Гипотетичность исторического знания
Гипотезы в историческом познании могут заключаться в предположениях о неизвестных фактах в судьбе и личной жизни исторических деятелей, о происхождении или исчезновении этносов, о назначении древних монументальных сооружений или предметов, найденных археологами. Обобщённо и метафорически неизвестную информацию о подобных явлениях часто называют «белыми пятнами истории». Гипотетическими являются все наши знания о духовной жизни первобытных людей. Вообще о древней истории мы можем судить в основном по косвенным данным, а значит гипотетично. Суждение о причинно-следственных связях в описании сложных масштабных событий (например, причины экономического кризиса, процветания или стагнации, также носят гипотетический характер). Гипотезами будут любые суждения о вероятности событий и предположения о возможном, но не произошедшем развитии событий. Такие предположения используются при анализе достаточности и необходимости условий, а также при решении проблем альтернативности исторического развития.
Использование гипотезы в историческом познании гораздо шире, чем заполнение «белых пятен». Историческая гипотеза – это не просто домыслы или любопытствующий интерес к загадкам и тайнам. Любое знание о прошлом несёт в себе долю гипотетичности, поскольку историк не можем наблюдать непосредственно исторические события как главный объект своего изучения. Одной из ошибок при игнорировании или непонимании принципиальной гипотетичности большинства суждений об историческом прошлом часто становится выдавание за общее правило частной гипотетической интерпретации. В конечном итоге это может привести к догматизации и стагнации в развитии научного знания.
Гипотетичность знания о прошлом вызвана, прежде всего, тем, что информации об историческом прошлом всегда остаётся неполной и часто недостаточной для выведения однозначных и окончательно достоверных истин. По своим объёмам «утраченная история» неизмеримо многократно превышает сохранённую и добываемую информацию о прошлом. Онтологический статус «утраченной истории» – небытие. Мы бессильны перед главными причинами «перетекания» информации в небытие. Во-первых, – это закон сохранения энергии: материальные носители информации о прошлом неизбежно изменяются со временем, а значит, утрачивают часть информации об одних событиях, превращая её в информацию о других событиях, случившихся позже. Во-вторых, – это закон необратимости времени: мы не сможем попасть в прошлое и вернуть утраченное из небытия. Однако историки несут ответственность за сохранение уже известных исторических источников, а также за поиск и своевременное (до уничтожения) добывание ещё не утраченной истории. Историки несут также ответственность за то, что будет считаться историческим источником, а что нет. Эта задача приобретает особое значение, если мы осознаем, что все в мире можно интерпретировать как информацию о прошлом. Историческое познание постоянно увеличивает объём исторической памяти. Однако параллельно идет и постепенный процесс забывания отдельных фрагментов прошлого и безвозвратной утраты исторических источников, вследствие природных и социальных катаклизмов.
Неверно было бы считать, что если следствие гипотезы было подтверждено на опыте, то это свидетельствует об окончательной ее истинности. Такое заключение было бы слишком поспешным, ибо согласно правилам логики из истинности следствия не вытекает истинность его основания, в данном случае основанием будет гипотеза. Можно говорить лишь о степени правдоподобности или вероятности гипотезы, так как при дальнейшей проверке могут быть обнаружены факты, опровергающие гипотезу частично или целиком. Очевидно, чем больше по количеству, а главное по разнообразию, будет найдено фактов, подтверждающих гипотезу, тем выше станет ее вероятность. В принципе, однако, вполне, допустим, один-единственный случай, который может опровергнуть гипотезу, которая считалась само собой разумеющейся истиной. Классический пример: законы механики Исаака Ньютона до открытия теории относительности Альбертом Эйнштейном считались непреложными истинами. Дальнейшие эксперименты, проведенные в связи с проверкой общей теории относительности, выявили их приближенный характер. Тем не менее, на практике учёным чаще всего достаточно законов Ньютона, так как их приближённость и относительность не имеет значения для решения технических задач. Поэтому все законы природы и общества, даже многократно проверенные и подтвержденные опытом, представляют собой не что иное, как практически достоверные, но теоретически условные и относительные гипотезы.
Идею принципиальной гипотетичности и относительности любого научного знания впервые ввёл в науку Ч.С. Пирс в своём главном труде «Великая логика». Он определил «реальность» как то, что было бы открыто бесконечным процессом научного исследования. Это определение привело его к формулировке «принципа фаллибилизма» (погрешимости), по которому в любой данный момент времени наше знание о реальности носит частичный и предположительный характер.
Необходимость помнить о принципиальной гипотетичности большинства наших знаний о прошлом подтверждается таким феноменом как ревизия в историческом сознании, то есть пересмотр, переписывание истории каждым новым поколением историков. Переписывание истории вызывается не только идеологическими запросами современности и сокрытием каких-то фактов от общественного сознания, но и открытием новых фактов прошлого.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 356;