ГРАДАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЛОСОФИИ
Направления и школы западной и русской философии | Примерная хронология | Представители | |
ДОФИЛОСОФСКАЯ СТАДИЯ (до VII-VI вв. до н.э., Гомер, Гесиод и др.) | |||
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII вв.до н.э.- V в.н.э.) | |||
ДОСОКРАТИКИ (натурфилософия) | До IV в. до н.э. | Фалес, Гераклит, Парменид, софисты, Эмпедокл, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Пифагор и пифагорейцы и др. | |
АФИНСКАЯ ШКОЛА | V - IV вв.до н.э. | Сократ, Платон, Аристотель | |
ЭЛЛИНИЗМ (IV в. до н.э.- II в. н.э.): | |||
кинизм | IV - III в. до н.э. | Антисфен, Диоген Синопский и др. | |
эпикуреизм | IV – I в.до н.э. | Демокрит, Эпикур и др. | |
скептицизм | IV – I вв.до н.э. | Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа | |
стоицизм | III до н.э. - II в. н. э. | Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Панеций, Посидоний, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий | |
АТОМИЗМ | V в. до н.э - I в. н.э. | Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар | |
НЕОПЛАТОНИЗМ | III – V вв.н.э. | Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Прокл | |
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV-XIV вв.) | |||
АПОЛОГЕТИКА иПАТРИСТИКА | I-VIIIвв.н.э. | Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, Петр Ивер, Иоанн Дамаскин и др. | |
СХОЛАСТИКА (IX – XIV вв. н.э.): | Эриугена, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, И. Росцеллин, Пьер Абеляр, Бонавентура, У.Оккам, Р.Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Фома Аквинский | ||
томизм | XIII-XIVвв. | Фома Аквинский (Аквинат) | |
реализм | IХ- ХIVвв. | Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский | |
номинализм | IХ-ХIVвв. | И.Росцеллин, Пьер Абеляр. | |
оккамизм | ХIII-ХIVвв. | Уильям Оккам | |
МИСТИЦИЗМ | ХШ-ХIVвв. | Мейстер Экхарт | |
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ (арабская) Ф-Я | Х-ХIVвв. | Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Маймонид, Газали, Фараби, О.Хайям и др. | |
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) (XIV-XVI вв.) | |||
ГУМАНИЗМ И НАТУРФИЛОСОФИЯ | XIV-XVI вв. | Данте, Петрарка, Савонарола,Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Н.Коперник, И.Ньютон, Г.Галилей, Кеплер и др. | |
НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ(XVII-XVIII вв.) | |||
СЕНСУАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ | XVII – XVIII вв. | Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Блез Паскаль, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк и др. | |
РАЦИОНАЛИЗМ | XVII – XVIII вв. | Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, И.Кант | |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ | XVIII в. | Дж. Беркли, Д. Юм | |
СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ | XVIII в. | Д.Юм, И.Кант | |
КУЛЬТ РАЗУМА (Просвещение) | XVIII в. | Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Гольбах, Ш. Монтескье, И.-В. Гёте, Гердер, Даламбер и др. | |
КУЛЬТ ЧУВСТВА (Романтизм) | XVII – нач. XIX вв. | В. Шекспир, Ф. Шлегель, Ф. Шиллер, Байрон, Ф. Шлейермахер и др. | |
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.) | |||
СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ | XVIII-XIX вв. | И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг | |
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ | XIX в. | Л.Фейербах | |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ | XIX в. | К.Маркс, Ф.Энгельс | |
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ХIХ – ХХ в.в.) | |||
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в. – нач. XX в. | А.Шопенгауэр, О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, С.Кьеркегор, Ч.Пирс, Ф.Ницше, У.Джемс, Г.Коген, Э.Кассирер и др. | ||
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (волюнтаризм и философия жизни) | XIX в. | А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор | |
ПОЗИТИВИЗМ | XIX в. | О.Конт, Г.Спенсер, эмпириомонизм и др. | |
ПРАГМАТИЗМ | XIX в. – нач. XX в. | Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи | |
НЕОКАНТИАНСТВО (Марбургская и Баденская шк.) | XIX в. – нач. XX в. | Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер, Г.Риккерт В.Виндельбанд | |
ГЕРМЕНЕВТИКА | XIX в. – нач. XX в. | Ф.Шлейермахер, В.Дильтей | |
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ в. | Б.Рассел, Л.Витгенштейн З.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, И.Лакатос, П.Фейерабенд, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Р.Рорти и др. | ||
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | ХХ в. | М.Шелер, П.Тейяр де Шарден, Плеснер, Гелен и др. | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | ХХ в. | Ф.Ницше,А.Бергсон, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет | |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (неопозитивизм) | ХХ в. | Л.Витгенштейн, О.Нейрат, Р.Карнап, Дж.Мур, Б.Рассел | |
ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм и неофрейдизм) | ХХ в. | З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, В.Франкл, Карен Хорни и др. | |
ГЕРМЕНЕВТИКА | ХХ в. | Г.Х.Гадамер | |
