбы, в которых христиане Рима, Эфеса, Александрии и др города хоронили умерших членов своих общин.

Резкое изменения произошли в начале 4 в н.э, когда христианство столо господствующей религией и повело ожесточенную борьбу против старых религий. Языческие храмы разрушались а их обломки использовались для строительства христианских церквей.

Во времена Константина началовь широкое строительство церквей по всей Римской империи, особенно в Риме, Константинополе – новой столице империи, Иерусалиме и др. В этот период наиболее общим для империи типом церкви был базиликальный.

Подобно эллинистической и римской светским базиликам, христианская цер­ковь также имела вытянутый прямоуголь­ный план с апсидой против входа и рядами колонн, деливших интерьер на нефы, из которых средний был шире и выше боковых и освещался окнами в верхней части его стен (рис, 4). Но перекрывался средний неф уже не бетонными сводами, а легкой двускатной деревянной крышей с откры­тыми стропилами внутри или с подвесным деревянным кессонированным потолком. Боковые нефы имели обычно наклонные деревянные крыши Усложнение христианского обряда вско­ре потребовало добавления к старой бази-ликалыюй схеме новых элементов: большого перестнлыюго двора —атрия, пред­шествующего входу, с фонтаном для омо­вении или купелью для крещения в центре, широкого узкого притвора, пли нартекса и трансепта — поперечного нефа между базиликой и апсидой для расширения алтарной части. Переход от интерьера базилики к трансепту оформлялся триумфллыюй ар­кой за которой стоял алтарь,а далее, в апсиде было место судьи, находились кресло епископа п места клира.

Базилика св петра 324-349гг

 

В дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности.Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, состоящих из монастырской церкви, келий вокруг двора, дома настоятеля-аббата, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек — амбаров, погребов, мастерских. Совершенство такого комплекса, относящегося еще к IX в., подтверждается сохранившимся планом монастыря Сен Галлен в Швейцарии. Его центральную часть образует храм с двумя хорами, имеющий форму латинского креста (сохранились две отдельно стоящие башни), соединенный коридором с жилыми помещениями. Вокруг этого комплекса размещались мельница, пивоварня, трапезные, школа и больница.Власть королей уменьшается и решающее значение приобретают духовенство и знать. Поэтому центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Аахен, Вормс), каменных монастырей и церквей, тогда как остальные сооружения возводят, видимо, из дерева. К этому времени относятся монастырские ворота в Лорме — пример того, как в тот период понимались античные образцы. Для церквей образцом служит прежде всего базилика и раннехристианская центричная композиция храма. Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене, построенный по образцу храма Сан Витале в Равенне. Однако здесь возникает массивная и более тяжелая модификация образца, что было, видимо, обусловлено меньшим техническим уменьем местных строителей. Это центричное здание в плане имеет форму восьмиугольника. Внутреннее восьмиугольное пространство пролетом около 15 м делится на этажи галереей, над которой поднимается купол. Купол граненый в отличие от перекрытий храма Сан Витале, где он представляет собой полусферу. Из гражданских зданий первое место занимают королевские резиденции, от которых почти ничего не сохранилось. Со строительным искусством меровингского и каролингского периодов непосредственно связано зодчество оттонов — переходное к следующему периоду в архитектуре — романскому. В отдельных областях империи возникает архитектура, отличающаяся яркими местными особенностями. В романской архитектуре на основе местных достижений и опыта дороманского периода выделяются отдельные районы со своей спецификой, которые получили название «романских школ». Значительным вкладом архитектуры оттонского периода в ее общее развитие является храм св. Михаила в Гильдесгейме, относящийся к началу XI в.

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма.

Византийское искусство возникает в IV веке на востоке Римской империи. Оно оказало значительное влияние на романское религиозное искусство - главным образом, куполами и силуэтами фресок. В искусстве Каролингской и Оттоновской империй отличительной чертой является своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, особенно проявившийся в орнаменте. Архитектура этих королевств ориентирована на римские образцы. Это базилики, центрические храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной техникой. Внутренний декор составляют мозаика и фреска. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения"



Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 3680;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.