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ | ХХ в. | К.Ясперс, М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, С.де Бовуар, Г.Марсель, М.Бубер, Л. Шестов, Н.Бердяев, П. Рикёр, Ю.Хабермас, Э.Мунье и др. | |
ИНТУИТИВИЗМ | ХХ в. | А.Бергсон, Н.Лосский | |
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ | ХХ в. | Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А.Шюц | |
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ | ХХ в. | К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др. | |
СТРУКТУРАЛИЗМ | ХХ в. | К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Р.Барт, М.Фуко | |
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: XX в. | |||
Неотомизм | XX в. | Тейяр де Шарден, А.Швейцер, Э.А.Жильсон, П.Маритен и др. | |
Протестантизм | XX в. | К.Барт, Р.Нибур, Р.Шолль, Д.Бонхёффер, Р.Бультман, П.Тиллих, Ю.Мольтман и др. | |
Религиозный персонализм | XX в. | Н.Бердяев, Ж.Лакруа, Э.Мунье, Дж.Ройс и др. | |
Религиозный экзистенциализм | XX в. | К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер | |
ПОСТМОДЕРНИЗМ | II-ая пол.ХХв. – н.в. | Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Батай, Р.Рорти, Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Гваттари, Э.Агацци, Ф.Фукуяма и др. | |
Безусловно, градацию огромного исторического наследия философии трудно осуществить точно (насколько возможна точность в философии), в ряде моментов она относительна и условна. Многие мыслители одновременно принадлежат к разным направлениям, их философия многопланова и структурно сложна. Тем не менее, такое распределение поможет лучше сориентироваться в истории философии и получить представление о её многообразии.
Таблица 2
АНТИЧНОСТЬ(7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)
Главные составляющие (части) философии | Краткое содержание взглядов и концепций |
БОГ (теология) | Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм. Монотеизмв зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников). |
ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) | Основа мировоззрения – космоцентризм. Космос– главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализмбытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники). |
АНТРОПОЛОГИЯ (учение о человеке) | Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель). |
АКСИОЛОГИЯ (учение о ценностях) | Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия(стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель). |
ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) | Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений). |
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ | Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как образ идеального государства. Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти. История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка –телеология: движение к высшему благу. |
Таблица 3.
Таблица 3.ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)
Главные составляющие (части) философии | Краткое содержание взглядов и концепций |
БОГ (теология) | Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума, теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины). |
ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) | Основа мировоззрения – теоцентризм, креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное. |
АНТРОПОЛОГИЯ (учение о человеке) | Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души. Проповедь аскетизма и смирения. |
АКСИОЛОГИЯ (учение о ценностях) | Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи. |
ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) | Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях). |
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ | Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти церкви, папства, кардиналов). Общество стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»). |
Таблица 4
ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ(15–18 вв.)
Главные составляющие (части) философии | Краткое содержание взглядов и концепций |
БОГ (теология) | Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание: деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии. |
ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) | Переход от геоцентрической парадигмымироздания на гелиоцентрическую. Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма: множество учений о субстанции, её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции. |
АНТРОПОЛОГИЯ (учение о человеке) | Становление мировоззренческого антро-поцентризмаигуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культчеловека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования. |
АКСИОЛОГИЯ (учение о ценностях) | Моральный и нравственный дуализм: одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейскогоотношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма,«разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи. |
ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) | Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки. |
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ | Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий. |
Таблица 5
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 392;